рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Своеобразие романа Достоевского "Преступление и наказание"

Своеобразие романа Достоевского "Преступление и наказание" - раздел Литература, 1.своеобразие Гуманизма Достоевского 2. Художественное Своеобразие Романа 3....

1.Своеобразие гуманизма Достоевского 2. Художественное своеобразие романа 3.Смысл теории Раскольникова 4.Актуальность творчества Фёдора Достоевского СВОЕОБРАЗИЕ ГУМАНИЗМА ДОСТОЕВСКОГО Достоевский - певец "униженных и оскорбленных" - получил всемирное признание как великий писатель - гуманист.Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного "человеколюбия" Тема, вокруг которой движется вся мысль Достоевского, есть человек - истинное подлинное существо человеческой личности в отличие от того как бы внешнего обличия или, можно сказать, той личины, с которой человек является к другим людям и часто даже себе самому в условной, общепринятой сфере обычаев, приличий, права и даже господствующей морали.

Но проблема человека есть вместе с тем, быть может, центральная проблема духовного развития и всего европейского человека за XIX и XX век. В частности, влияние Достоевского падает на эпоху, когда европейской мыслью вновь овладевает некоторое недоумение по вопросу об истинном существе человека и когда старые, прежде господствовавшие представления об этом предмете пошатнулись в самих своих основах.

Нам представляется поэтому чрезвычайно поучительным - и особенно уместным ко дню юбилея Достоевского - отметить особое значение идей Достоевского в том кризисе гуманизма, который за последние полвека переживает европейское человечество. Общеизвестно, с какой силой и проницательностью, с каким бесстрашием Достоевский открывает слепые, темные, злые глубины человеческого существа, хаос диких страстей, бушующих в человеческом сердце, и описывает их. Внимание, которое Достоевский уделяет темным и низменным началам человеческого духа, так велико, что породило довольно распространенное и доселе мнение, что Достоевский впадает здесь в неправдоподобные преувеличения (очевидно, именно на такое мнение сам Достоевский отвечает своим афоризмом, что "правда всегда неправдоподобна"), другие и доселе способны видеть в Достоевском только гениального психопатолога, проницательного изобразителя всяческих садистических и мазохических извращений.

Ясно во всяком случае одно: от гуманистического оптимизма, от всякой идеализации человека Достоевский бесконечно далек.

Человеческое существо, как его рисует Достоевский, есть прямая противоположность и "разумному человеку" просветительства, и "прекрасной душе" романтизма. По Достоевскому, зло, слепота, хаотичность, дисгармония не только вообще присущи человеку, но в каком-то смысле связаны с его последним, глубинным существом.

Именно там, где человек в своих слепых и разрушительных страстях восстает против требований разума, против всех правил приличия и общепризнанной морали - именно там прорывается наружу, сквозь тонкую оболочку общепризнанной эмпирической реальности, подлинная онтологическая реальность человеческого духа. Но именно в этом пункте беспощадное обличение человека как-то само собой переходит в своеобразное оправдание человека.

Мы ощущаем это прежде всего чисто эстетически. Достоевский не отворачивается с брезгливостью или презрением ни от одного человеческого существа, как бы дико, зло и слепо оно ни было. Напротив, подобно матери, силой материнской любви чуящей живую душу даже и преступного, опустившегося своего ребенка, Достоевский, против приговора всего света, становится на сторону человеческой души во всей, столь же ярко им же изображенной ее нериглядности. Перед лицом морализирующего общественного мнения Достоевский - призванный адвокат своих падших, злых, слепых, буйствующих и бунтующих героев.

Так как он ощущает именно онтологическую глубину темных, иррациональных сторон человеческого духа, то он непосредственно ощущает их значительность, видит в них искаженные и замутненные признаки чего-то истинно великого - как велика всякая подлинная, последняя реальность. Замечательно уже то, что всяческое зло в человеке - ненависть, самолюбие, тщеславие, злорадство, и по большей части даже плотская похоть - для Достоевского не есть свидетельство бездушия, а, напротив, имеет духовное происхождение, есть признак какой-то особой напряженности духовной жизни.

В конечном счете оно проистекает, по Достоевскому, из оскорбленного чувства человеческого достоинства и есть либо слепая месть за оскорбленное достоинство личности, либо попытка - хотя бы нелепым и разрушительным образом восстановить его попранные права. Эта проникновенная загадка, вплотную приближающаяся к аморализму (но в силу центрального значения понятия вины никогда с ним не совпадающая), напоминает дерзновенную мысль Якова Беме о божественном первоисточнике того, что в падшем мире является злом. Дело в том, что та иррациональная, неисповедимая, ни в какие нормы добра и разума не вмещающаяся глубина человеческого духа, которая есть источник всего злого, хаотического, слепого и бунтарского в человеке есть, по Достоевскому, вместе с тем область, в которой одной только может произойти встреча человека с Богом и через которую человек приобщается к благоразумным силам добра, любви и духовного просветления.

Ибо эта глубина - само существо человеческой личности - в последней своей основе есть то таинственное начало, которое Достоевский в одном из набросков к " Братьям Карамазовым" называет "чудом свободы". Это - та самая "глупая человеческая волюшка", о которой как о высшем абсолютном благе говорит "человек из подполья". Через это начало ведет единственный путь человека к Богу - другого пути, более рационального и безопасного, менее проблематического здесь быть не может.

Это есть поистине "узкий путь", со всех сторон окруженный безднами греха, безумия и зла. По-видимому, Достоевский держался даже мнения, что духовное просветление, обретение даров благодати без опыта греха и зла вообще невозможно.

Во всяком случае он дает потрясающее своей правдой подтверждение той евангельской истины, что на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках.

Этим определяется совершенно своеобразный гуманизм Достоевского, в котором открывается выход из кризиса всего прежнего гуманизма. Решение Достоевского, в сущности, чрезвычайно просто, как просто все истинно гениальное. Достоинство человека, его право на благополучие, его право на уважение основаны не на каком-либо моральном или интеллектуальном совершенстве человека, не на том, что он "разумен", "добр" или обладает "прекрасной душой", а просто на глубине онтологической значительности всякой человеческой личности.

Эта глубина лежит "по ту сторону" добра и зла. Все, даже самые идеальные, мерила добра, правды и разума меркнут перед величием самой онтологической реальности человеческого существа. Этим определена глубокая, трогательная человечность нравственного миросозерцания Достоевского. Можно сказать, что Достоевский выразил в своем романе настоящий подлинный гуманизм - просто потому, что это есть христианский гуманизм, который во всяком, даже падшем и низменном человеке видит человека как образ Божий. Во всех прежних формах гуманизма человек должен был являться каким-то приукрашенным или принаряженным, чтобы быть предметом поклонения.

Для почитания человека нужно было забыть о грубой тяжелой реальности и отдаться обманчивым иллюзиям. Напротив, гуманизм Достоевского выдерживает всякую встречу с трезвой реальностью, его ничто в мире не может поколебать. Не будет преувеличением сказать, что здесь мы имеем одно из величайших духовных достижений человеческого сознания.

В наше жестокое время, когда образ человека начинает меркнуть и презрение к человеку грозит пошатнуть самые основы общежития, вера в человека может найти свою единственную опору только в том отношении к человеку, которое обрел Достоевский. Гуманизм должен либо окончательно погибнуть, либо воскреснуть в новой - и вместе с тем исконной и древней - форме - в форме христианского гуманизма, которую для современного человека открыл Достоевский.

Художественное своеобразие романа

В ряду классиков мировой литературы Достоевский заслуженно носит звани... В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время... Достаточно вспомнить, например, портрет старухи-процентщицы, выразител... Но Достоевский в большей мере обращает внимание на тот факт, под влиян... История связала мысли русских мальчиков-нигилистов девятнадцатого века...

литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ" . Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени.

Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе. Художественный мир Достоевского - это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть.

Отсюда - острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни. Произведения писателя, в особенности «Преступление и наказание», насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века. Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены - и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека. Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков.

И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые " Божественная комедия" Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи.

Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии. Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня.

Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня на поступки. Список литературы Франк С.Л. «Достоевский и кризис гуманизма», 1931 Шаповалова О.А. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения 2005 Абельтин Э.А Литвинова В.И. «Вызревание и смысл теории Раскольникова» «Актуальность творчества Достоевского»; авторская работа, 1999.

– Конец работы –

Используемые теги: своеобразие, Романа, Достоевского, Преступление, наказание0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Своеобразие романа Достоевского "Преступление и наказание"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного человеколюбия. Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал крестьянин -… Гуманизм включается в более широкую систему общественно - исторических и… Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех…

Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Что они значат, эти осколки, какой – то небывалой и “не будущей” жизни, которые – то освещают день, то выбивают из колеи, то заставляют страдать? И… Сны героев зачастую определяют их жизнь.Часто то, что персонажи произведений… Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина,…

Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
По ходу чтения романа создаетсявпечатление, что Лужин родился подлецом. Он не признает существованиенравственности. Вдобавок он расчетлив и… При этом он нечувствовал никаких угрызений совести. Он был уверен в своей… О его темных делах ходит огромное количество слухов. С нимсвязано много несчастий из-за него преследовали Дуню, его…

"Теория" и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
Столько злобного презрения уже накопилосьв душе молодого человека , что он менее всего совестился своих лохмотьев .Болезненноощущая унизительность… Герой рассуждает о разрешении крови по совести .Ивот Раскольников совершает… Но оказалось вс не так. Убийство Ал ны Ивановны и темболее Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея.

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать… Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о… Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы…

Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Но он сжег рукописи обеих повестей, но затем очень быстро написал по этим двум повестям одну Преступление и наказание. Петербург в то время был… Это роман о русском обществе, ощущение, которого было, что Россия после… Мармеладовы снимают на большую семью одну комнату, разделенную на две. В этом же доме снимут комнату Лужин и…

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с… Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным… Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем…

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он слышит разговор студента… На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается… Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский…

Образы детей и их роль в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние… Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова… Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Мужв картишки…

Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его- это люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточенывокруг… Образ Петербурга создавали в своихпроизведениях и Пушкин, и Гоголь, и… Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч сознакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" И все это время мы не перестаем ощущатьприсутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.Действие романа погружено в… Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем Люблю тебя, Петра творенье,… И это та цена, которую должен заплатитьгород за свое видимое процветание.
  • Религия как способ разрешения нравственных проблем (По роману Достоевского "Преступление и наказание") Но сама насущность этих вопросов, самосознание, что от них зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждогочеловека, ясно показали, что… Главным героем романа Преступление инаказание является Родион Раскольников,… Но постоянно уязвимая гордость Раскольникова мучаетего, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов…
  • Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана… Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского Основной идеей этой проблемы являетсявопрос что же важнее? Что ставить на первое место? На протяжении всегорассказа, Раскольников постепенно… Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктуетпоступать так или иначе.… Люди, в романе, не могутзаработать деньги на сво существование. И сознание этого провоцирует людей ктому, что…
  • Выявление типов смеха в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Однако, как это не покажется странным, образ Достоевского в жизни являет собой полную противоположность образу героев его произведений. Самый… Афоризмы и шутки Достоевского, его юморески и частушки ходили в списках по… После чего были произведены массовые аресты. (По следствию проходило всего 123 человека). Как вы знаете, Федор…