Послание Лаврецкого потомкам

Послание Лаврецкого потомкам. Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа жертвует им и склоняется перед долгом. Признав невозможность личного счастья, Лаврецкий в конце романа с грустью обращается к молодому поколению Играйте, веселитесь, растите, молодые силы думал он, и не было горечи в его думах жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака мы хлопотали о том, как бы уцелеть - и сколько из нас не уцелело а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остается отдать вам последний поклон- и хотя с печалью, но без зависти, безо всяких темных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего бога Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь Тургенев показывает, таким образом, что его герой, несмотря на все свои искренние попытки быть деятельным, в конце романа вынужден признать свою полную бесполезность.

Лаврецкий шлет свое благословение молодому поколению, веря, что именно молодежи предстоит дело делать, работать, и отдает себя, свое поколение на жертву во имя новых людей, во имя их убеждений.

Самоограничение Лаврецкого выразилось и в осмыслении собственной жизненной цели пахать землю, то есть не спеша, но основательно, без громких фраз и чрезмерных претензий преобразовывать действительность.

Только так, по убеждениям писателя, можно добиться изменения всей общественной и политической жизни в России. Поэтому основные свои надежды он связывал прежде всего с незаметными пахарями, такими, как Лежнев Рудин, в более поздних романах - Литвинов Дым , Соломин Новь. Самой значительной фигурой в этом ряду стал Лаврецкий, сковавший себя железными цепями долга. В эпоху 60-х годов такой финал воспринимали как прощание Тургенева с дворянским периодом русской истории.

А в молодых силах видели новых людей, разночинцев, которые идут на смену дворянским героям. Так оно и случилось. Уже в Накануне героем дня оказался не дворянин, а болгарский революционер-разночинец Инсаров. Дворянское гнездо имело самый большой успех, который когда-либо выпадал на долю тургеневских произведений. По словам П. В. Анненкова, на этом романе впервые сошлись люди разных партий в одном общем приговоре представители различных систем и воззрений подали друг другу руки и выразили одно и то же мнение.

Роман был сигналом повсеместного примирения. Однако это примирение, скорее всего, напоминало затишье перед бурей, которая возникла по поводу Накануне и достигла апогея в спорах вокруг Отцов и детей. Почему же такой грустный аккорд в финале романа? Почему же такой грустный аккорд в финале романа? Чернышевский в статье Русский человек на гепйег-уоиз расценивал фиаско героя повести Ася как отражение его социальной несостоятельности.

Критик утверждал, что либералы 40-х годов не обладают той целеустремленностью и готовностью к борьбе, той силой воли, которые необходимы для переустройства жизни. Точка зрения Чернышевского, как известно, была продолжена в ряде статей Добролюбова Что такое обломовщина Когда же придет настоящий день? и др в которых критиковалась неспособность русских дворян-либералов двигать историю вперед, разрешать насущные общественные вопросы, наконец, склонность известной части дворянской интеллигенции к апатии, инерции, спячке. В свете статьи Чернышевского об Асе следует рассматривать и финал Дворянского гнезда Лаврецкий высказывает грустные мысли в конце романа прежде всего потому, что он переживает большое личное горе. Но почему же такое широкое обобщение Догорай, бесполезная жизнь Откуда такой пессимизм? Крах иллюзий Лаврецкого, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который переживало дворянство в эти годы. Таким образом, Тургенев вкладывал большой политический и конкретно-исторический смысл в разрешение этой этической проблемы.

Несмотря на свои симпатии к либеральному дворянству, Тургенев изображал правду жизни.

Этим романом писатель как бы подвел итог периоду своего творчества, ознаменовавшемуся поисками положительного героя в среде дворянства, показал, что золотой век дворянства отошел в прошлое.

Но это лишь одна сторона медали.