рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биография

Биография - раздел Литература, Восхождение Данте. Источники и композиция "Божественной Комедии" Биография. Данте Родился Во Флоренции В 1265 Г. Поэт Происходил Их Старинного...

Биография. Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил их старинного дворянского рода. Однако семья давно утратила феодальный облик; уже отец поэта, как и он сам, принадлежал к партии гвельфов.

Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей. Данте получил образование в объёме средневековой школы. Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил изменившую всю его жизнь любовь к Беатриче, дочери друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в маленькой книжке "Новая жизнь", которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой схоластики.

Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов.

В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. Но в 1302 г. Данте был приговорён к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего всё его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте провёл в изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, "как горек хлеб чужой", и никогда больше не увидел дорогой его сердцу Флоренции – "прекрасной овчарни, где спал ягнёнком". Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте. Преисполненный гнева против Флоренции, он пришёл к выводу, что его сограждане еще не доросли до самостоятельной защиты своих интересов.

В изгнании поэт всё больше склоняется к убеждению, что только императорская власть может умиротворить и объединить Италию, дав решительный отпор папской власти.

Эти надежды он возлагал на императора Генриха VII, явившегося в 1310 г. в Италию якобы для наведения "порядка" и ликвидации междоусобной распри итальянских городов, фактически же с целью их ограбления. Однако Генрих VII умер в 1313 г так и не успев занять Флоренцию. Последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция дважды вычёркивала его имя их списка амнистированных, ибо видела в нём непримиримого врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение вернуться во Флоренцию под условием унизительного покаяния Данте решительно отверг.

Последние годы жизни поэт провёл в Равенне у правителя Гвидо да Полента, племянника воспетой им в «Комедии» Франчески да Римини. Здесь он работал над завершением своей великой поэмы. Данте надеялся, что поэтическая слава будет благоприятствовать почётному возвращению на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября 1321г. в Равенне. Впоследствии Флоренция неоднократно делала попытки вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей отказом. 3. «Новая жизнь» и «Пир» " Новая жизнь" была написана в конце 1291 или в начале 1292 г. Эта книжка состоит из 30 стихотворений, связанных между собой прозаическим рассказом.

Самое раннее из них относится к 1283 г за ним следуют расположенные в хронологическом порядке стихотворения 1283 – 1291 гг повествующие о любви поэта к Беатриче, о его снах и мечтаниях, а также о скорби, вызванной её ранней смертью. Данте включил в "Новую жизнь" только те стихотворения этих лет, которые он считал наиболее тесно связанными с Беатриче и наиболее достойными её памяти. "Новая жизнь" начинается с рассказа о первой встрече 9-летнего поэта с его ровесницей Беатриче.

Уже тогда душа поэта "содрогнулась": «В это мгновение – говорю по истине – дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении. И дрожа, он произнес следующие слова: вот пришел Бог сильнее меня, чтобы повелевать мною» . Ещё более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча, которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым блаженством.

Потрясённый поэт уединяется и видит сон, который он описал в своём первом сонете. Преодолевая условности поэзии трубадуров и их итальянских подражателей, Данте создает новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая свои чувства. Он много раз на протяжении "Новой жизни" рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче: любовь, которую вызывает она в людях, сама направляет к добродетели.

Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после её смерти – главного переломного события в "Новой жизни". Рассказ о смерти Беатриче необычайно эмоционален: вдруг вбегает один из его друзей, восклицая: "Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!" В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину.

Отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после смерти Беатриче, Дышат исключительной глубиной и искренностью чувств: «Унынье слез, неистовство смятенья Так неотступно следует за мной, Что каждый взор судьбу мою жалеет. Какой мне стала жизнь с того мгновенья, Как отошла мадонна в мир иной Людской язык поведать не сумеет». И «Новая жизнь» кончается обещанием поэта самому себе не говорить более о ней, блаженной, пока он не в состоянии будет сделать это достойным её образом: «Для этого я тружусь, насколько могу про то она знает; и если Господь продлит мне жизнь, я надеюсь сказать о ней то, чего ещё не было сказано ни об одной женщине, а затем да сподобит меня Бог увидеть ту, преславную, которая ныне созерцает лик Благословенного от века» . По мнению А. М. Эфроса «у Данте как бы существует собственная “святая троица” – Христос, Богоматерь и Беатриче, причем последняя является его связью с первыми, все идет через нее и от нее» . Так, конец "Новой жизни" содержит намек на "Божественную комедию", которая представляется поэту начинанием, предпринятым для прославления Беатриче.

Образ возлюбленной продолжает вдохновлять его в течение всей жизни, поддерживая в нем великую идею. Эта мысль Данте имеет большое культурное значение. Ее отзвуки мы находим у многих выдающихся писателей нового времени. «Новая жизнь» – первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывающая читателю самые сокровенные чувства автора, положившая начало «сладостному новому стилю». Вместе с тем в повести немало элементов, унаследованных и от литературы Средневековья.

Таковы многочисленные видения и аллегории, мистическая символика числа 9, таинственно сопутствующая всем важным событиям в жизни поэта, и т.д. К концу книги его любовь к Беатриче принимает всё более мистический характер.

По утверждению переводчика и исследователя творчества Данте И.Н. Голенищева-Кутузова, «В коротких записях прозой Данте выразил свои горькие мысли.

Их можно сравнить с размышлениями Гамлета, но они еще более близки некоторым страницам «Вертера» Гёте. Это значит, что Данте был зачинателем в Европе психологического романа и что он первый выпустил на европейскую сцену колеблющегося, любящего, приходящего в отчаянье молодого человека» . В конце «Новой жизни» намечается переход к «Пиру», второй книге Данте, по форме и содержанию очень напоминающей первую. Морально-философский трактат «Пир» написан Данте в годы изгнания (1307 – 1308). По замыслу Данте, «Пир» должен был явиться своего рода энциклопедией, в которой поэт коснулся бы всех вопросов, занимавших средневекового мыслителя.

Он подвергает тщательному исследованию вопросы философии, богословия и морали. Основная точка зрения Данте опирается на средневековые представления: он утверждает ограниченность человеческого разума и полагает, что только с помощью веры можно понять высшие принципы. При всем том в «Пире» имеется ряд новых тенденций.

Прежде всего, Данте написал книгу на итальянском языке, тогда как в его времена все ученые произведения писались только по-латыни. Поэтому Данте считается создателем нового литературного итальянского языка. 4. «Божественная комедия» Основное произведение Данте, принесшее поэту мировую славу «Божественная Комедия». Поэма является не только итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но и даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения.

Именно как автор «Божественной Комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое. 4.1. Источники Лестница Иакова – прообраз мира «Божественной Комедии» В основе построения главного произведения Данте Алигьери – восхождение от низших пределов потустороннего мира к высшим, по кругам ада и чистилища к райскому эмпирею – обители Бога. Идея восхождения от силы к силе, от высоты к высоте берет свое начало в библейской, еще ветхозаветной традиции.

Вот почему уместно сравнение потустороннего мира Данте с лестницей Иакова, которая описана в книге Бытия как сон Иакова, великого патриарха избранного Богом народа: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака.

Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». «Ветхий Завет» для христиан – собрание книг, пророчествующих о грядущем явлении в мир Мессии – богочеловека Иисуса Христа.

Также можно сказать, что «Ветхий Завет» - история приуготовления рождения Пресвятой Девы Марии – Богородицы, родившей миру Спасителя. В христианской небесной иерархии Богоматерь восседает рядом с Сыном и превышает чистотой ангелов: «Честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов». В своем толковании сна Иакова протоиерей Александр Мень пишет: «Рассказ о сновидении в Вефиле – о ступенях таинственной лестницы, ведущей в небо. Бог Авраама указывает Иакову на иной "дом Божий" и "врата небесные", которые соединяют Небо и землю.

Эти незримые врата в св. земле знаменуют богочеловеческий смысл истории спасения. Земля, обещанная Аврааму, есть место совершения Домостроительства Божия. И как бы отзвуком видения Иакова звучат слова Христовы: "Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому". (Ин 1, 51). "Лествица Иаковля" в церковном сознании всегда трактовалась как прообраз Богоматери, соединившей небо и землю, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники». Именно к ней, Богородице, возносит Данте и свою Беатриче, считая, что только любовь, источником которой является Бог, может открыть истинный смысл существования и мира, и каждой отдельной жизни. «Божественная Комедия» имеет также и античные источники.

Из античных источников наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу.

Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых "видениях" обычно исполнял ангел.

Путешествие Данте по аду рука об руку с Вергилием, показывающим и истолковывающим ему различные мучения грешников, символизирует процесс пробуждения человеческого сознания под воздействием земной мудрости, философии. Чтобы покинуть путь заблуждения, человек должен познать себя. 4.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Восхождение Данте. Источники и композиция "Божественной Комедии"

Эпоху Возрождения подразделяют на периоды: XIII век – Дученто – Проторенессанс или Предвозрождение; XIV век – Треченто – Раннее Возрождение; XV век… Родина поэта Италия была самой передовой страной европейского… Но для понимания Данте также необходимо знать основные этапы его жизненного пути. 2. Биография Данте родился во…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биография

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Композиция
Композиция. Божественная Комедия» отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части ("кантики"), посвященные изображению трех частей загробного мира, согл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги