рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Поэтика цикла Ахматовой "Полночные стихи"

Поэтика цикла Ахматовой "Полночные стихи" - раздел Литература, Содержание Введение 3 Глава I. Цикл Научный Инструментарий Его Исследования 1...

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ЦИКЛ научный инструментарий его исследования 1. Теория цикла 2. Теория мотива 3. Понятие архетип в науке о литературе 13 ГЛАВА II. ПОЭТИКА ЦИКЛА А. АХМАТОВОЙ ПОЛНОЧНЫЕ СТИХИ 1. Особенности поздней лирики А. Ахматовой 2. Гипотеза об адресате Полночных стихов проблема реконструкции 3. Структура цикла текст и черновик 34 2.3.1. Смысл заглавия 2. Дешифровка текста затекстовые реалии 3. Лирическая ситуация и архетип 4. Числовая символика концы и начала 5. Эпиграфы в цикле 6. Система мотивов 1. Мотив тишины 2. Музыкальный мотив 3. Мотив зеркала 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ВВЕДЕНИЕ Внутренняя природа таланта Ахматовой реалистична.

Она всегда предпочитала видеть мир таким, каков он есть на самом деле, при всем том, конечно, что видела его по-своему.

Как художник, она знала ночную жизнь души и любила подсмотреть чувство, когда рассудок спит. Ей были свойственны странности, говорившие об исключительной чуткости ее восприятий. В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, странная, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову.

Можно сказать, что огромность поэтической личности, какою была поэтесса, ее гениальное ощущение мира, ее тончайший художественный слух, ее человеческая - недремлющая и воспаленная совесть - вот что в совокупности своей создало эту уникальную в мировой литературе лирику. Существует множество работ, посвященных изучению творчества А.А.Ахматовой. Еще в критике начала XX века Ахматова вызывала споры. В советский период ее творчество изучалось неравномерно и эпизодично.

Исследователи обращались преимущественно к проблеме творческого метода Ахматовой, к некоторым проблемам ее поэтики. Новый поворот к Ахматовой обозначился в XX веке. В 80-90-е гг. акцент был поставлен на выявлении чужого слова в поэзии Ахматовой. Выявлению чужих голосов посвящены многочисленные филологические труды, упоминающие об использовании ею чьих-то текстов. То, что открыли Т.В. Цивьян, Р.Д. Тименчик, В.Н. Топоров, проникнув за второе дно ее роковой шкатулки, теперь уже всегда будет просвечивать сквозь прозрачность стихов третьими, седьмыми и двадцать девятыми, если воспользоваться ее же фразой, планами.

Одно время началась настоящая охота за цитатами в ее стихах, и дело выглядело беспроигрышным всегда что - то обнаруживалось. Казалось, Ахматова, читала - все, заимствовала - отовюду Найман, 1989 34 . В результате исследований выявлен блоковский В.А. Черных, В.Н. Топоров, дантовский В.И. Холодовский, гоголевский Д.С. Лихачев, пушкинский Р. Тименчик, А.И. Кузьмин, М.М. Гришман, шекспировский С. Шамаева пласты и т.д. Существует множество работ, посвященных изучению творчества А.А. Ахматовой.

Кроме того, детально исследованы отдельные произведения поэта. Так, напр поэма Реквием рассматривалась в нескольких аспектах Р. Тименчик изучал генезис поэмы 1994 , М.Свердлов - художественную концепцию 1997 , славянский пласт - Л. Кацис и М.Одесский и т.д. Поэме без героя посвящены работы Г. Кружкова, И. Лисянской, Л. Чуковской и др. Есть разборы отдельных стихотворений, таких, как Пока не свалюсь под забором Е.Б. Белодубровский , А вы, мои друзья последнего призыва В.В. Перхин , Летний сад Т. Алпатова , Когда в тоске самоубийства Ф.Лурье и т.д. В последние два десятилетия ученые обратились к изучению ь мотивики поэзии Ахматовой А.Е. Аникин - О литературных истоках детских мотивов в поэзии А.Ахматовой 1991 , И.Б. Непомнящий - Об одном тютчевском мотиве в лирике Ахматовой 1990 , Г.П. Козубовская - Мотив мертвого жениха в поэзии А.Ахматовой 2001 , О чахоточной деве 2001 , ь образности - В. Виленкин Образ ветра в поэтике А.Ахматовой 1995 , Образ тени в поэтике А. Ахматовой 1994 , К. Вернхейл Тишина у Ахматовой 1994 , ь библейский код - Р. Тименчик О библейской тайнописи у Ахматовой 1995 , К.И. Шарафадина Венок мертвым в ритуальном аспекте 1995 , ь цветовая символика - Л.В.Берловская, А.А.Фокин, К. Мочульский и др. Исследователи обращались к проблеме творческого метода Ахматовой.

Начало творческого пути Ахматовой связано с акмеизмом - литературным направлением, явившимся характерным завершающим звеном развития модернистской поэзии в России.

Однако пишет Н. Артюховская в творчестве поэта с самого начала сказалась не столько ее связь с акмеизмом, сколько самобытный талант, который раскрывался в сложном взаимодействии с предшествующей поэтической культурой и действительностью Артюховская, 1986 159 . Но, несмотря на многочисленные исследования поэтики А. Ахматовой, отдельные циклы остались неизученными.

Этим и определяется актуальность работы.

Цель работы исследовать поэтику цикла А. Ахматовой Полночные стихи. Цель обусловила задачи 1. Обосновать гипотезу об адресате цикла. 2. Рассмотреть структуру цикла с учетом отдельных архетипов. 3. Исследовать семантику отдельных мотивов в цикле. Объект исследования - цикл Полночные стихи в лирике А. Ахматовой. Предмет исследования - поэтика цикла Полночные стихи Ахматовой. Методологической основой работы являются труды теоретиков структурно - семиотической школы - В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана, Е. Фарино, приняты во внимание работы, посвященные творчеству Ахматовой - В.М. Жирмунского, Е.С. Добина, воспоминания и биографические работы А. Наймана, В. Черных, А.И. Павловского, Л. Чуковской и др. Использованы материалы справочных изданий - энциклопедии, литературные словари, словари символов Методы исследования.

В работе применены историко-культурный, биографический, структурно-семиотический методы, мифопоэтический подход, мотивный анализ.

Научная новизна исследована и описана поэтика цикла Ахматовой Полночные стихи. Практическая значимость Материалы и выводы исследования могут быть использованы в вузовских курсах истории русской литературы, на уроках литературы в гуманитарных классах средней школы, а также при изучении творчества А.А. Ахматовой в школах инновационного типа при проведении кружковых и факультативных занятий. Структура работы. Работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и списка литературы, насчитывающего источников. ГЛАВА I. ЦИКЛ И НАУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Теория цикла в науке о литературе Лирический цикл - предмет такого раздела литературоведения, как цикловедение.

Теория цикла в отечественном литературоведении еще только складывается. Лирический цикл, как жанровое образование существовал на протяжении всего XIX века в творчестве разных поэтов. Слово цикл в русской художественной культуре и литературной критике появляется не раньше XIX века. Что касается литературоведения, то понятие цикл становится для него обиходным, по-видимому, начиная с работ А.Н. Веселовского, то есть примерно на рубеже XIX-XX веков.

Естественную циклизацию следует представить себе уже в лирико-эпическую пору слагалась вызванная ex temporo одним и тем же фактом, подвигом, не одна песня, а несколько одни из них забывались, другие переходили из одного поколения в другое вместе с памятью подвига. Это предполагает и его ценность в глазах потомства, и начало исторической традиции, родовой и народной.

В дальнейшем, уже в XX веке, разработка понятия цикл в литературоведческой науке шла по двум основным путям. Первый путь можно было бы условно назвать путем свободного приложения понятия цикла к различным явлениям литературного творчества. Иначе говоря, понятие цикла использовалось как синоним любого единства безотносительно к жанрово-родовым и качественным различиям литературных произведений. Например, Л.В. Пумпянский находил поэтические циклы в творчестве Ф.И. Тютчева, подразумевая под ними всякого рода повторы, переклички, стилистические дублеты и т.д. Второй путь развития понятия цикл связаны с попытками его специального использования применительно к одному объекту группе взаимосвязанных между собой лирических, чаще стихотворных, произведений, выделяемых в творчестве какого-нибудь отдельного поэта.

Первые попытки осмысления природы лирического цикла принадлежат его творцам, поэтам рубежа веков - В. Брюсову, А. Белому, А. Блоку. Общие черты теории лирического цикла, отмеченные поэтами рубежа веков сводятся в основном к трем моментам 1. Под лирическим циклом подразумевается определенная совокупная группа произведений чаще всего стихотворных, выделенная и композиционно определенным образом расположенная самим автором на основании каких - то общих признаков тем, мотивов, сквозных образов и т.д. 2. Лирический цикл возникает изнутри в результате своеобразной концентрации и разрастания поэтических образов как бы на встречном движении от части к целому и от целого к части.

Образование цикла истолковывается как следствие действия всеобщего для лирики онтологического закона каждое отдельное лирическое произведение потенциально может вступить во взаимодействие с другими лирическими произведениями поэта. 3. Лирический цикл всегда должен представлять собой некую целостность, некий единый концептуальный взгляд на мир, воплощать художественную волю автора.

В этом смысле лирический цикл осознавался как разновидность большой поэтической жанровой формы, например, поэмы, хотя к ней целиком все же не сводился.

Наиболее последовательно и цельно теория лирического цикла была развита в известных работах В.А. Сапогова. Основываясь на материале русской лирики XX века, в первую очередь поэзии А. Блока, В.А. Сапогов приходит к выводу, что лирический цикл в том виде, в котором он встречается у поэтов XX века, есть новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой.

Л.Е. Ляпина предлагает выделять в лирическом цикле пять, с ее точки зрения, основных признаков 1. Авторская заданность композиции 2. Самостоятельность входящих в цикл произведений 3. Одноцентренность, центростремительность композиции лирического цикла 4. Лирический сюжет 5. Лирический принцип изображения. Более плодотворной представляется ее идея разделить два понятия лирического цикла и лирической циклизации. Циклизацию в лирике можно представить себе как объективный процесс, который в различные исторические эпохи и порождает различные типы художественных единств, главным из которых является собственно цикл. В.А. Сапогов в одной из своих работ пишет Лирический цикл - это целостный текст, где каждое стихотворение, условно говоря часть, строфа.

Лирический цикл - это как бы большая стансовая структура. В литературе существуют различные определения цикла. Приведем некоторые из них. Вот, например, определение цикла, приведенное в словаре литературоведческих терминов Цикл - несколько художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия Тураев, Тимофеев, 1974 267 . Современный словарь-справочник дает такое определение цикла Цикл - два и более художественных произведений, которые составляют некоторое единство, несводимое к жанровому, но не создающее единого произведения Кормилов, 1999 165 . В Словаре русской литературы М. Уртменцевой - следующее определение цикла Цикл - группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей, а чаще всего по нескольким принципам.

Цикл как жанровая форма возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность каждое произведение цикла может выступать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости Уртминцева, 1997 145 . Об общности произведений, входящих в цикл, писал и Г.А.Абрамович в книге Введение в литературоведение. Он пишет В литературной практике нередки случаи создания писателями целой группы произведений, имеющих общую идейно-тематическую основу - циклов Абрамович, 1979 59 . М.А. Палкин в книге Вопросы теории литературы говорил В тех случаях, когда поэту нужно запечатлеть целый ряд близких переживаний, он создает стихотворный цикл Палкин, 1979 89 . Приведем еще определение цикла из Краткого словаря литературоведческих терминов Цикл - ряд произведений, объединенных какой-либо общностью темой, материалом, настроением, одними и теми же действующими лицами и т.д. Тураев, Тимофеев, 1978 234 . Различаются циклы, создаваемые непреднамеренно и не имеющие общего заглавия, преднамеренно составляющие их тексты собираются вместе и обычно озаглавливаются и создающиеся задним числом, когда автор обнаруживает общность ряда своих произведений, писавшихся вне осознанной связи друг с другом.

Циклы первого типа часты в фольклоре.

Распространены были также тематические циклы.

Тематическая циклизация свойственна также и литературе средних веков.

Впоследствии, с повышением роли индивидуального авторства, циклы становятся более редкими, зато появляются не только в стихотворной, но и в прозаической литературе. В лирике сознательная циклизация - явление довольно позднее. Традиционно лирические стихотворения группировались по жанрам.

В русской лирике циклизация распространяется с середины XIX в. и особенно широко практикуется в Серебряном веке. Отчетливо начинают перекликаться стихотворения, не сгруппированные автором. Бывают циклы, как правило, минимальные, из двух стихотворений, создаваемых разными авторами. Существовала практика ответа сонетом на присланный сонет. Разумеется, теория цикла еще только складывается. К сожалению, у нас не сделано пока еще ни одной попытки систематического описания лирических циклов.

Пока же наше представление о цикле находится в сильной зависимости от индивидуальных пристрастий литературоведов к ограниченному участку истории русской поэзии. Т.о лирический цикл - это не просто сумма стихотворений, но особое жанровое образование, существующее по собственным законам. 1.2. Теория мотива Слово мотив укоренено едва ли не во всех новоевропейских языках и восходит к латинскому глаголу moveo двигаю. Оно стало термином ряда научных дисциплин психология, языковедение и др в частности литературоведения, где имеет достаточно широкий диапазон смыслов существует целый ряд теорий мотива, между собой далеко не всегда согласующихся Силантьев, 2001 123 . Мотив как явление художественной словесности тесно соприкасается и пересекается с повторами и их подобиями, но им далеко не тождественен.

Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью семантической насыщенностью. Мотивы активно причастны теме и концепции идее произведения, но их не исчерпывают.

В произведении мотив присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание повторяемое или варьируемое или представать как нечто обозначаемое посредствам различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Важнейшая черта мотива - его способность оказываться полуреализованным в тексте явленным в нем неполно и порой оставаться загадочным.

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. Но термин мотив используется и в несколько ином значении. Так, мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя например, нравственное возрождение человека алогизм существования людей. В современном литературоведении бытует также представление о мотиве как о внеструктурном начале - как о достоянии не текста и его создателя, а ничем не ограниченной мысли толкователя произведения.

Но какие бы смысловые тона не придавались в литературоведении слову мотив, остаются самоочевидными неотменимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует прежде всего реально объективно существующую грань литературных произведений. 1.3.

Понятие архетип в науке о литературе

Действительно, доказать наличие коллективного бессознательного и наход... Кроме того, архетипы, по Юнгу, реализуются в искусстве и в религии пра... Особую трактовку предлагает и М. Мелетинский Е.М. В итоге Марков пришел к следующей мысли Общечеловеческие императивы и ...

ГЛАВА II. ПОЭТИКА ЦИКЛА А. АХМАТОВОЙ ПОЛНОЧНЫЕ СТИХИ

ГЛАВА II. ПОЭТИКА ЦИКЛА А. АХМАТОВОЙ ПОЛНОЧНЫЕ СТИХИ 2.1.

Особенности поздней лирики А. Ахматовой

Особенности поздней лирики А. Ахматовой. Вместе с тем в ней намечаются два полюса, или две ориентации. Позднее творчество Ахматовой и прежде всего ее интимная лирика второго... Случилось это отчасти и потому, что творческий перелом, сделавший Ахма...

Гипотеза об адресате Полночных стихов проблема реконструкции

Из беседы по телефону Исайя Берлин сделал выводы, что Ахматова запреще... Одна из записей в РТ 110, л. Зыкова, который в своей работе Николай Пунин - адресат и герой лирики ... Ахматова боялась привязываться к мужчине, но, тем не менее, они с Пуни... Т.о на наш взгляд, цикл Полночные стихи основан именно на этом и адрес...

Структура цикла текст и черновик

Структура цикла текст и черновик 2.3.1.

Смысл заглавия

Цикл Полночные стихи полностью напечатан в сборнике Бег времени. А.Кралин указывает, что в архивах Ахматовой ГПБ и ЦГАЛИ сохранилось не... Этот дорогой подарок царь-Давида по частичкам разделили потомки по кро... Разрушение храма не стало концом его рода, хотя император Веспасиан, о... А было это - только рана И муки облачко над ней 2.3.2.

Дешифровка текста затекстовые реалии

в Комарово. Эпиграф из оды Горация - обращение к богине любви Венере. В результате, можно сделать вывод, что Красотка - это Любовь, или Боги... Тут появлялись тени, множество теней почти материализующихся из ее пам... Она была чрезвычайно нетребовательна. Существование это было не слишко...

Лирическая ситуация и архетип

. В стихотворении В зазеркалье этот прием еще более изощряется. Полночны... 5 июля 1963г. По волнам блуждаю и прячусь в лесу, Мерещусь на чистой эмали Вместо по... Ахматова, 1990, 1 295 Первые две строчки этого четверостишия соотнесен...

Числовая символика концы и начала

Ахматова, 1990,1 295 И заканчивается стихотворением Вместо посвящения ... Любовь для героини Ахматовой, как и бытие в целом, жертвенный костер, ... . Козубовская отмечает Последний обозначает у Ахматовой границы земного ... 2.3.5.

Эпиграфы в цикле

То ли на итоговом решении сказалось характерное для поэтики поздней Ах... Во всяком случае, результат - вполне в духе поздней Ахматовой - двоитс... Виленкин, с музыкой, которая однажды попадала в ее стихи, Анна Андреев... 110, она как-то заехала ко мне в час ночи, по дороге домой откуда-то и... Мы понимаем, что речь идет о дорогом человеке, который никогда уже не ...

Система мотивов

Система мотивов 2.3.6.1.

Мотив тишины

Это пропадающая, как эхо, где-то вдали ахматовская тишина. Л.А. Зыков сопоставляет образ мартовской снежной тишины в стихотворении Пре... версия. mtvn. 2.3.6.2.

Музыкальный мотив

Только косвенно, приближенно и издалека расшифровывается речью содержа... Но изреченным до конца стать не может, чтоб не нарушить тончайшую, пау... Но, пожалуй, наиболее сложную загадку, связанную с тенью музыки, содер... Отчетливые переклички ну, хоть меня, хоть с тобою - а может, это и не ... Она и владычица, ибо поэт над ней не властен, но она и верная подруга,...

Мотив зеркала

Толкина. Зеркало воспринимается и как граница между миром видимым и по... п зеркало считается опасным и требует осторожного обращения Шарапова, ... Ханзен-Леве, лунный мир у символистов изначально связан с диаволически... В культуре русской поэзии XX в. Одни писатели смотрятся в зеркало, другие - нет и как отмечают многие ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование поэтики ахматовских циклов отвечает современным тенденциям науки. Цикловедение и книготворчество - в центре научных дискуссий.

Цикл А.Ахматовой Полночные стихи, о котором она сама говорила, что это лучшее, что она написала, как и многие другие, пока еще остается неизученным в силу ряда причин.

Так, даже комментарии к собранию сочинений А.Ахматовой указывают на различных адресатов цикла Н.Пунин, И. Берлин, А. Найман, что связано с такой особенностью поэзии Ахматовой, как мистификация дат, адресатов и т.д. Гипотеза Л. Зыкова об адресате Полночных стихов кажется наиболее продуктивной, реконструкция адресата связана не только с интерпретацией биографических фактов, но и поэтики. Заглавие отсылает к мифологическому коду полночь - время чудес.

Семичастник Семисвечник - одно из предполагаемых первоначально названий цикла - структура не слишком простая у Ахматовой, несущая множество смыслов биографических, историко-культурных, мифологических и т.д. Анализ черновиков позволяет прояснить динамическую поэтику цикла, восстановив ушедшее впоследствии в подтекст. Многоипостасность героини Ахматовой выражается в смене функций и ролей, в которых она одновременно появляется. Литературные шекспировский, горацианский, керроловский и т.д мифологические, музыкальные и пр. коды шифруют содержание, лирическая ситуация обрастает ассоциациями, реализующими в снятии границ между своим и чужим. Усложнение текста связано и с системой мотивов, которые несут неоднозначный смысл.

Работа перспективна в плане возможности применения предложенной методики как для анализа других циклов Ахматовой, так и циклов других поэтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аверинцев С.С. Примечания Самосознание европейской культуры XX века М. изд-во политической литературы, 1991 С.125-129. 2. Ахматова, А. Соч. в 2 т. Т. 1. А. Ахматова М. Художественная литература, 1987 511с. 3. Ахматова, А. Соч. в 2 т. Т. 2. А. Ахматова М. Художественная литература, 1987 463с. 4. Ахматова, А. Соч. в 2 т. Т. 1. А. Ахматова М. Правда, 1990 398с. 5. Ахматова, А. Соч. в 2 т. Т. 2. А. Ахматова М. Правда, 1990 437с. 6. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре А.К. Байбурин.

СПБ. Наука, 1993 237 с. 7. Басинский, П.В. Русская литература конца XIX- начала XX века и первой эмиграции пособие для учителя П.В. Басинский, С.Р. Федякин М. Академия, 2000 525с. 8. Виленкин, В.В. В сто первом зеркале В.В. Виленкин М. Советский писатель, 1987 331с. 9. Виленкин, В.Я. Воспоминания об Анне Ахматовой В.Я. Виленкин М. Искусство, 1991 495с. 10. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы Б.М. Гаспаров М. Наука, изд. фирма Восточная литература , 1994 304 с. 11. Дарвин, М.Н. Русский лирический цикл М.Н. Дарвин М. Издательство Красноярского университета, 1988 205с. 12. Добин, Е.С. Поэзия Анны Ахматовой Е.С. Добин Л. Советский писатель, 1968 216с. 13. Долгополов, Л.К. На рубеже веков о русской литературе конца XIX - начала XX века Л.К. Долгополов Л. Советский писатель, 1985 351с. 14. Евзлин, М. Космогония и ритуал М. Евзлин М. РАДИКС, 1993 337 с. 15. Еремин, В.Н. Сто великих поэтов В.Н. Еремин М. Вече, 2006 480с. 16. Жирмунский, В.М. Творчество Анны Ахматовой В.М. Жирмунский Л. Наука, 1973 182с. 17. Зыков Л. Николай Пунин - Адресат и герой лирики Анны Ахматовой Электронный ресурс Л. Зыков Режим доступа http www.mtvn.ru show.html?id 1029 - Заглавие с экрана. 18. Иллюстрированная энциклопедия символов сост. А.М. Егазаров М. АСТ. Астрель, 2003 320с. 19. Кац, Б.А. Анна Ахматова и музыка Исследования, очерки Б.А. Кац, Р.Д. Тименчик Л. Советский композитор , 1989 87с. 20. Керолт, Х.Э. Словарь символов Мифология.

Магия. Психоанализ Х.Э. Керолт М. REFL - BOOK, 1994 209с. 21. Козлов, А.С. Мифологическое направление в литературоведении США А.С. Козлов М. Высшая школа, 1984 175с. 22. Козубовская, Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX- начала XX вв. Г.П. Козубовская Самара Барнаул БГПУ, 1995 158 с. 23. Кормилов, С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой С.И. Кормилов М. Издательство МГУ, 1988 128с. 24. Королева, Н.В. Ахматова А.А. Собр. соч. в 6 т. Т. 2 Н.В. Королева М. ЭЛЛИС. Лак, 1999 145с. 25. Краткий словарь символов сост. В.М. Рошаль М. АСТ СПб. Сова, 2005 305 с. 26. Лисянская, И. Музыка Поэмы без героя Анны Ахматовой И. Лисянская М. Советский писатель, 1990 156с. 27. Лекманов, О.А. Книга об акмеизме и другие работы О.А. Лекманов Томск Водолей, 2000 704с. 28. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов С.М. Локшина М. 1988 137с. 29. Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века Д.Е. Максимов Л. Советский писатель, 1986 406с. 30. Марков, В.А. Литература и миф проблема архетипов В.А. Марков Рига, 1990 133с. 31. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах Е.М. Мелетинский М. Наука, 1994 176с. 32. Найман, А. Рассказы об Анне Ахматовой А. Найман М. Художественная литература, 1989 444с. 33. Нейгауз, Г.Г. О последних сонатах Бетховена Г.Г. Нейгауз Советская музыка. -1963 4 С.18. 34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой М. 1972 456с. 35. Павловский А.И. Анна Ахматова.

Жизнь и творчество А.И. Павловский М. 1991 190с. 36. Палкин, М.А. Вопросы теории литературы М.А. Палкин Минск, 1979 230с. 37. Романова, Г.И. Русские писатели XX века. Словарь - справочник Г.И. Романова М. Флинта Наука, 2006 252с. 38. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике И.В. Силантьев Н. Языки славянской культуры 294с. 39. Символы, знаки, эмблемы энциклопедия сост. В.Э. Багдарасян, И.Б. Орлов 2-е изд М. ЛОКИД - ПРЕСС, 2005 124с. 40. Смирнова, Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века учебник для студентов педагогических институтов и университетов Л.А. Смирнова М. Просвещение, 1993 383с. 41. Современный словарь по литературе сост. С.И. Кормилов М. 1999 384с. 42. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века учебник для филологических специальностей вузов А.Г. Соколов М. Высшая школа, 1999 432с. 43. Телегин, С.М. Философия мифа С.М. Телегин М. Община, 1994 140 с. 44. Тименчик, Р. Семисвечник Анны Ахматовой Электронный ресурс Р. Тименчик Режим доступа http www.6.из КЭШа Google Заглавие с экрана. 45. Томашевский, Б.В. Теория литературы.

Поэтика Б.В. Томашевский М. Аспект - Пресс, 1999 325с. 46. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал.

Символ.

Образ Исследования в области мифопоэтического В.Н. Топоров М. Прогресс, 1995 735с. 47. Тураев, С. В. Словарь литературоведческих терминов С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев М. 1978 551с. 48. Уртминцева, М. Словарь русской литературы М. Уртминцева Нижний Новгород Три богатыря.

Братья славяне, 1997 475с. 49. Файнштейн, Э. Анна Ахматова Э. Файнштейн М. ЭКСМО, 2006 413с. 50. Федотов, О. Зеркало и поэт О. Федотов Литературная учеба 1997 12 С.94. 51. Хализев, В.Е. Теория литературы В.Е. Хализев М. Высшая школа, 2005 405с. 52. Ханзен-Леве, А. Русский символизм.

Система поэтических мотивов А. Ханзен-Леве СПб. Акакдемический проспект, 1999 218с. 53. Хейт, А. Анна Ахматова.

Поэтическое странствие А. Хей М. 1991 383с. 54. Чуковская, Л. Записки об Анне Ахматовой Л. Чуковская М. Книга, 1989 270с. 55. Шарапова, Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии Н.С. Шарапова М. АСТ, Астрель, 2001 257с. 56. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов К.Г. Юнг Минск Харвест, 2004 399с.

– Конец работы –

Используемые теги: поэтика, цикла, Ахматовой, Полночные, Стихи0.078

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поэтика цикла Ахматовой "Полночные стихи"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Экономический цикл. Фазы цикла
Российская экономика представляла собой величайший парадокс ХХв С одной стороны на протяжении нескольких десятилетий Россия занимала второе место... Именно эта командно административная сталинская модель экономики лежала в... Именно это и послужило причиной для проведения координальных экономических реформ дабы искоренить те противоречия и...

Истечение и дросселирование водяного пара. Прямые термодинамические циклы – циклы паротурбинных установок
Изобразить процесс истечения в h – S координатах. Решение.Отношение давлений Р2/Р1 = 1/12 = 0,0834 < (0,546 = вкр). В первом случае давление в… Задача № 1.3-4. Пар при Р1 = 20 бар и t1 = 350 °C расширяется в сопле до Р2 =… Задача № 1.3-5. Пар при Р1 = 120 бар и t1 = 500 °C расширяется в сопле до Р2 = 50 бар. Определить вид сопла,…

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ цикла Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл направления
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... образования Ростовский государственный экономический университет РИНХ...

Теория циклов. Классическая теория циклов
Теория циклов... Классическая теория циклов... Основой классической теории циклов стало предположение о том что все вокруг подвержено циклам рождение жизнь и...

Женский образ в лирике А.А. Ахматовой
Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую… Пишет об этом так: "Училась я сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда… Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали литературным…

Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой
В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые недели Его любви, воздушной и минутной Ахматова… Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь,… Вместе с тем осуждает эмигрантов — подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству: Не…

Влияние циклов конъюнктуры на развитие туристской отрасли
В настоящее время в России проявляется большой интерес к проблемам туризма. Туризм становится самостоятельной отраслью народного хозяйства,… В связи с этим заинтересованные стороны должны обладать достоверной и полной… Тем не менее, для предприятий индустрии гостеприимства характерны несколько иные составляющие устойчивого развития.…

Расчет цикла паротурбинной установки
Для определения параметров рабочего тела в характерных точках в теоретическом цикле Ренкина воспользуюсь PV, TS и HS диаграммами, которые… Для определения параметров рабочего тела в характерных точках в теоретическом… Параметры рабочего тела в характерных точках цикла приведены в таблице 3. Таблица 3. Точки P1,KПa t, 0С h, кДж/кг V,…

Цикл производства на ОАО "Электростальский завод тяжелого машиностроения"
Сегодня ОАО ЭЗТМ - современное предприятие, которое самостоятельно проектирует, изготавливает и поставляет комплексное оборудование для… Оборудование, выпускаемое ОАО ЭЗТМ является уникальным. Практически каждая… Система менеджмента качества ОАО ЭЗТМ сертифицирована Британским институтом стандартов BSI . ОАО ЭЗТМ имеет…

«Настоящую нежность не спутаешь...» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)
Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить. Ахматова… Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради… Однако юной душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает,…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писатсля —… И жен щина предстает прекрасной как богиня, хотя автор далек от того, чтобы… Любовь уравнивает всех. Прости-i тутки не вызывают отвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из «приличных»…
  • Термодинамический расчет газового цикла В термодинамике циклы образуют из термодинамических процессов и графически изображают в системе координат, например, в системе или где по оси… Характерная точка графически изображает конечное состояние газа одного…
  • Творческая работа стихи Тютчева Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел.… Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском… Настойчиво искал пути возвращения на службу.В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на…
  • Стих бальмонта Молю Тебя, Вышний, построй мне дорогу, Чтоб быть мне хоть мертвым в желаемом "там". ("Здесь и там").
  • Единство цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов. Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного… Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем… Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не…