Период параллельного бытования мирских и христианских имен

Период параллельного бытования мирских и христианских имен. начался примерно с 980 года. Ещё до официального крещения, произошло проникновение христианства в культуру Руси. Начался процесс обращения к новым именам, привнесенным новой религией. Новые имена были взяты из разных языков – из греческого (Александр, Андрей, Василий; Анастасия, Екатерина, Ксения и другие), из латинского (Виктор, Константин, Максим; Марина, Наталья и другие), из древнееврейского (Даниил, Иван, Илья; Анна, Елизавета, Мария и другие) и некоторых других.

Распространению христианских имен способствовал культ христианских святых. Как известно, у христиан (у православных, католиков) каждый день отмечается день памяти того или иного христианского святого.

И со временем развился обычай называть детей из христианских семей именами, которые в календаре стоят близко к дню рождения или дню крещения ребенка. Сам календаоь называют месяцесловом, а в народе – святцами. Однако христианские имена на Руси утверждались постепенно, по мере утверждения христианства. Существовал длительный период параллельного бытования имен христианских (крестильных) и мирских (некрестильных). На практике это выглядело так: человек носил два имени – крестильное и мирское.

При этом, как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров, и в XVI и XVII веках мирские имена употреблялись чаще крестильных. И все же, к концу XVII века мирские имена практически вышли из употребления. Из всего многообразия исконно русских (или славянских) имен в христианский именослов вошли только единичные.

Это в основном двуосновные имена русских или славянских князей, причисленных к лику святых (Владимир, Вячеслав, Людмила), также имена Горазд, Кукша. Состав мирских имен рассматриваемого периода известен по ряду словарей и исследований. Наиболее распространенными из них были, например: Бажен, Баран, Бык, Волк, Дружина, Ждан, Истома, Неждан, Некрас, Нечай, Смирной, Томило и другие.

О составе мирских женских имен известно немного, т.к. сведения о лицах женского пола в памятниках истории встречаются редко. В словаре Н.М. Тупикова приведено только 47 женских древнерусских имен (помимо имени Ольга – Безручка, Белуха, Всеслава, Голуба, Гостена, Забава, Любава, Милава, Несмеяна, Рогнеда