рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Число в структуре цикла

Число в структуре цикла - раздел Литература, Циклы в поэзии Цветаевой. Поэтические диалоги. Число В Структуре Цикла. Числа От 1 До 12 В Восточной И От 1 До 10 В Европейс...

Число в структуре цикла. Числа от 1 до 12 в восточной и от 1 до 10 в европейской традициях считаются сакральными, знаковыми, и имеющими отношение к духу. Путешествие к Ахматовой, начавшееся дарением Москвы так соприкоснулись московский и петербургский тексты и завершившееся Невстречей, происходит в ином - духовном пространстве.

Во многих традициях 1 - символ бытия и открытия человеку духовной сущности, символ света, солнца, творчества, созидания, личности, воплощение интеллекта и силы характера. Во всех больших монотеистических религиях единица считалась символом бога. В обыденном понимании 1 стала эмблемой начала, знаком человеческого я, одиночества Символы.

Знаки, 2007 167 . Для Ахматовой, как и для Цветаевой, важны начала и концы в их сопряженностиГ.П.Козубовская отмечает Последний отмечает у Ахматовой границы земного бытия, любви, памяти последняя песня, последняя встреча, день последний. В сакральном пространстве годовщин, связанных с чудесным оборотом времени вспять, история любви предстаёт как существование между первым и последним, которые обратимы, замещаемы А всего с тобой хотела с самого начала беззаботной первой ссоры, полной светлых бредней, и безмолвной, черствой скорой трапезы последней Ахматова, 1986,1 244 . Семантика первого и последнего поясняется цветочной символикой, цветочным кодом Только глаза подымать не смей, жизнь мою храня.

Первых фиалок они светлей, а смертельные для меня Ахматова, 1986,1 86 . Символика первого, связанная с ситуацией порога, мотивирует позицию героини как жертвы и одновременно жреца в связи с понятием богатства-нищеты За тебя отдала первородство, и взамен ничего не прошу, оттого и лохмотья сиротства я, как брачные ризы ношу Ахматова, 1986,1 156 , смерти - воскресения И мнится мне, что уцелела под этим небом я одна - за то, что первая хотела испить смертельного вина Ахматова, 1986, 1 89 . Понятие нищеты связано с кругом образов погребального обряда убогий, нищий - тот, у кого нет доли, в обряде нищий - заместитель покойного, получающий его долю Байбурин, 1985 97-99 . Любовь для героини Ахматовой, как и бытие в целом, жертвенный костёр, в котором сгорает душа героини и в котором она возрождается, подобно мифической птице Феникс Козубовская, 1995 123 По замечанию Г.П.Козубовской, у Цветаевой песнопение, начавшееся в задыхающемся ритме, из складывания осколков разбитого зеркала, перерастает в сотворение мира, в очертаниях которого угадывается облик Ахматовой природный код крапива, ива, тюльпан культурный четки, перстень и т.д. Козубовская, 2001 149 Поэтическая функция именования сотворения мифа предполагает у Цветаевой определенную жертву со стороны творящего так, обнаруживается неземная природа таланта руки даны мне - протягивать каждому обе, не удержать ни одной, губы - давать имена, очи - видеть Цветаева, 1997, 1 309 . Не случайно, в цикле подчеркивается слепота - утрата зрения ты солнце мне застишь Цветаева, 1997, 1 309 , сопровождающаяся удушением, и одновременно обретением другого зрения, направленного к сути вещи, внутрь себя, и обострения слуха сегодня голос - как тысяча голосов. Именно в этом заключается возможность постичь златоустую всея Руси. Убывание плоти Анны сопровождается уплотнением материальности героини цикла лирическое я существует в символике жестов, хождений, касаний и т.д т.е. в земном обличии Козубовская, 2001 150 Чужой текст становится своим сюжет поэмы У синего моря перелагается на своем языке, так осваивается чужой мир. Лирический субъект колеблется между двумя полюсами желанием быть узнанной и стремлением спрятаться, скрыться, остаться в тени. Поэтому для лирического сюжета актуален выбор мотив выбора роли, лика, в котором не стыдно явиться перед царицей.

Завершающая цикл сценка оформляется в фольклорном ключе, сохраняет позицию неравенства двух поэтов, зафиксированное семантикой лестницы и непреодолимого порога.

Предполагаемая встреча глаза в глаза - и есть сопряжение двух уровней сюжета невозможное в мире реальном осуществляется в виртуальном.

Число 2 . Символ двойственности, противоречивости и женского начала.

Это число воплощает конфликт, грех, статичность, различие, влечение и единство противоположностей.

В ведийской традиции двойка, с одной стороны, выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с другой - была символом соответствия или некоторой сходности противопоставляемого.

В древнееврейской традиции двойка воплощала жизненную силу, в Каббале - мудрость и самосознание.

В христианстве она стала символом двойной человеческой и божественной природы Христа Символы.

Знаки, 2007 167 . Наблюдаются переклички в использовании двойки Цветаевой и Ахматовой 2 - любимое число Ахматовой, вещным выражением которого стало зеркало. 3 - весьма значимое и многоплановое число, символизирующее у многих народов троичность бытия Вселенная состоит из трех сфер человек - из тела, души и духа существование - из рождения, жизни и смерти все явления - из начала, середины и конца прошлого, настоящего и будущего.

В тройке воплощены активное, пассивное и нейтральное, а также сохранение, созидание и разрушение. Три - первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, т.е. некоторая точка равновесия. Это также число синтеза, обновления и решения, созидания, творческого потенциала, многосторонности, всеведения, рождения и роста, число закономерности повторение явления один или два раза может считаться совпадением, троекратное повторение может уже считаться проявлением закона.

В бытовой нумерологии тройка часто воспринимается как знак удачи, потому что знаменует собой выход из противопоставления - решающее действие, которое может, однако, привести к неудаче Символы. Знаки, 2007 167 . В стихотворении соединяются три сущности - вздох, бестелесность Так много вздоха было в ней, Так мало - тела - божественно-демоническая Не человечески мила Ее дремота.

От ангела и от орла В ней было что-то, и земная Муза Царского села, памятник. Все эти, казалось бы, несовместимые вещи гармонично сливаются в неповторимом, вызывающим восхищение облике героини цикла. В мифологии большинство богов имело по 3 ипостаси. Ахматовский облик множится в зеркалах, где три - один из знаков этой множественности. 4 символизирует целостность, совокупность, полноту и солидарность, а также Землю, порядок, рациональность, меру, справедливость, относительность, устойчивость, стабильность и материальный мир Символы.

Знаки, 2007 170 . Возможно потому, что в этом стихотворении отражена еще одна земная, мирская сущность героини - не только музы, царицы, но и матери. 5 - в первую очередь считается символом человека, микрокосма. В разных культурах 5 связывают с любовью, здоровьем, чувственностью, медитацией, анализом, критикой, силой, взаимозависимостью, органическим ростом и сердцем. 5 предстает символом добра, радости жизни, высвобождения творческой энергии, целостности, вдохновения свыше и духовного воспитания, а также религии Символы.

Знаки, 2007 172 . 5 - знак стихийности рев Каспия, бешеный день - радость, полнота жизни, энергия . 6 - традиционный символ целостности и спокойствия, возможно, потому, что это и сумма, и произведение одних и тех же простых чисел 1 2 3 и 1 2 3 . Число воплощает единство и гармонию полярных сил, случай и удачу. Пифагорейцы считали шестерку числом сотворения мира. 6 также предстает числом союза и равновесия Символы.

Знаки, 2007 173 . Именно эта гармония полярных сущностей, полярных характеров двух поэтов и отражена в стихотворении, помещенным под номером 6 в цикле. Несмотря на всю противоположность, вместе они составляют единое неделимое целое Не отстать тебе! Я - острожник, Ты - конвойный. Судьба одна Цветаева, 1997, 1 306 . 7 - Волшебное, мистическое число, символизирующее космический и духовный порядок, завершение природного цикла. Оно объединяет целостность единицы с идеальностью шестерки, создавая внутреннюю симметрию олицетворяет мудрость, святость и тайное знание, сердечность и добродетель. 7 воплощает мистическую природу человека, число Вселенной, означает полноту и совокупность, поскольку является суммой 3 и 4. Оно олицетворяет совершенство, уверенность, безопасность, покой, синтез, обилие Символы.

Знаки, 2007 174 . Возможно, здесь отражение мистической, колдовской стороны сущности героини. Не зря в нем Цветаева называет ахматову разъярительницей ветров, насылательницей метелей, чернокнижницей . 8 отвечает за материальное благополучие и процветание.

Пифагорейцы считали это число, представляющее собой сумму двух четверок, священным оно символизировало гармонию и стабильность, близкую к совершенству. Как симметричная цифра, 8 представляет собой перевернутый знак бесконечности и таит в себе раздвоенность, потому ее нередко воспринимали как символ одновременно двух миров - материального и духовного. В этом качестве она выражала космическое равновесие, циклическое обновление, возрождение и вечное блаженство Символы.

Знаки, 2007 175 . Вероятно, воплощение этой раздвоенности с одной стороны - материальное базар, булочная, уличная певица, в другой - духовное, которое и представляет в стихотворении Ахматова богомолка, Богородица хлыстовская . 9 - число постоянства и цикличности. Наиболее общее символическое толкование 9 - всемогущество, полнота, целое, рай на земле. Это число силы и энергии, но еще и разрушения и войны, поскольку представляет собой перевернутую шестерку, а также символ низшей, физической природы человека. 9 - число тройственного синтеза мысли, тела и духа или загробного мира, Земли и Неба Символы.

Знаки, 2007 177 . Девятое стихотворение цикла отражает порыв к чужому совершенству, чужому слову, несущему противоречия бытия и обреченному на их искупление в самом себе. 10 - мистическое число завершенности и единства. На бытовом уровне 10 символизирует законченность Символы. Знаки, 2007 178 . Десятое стихотворение, обнажая оппозицию жизни смерти, сопрягает семантику забвения памяти в образе креста из крапивы. 11 - избыточность числа 11 по сравнению с совершенной и законченной десяткой делала его в европейских странах нехорошим символом.

У ряда народов Европы оно было эмблемой опасности, конфликта, мятежа и даже приравнивалось по неблагоприятности к числу 13 Символы. Знаки, 2007 178 . В стихотворении подчеркивается огромность, всемерность и всемирность таланта Ахматовой для Цветаевой.

Ты солнце в выси мне застишь, Все звезды в твоей горсти! Цветаева, 1997, 1 309 . Завершающая 13 главка - гипотетическая встреча в земном мире в земных обстоятельствах, остающаяся недостижимой. Именование сводится к колебанию между земным и небесным и страстной жаждой обрести это небесное. 2.3.5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Циклы в поэзии Цветаевой. Поэтические диалоги.

Талант Цветаевой находил признание и впоследствии, в период до 1922 года были опубликованы четыре ее книги 1910 год - Вечерний альбом , 1912 -… В Советской России интерес к Цветаевой не поощрялся, изучение ее творчества… Интерес к творчеству поэта вновь возник в нашей стране и за рубежом в начале восьмидесятых годов XX века и достиг…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Число в структуре цикла

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Диалогичность как понятие герменевтики
Диалогичность как понятие герменевтики. Оригинальное обсуждение проблем герменевтики, сильно повлиявшее на современную гуманитарную мысль не только отечественную, предпринял М. М. Бахтин, разработа

Бахтина и его развитие в науке
Бахтина и его развитие в науке. Творчество М. М. Бахтина затрагивает разные грани гуманитарной и философской наук, в частности антропологию, лингвистику, литературоведение, экзистенциальную философ

Цикл Ахматовой поэтика диалогичности
Цикл Ахматовой поэтика диалогичности. Поэзия Цветаевой отражает основные тенденции, присущие поэзии начала XX века. Специфику цикла отметила Г.П. Козубовская, подчеркнув, что цикл М. Цветаевой, адр

Царскосельская Муза и ее лики в цикле
Царскосельская Муза и ее лики в цикле. В отличие от Блока, встреча с которым невозможна, Ахматова следует за автором стихов как конвойный за острожником, и у них судьба одна Ахматова вдобавок черно

Черно-белая гамма
Черно-белая гамма. О цвете см. Волков, В.В. Цветосимволика лирики Ахматовой В.В. Волков Творчество Н. Гумилева и А. Ахматовой в контексте русской поэзии XX в Тверь, 2002 Волков, Н.Н.Цвет в живописи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги