Испанское рыцарство. "Песнь о Сиде"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ УНИВЕРСИТЕТ Испанское рыцарство Песнь о Сиде курсовая работа студента Ш курса МО 20 ак. группы Землянского А. А. научный руководитель семинарских занятий Кирсанова Н. В. Москва,1998г. Оглавление 1. Введение стр.2. Характеристика источника стр.2-3. Исторический Сид стр.5-6 4. Обзор литературы стр.6-5. Внутренняя структура испанского рыцарства стр.8-6. Вассалитет стр.17-7. Власть короля стр.22-8. Заключение стр.30-9. Библиография стр.33 Введение. Почти восемь веков испанской истории связано с Реконкистой - героической борьбой христианских народов Испании за отвоевание захваченных арабами земель.

В этот период, первоначально возникнув в горах северной Испании, куда не докатилась волна арабского нашествия, закалившись в беспрестанных войнах с маврами, сложились и окрепли христианские государства Реконкисты.

Неудивительно, что многие черты экономики, культуры и социально-экономического устройства этих государств формировались под воздействием необходимости противостояния грозному мусульманскому соседу, испытав в то же время сильное арабское влияние. Очевидно, что два фактора были главнейшими среди всех существенных обстоятельств формирования социальной структуры и политической организации христианских государств Испании и предопределили своеобразия испанского феодализма.

В данной работе рассматривается лишь один из аспектов этой сложной исторической проблемы - организация и внутренняя структура испанского рыцарства, господствующего класса средневековой Испании. Проведение такого исследования требует анализа правового положения рыцарства в четырех главных ключах внутренняя структура рыцарства, особенности вассалитета, отношения рыцарства и королевской власти, семейно-классовая структура рыцарства которые раскрывают все особенности социально-правового положения этого общественного слоя. При этом более точно определить действительный вес тех или иных правовых норм, определявших положение рыцарей, помогает изучение их нравственно-правовых воззрений.

Исследование проводится применительно к концу Х1 века, переломного в истории Реконкисты в Х1 веке христианские государства перешли в решительное наступление на ослабленный внутренними смутами мусульманский юг Пиренейского полуострова. К этому времени сложился и обрел черты устойчивости В.К.Пискорский социально-политический строй Кастильского королевства, главенствующая роль которого в Реконкисте утвердилась также в этот период.

Итак, задачей данной работы является исследование социально- правового положения, структуры кастильского рыцарства и его нравственно-правовых воззрений, а ее целью - выявление особенностей организации этого социального слоя.

Характеристика источника

Источниковой основой данной работы является Песнь о моем Сиде. далее Песнь, который всякий раз опираясь на серьезные научные соображе... Texto, gramatica y vocabulario. Под тем предлогом, что они хотят показать своим женам владения в Карри... В лесу Корпес они избивают своих жен и бросают их на съедение диким зв...

Обзор литературы

выраженное в Песне о Сиде презрение к высшей знати и уважительное отно... Прежде всего - это Сид и его ближайшие вассалы. 1079. Наконец, вассалы были должны сражаться за честь сеньора на судебном по... 90 Valdeavillano, p.

Заключение

Заключение.

Итак, в ходе проведенного исследозания удалось выявить ряд существенных черт организации внутренней структуры кастильского рыцарства.

Несмотря на то, что рыцарство подчас предстает в поэме как единый сословный коллектив, четко различается три категории рыцарей.

Рикос омбрес - высшая знать - состояла из крупных землевладельцев, приближенных короля, в руках у которых фактически находилась государственная власть.

Вторым слоем рыцарства были инфансоны, также владевшие вассалами, получившими пожалования от короля, участвовавшие в работе кортесов.

Хотя правовой статус инфансонов почти не отличался от правового статуса рикос омбрес, в общественной жизни между ними была огромная дистанция, определявшаяся большим влиянием рикос омбрес при дворе и благородством их происхождения.

Низшие слои знати были представлены кабальерос, многие из которых получили это звание за личные заслуги. Очевидно, рикос омбрес с презрением относились к инфансонам и кабальерос, попирая их права и привилегии. Подобное положение вызывало недовольство среди низших слоев испанского рыцарства. Составляя основную воинскую силу государства Реконкисты, мелкие рыцари требовали справедливого отношения к себе со стороны высших дворянских кругов.

Для их социального сознания было характерно непризнание знатности как главного достоинства человека, определяющего его общественное положение. В противовес они выдвигали такие личные качества, как мужество и честность, полагая, что они отсутствуют у представителей аристократии. Социальное положение и общественное признание человека они ставили в прямую зависимость от его многих заслуг на ратном поприще. Обращают на себя внимание и особенности вассальных отношений испанского рыцарства.

Как и в других странах Европы, обязанности вассала по отношению к сеньору определялись формулой auxilium et concilium, на сеньора же налагались обязанность оказывать материальную поддержку своим вассала, которая в Испании могла выражаться как в земельных пожалованиях, так и в денежных выплатах. При этом земельные пожалования получали, в основном, ближайшие вассалы того или иного сеньора, составлявшие его малую дружину, большая часть членов которой была представлена родственниками сеньора, вассалами по воспитанию, близкими его семье людьми.

Меснады представляли собой некое подобие консультативного совета при сеньоре, помогали ему принимать важные решения. Хотя сеньор иногда обращался за советом ко всем своим вассалам, в том числе и не входившим в меснаду, эти расширенные советы были редки и не играли большой роли. Не входившие в меснаду рыцари как правило получали только денежные выплаты. Их отношения с сеньором были менее тесные по своему положению они приближались к воинам-наемникам, хотя формально были связаны с сеньором отношениями вассалитета, установленными путем оммажа.

Естественно, получавшие денежное жалование рыцари выступали за справедливую оценку их ратного труда и требовали увеличения выплат. Интересно, что мелкое рыцарство с неприязнью относилось к случайным людям в войске своего сеньора, видя в них проходимцев и обманщиков. Очевидно, это свидетельствует о развитом чувстве рыцарской чести, требовавшей от вассалов полной преданности сеньору, которая, в конечном счете, становилась выше личных благ и гражданской преданности королю и, возможно, семейных интересов.

В то же время, мелкое испанское рыцарство, страдавшее от притеснений высшей аристократии, выступало за усиление королевской власти, слабость которой давала знати возможность творить беззакония, хотя в руках короля было эффективное средств борьбы со своеволием аристократии - объявление королевского гнева и изгнание из страны. Как вассалы короля испанские рыцари были обязаны участвовать в созывавшемся королем кортесах постоянно находившиеся при короле представители знати образовывали королевскую курию.

К концу XI века оба этих органа уже утратили характер доверительных совещаний сеньора с вассалами, превратившись в официальные государственные учреждений. Суду королевской курии или кортесов подлежали ссоры среди дворян, нередко имевшие своей причиной оскорбления, которые, по представлениям рыцарства, было необходимо отомстить.

Естественно, мелкие рыцари не могли рассчитывать на самостоятельное отмщение могущественным знатным обидчикам очевидно, поэтому рыцарство выступало за разрешение споров путем судебного поединка в суде короля. Таким образом, мы видим двойственный характер кастильского рыцарства. С одной стороны, верхушку феодального класса королевства составляли рикос-омбрес, подданные короля, занимавшие высшие государственные должности, составляющие королевскую курию.

Эта аристократия получала крупные земельные пожалования от короля и своих родственников-сеньоров. С другой стороны, низы рыцарства - кабальерос, составляли сильный многочисленный слой рыцарского сословия очевидно, оно было обусловлено необходимостью противостояния мусульманам юга Пиренейского полуострова, бывшие главной движущей силой Реконкисты, жившие за счет денежных выплат, которые им платили их сеньоры. Промежуточное положение между рикос-омбрес и кабальерос занимали инфансоны.

Хотя формально рыцарское сословие не было разделено на категории и было открыто для выходцев из низших сословий, высшая знать была отделена огромной дистанцией от низших слоев рыцарства и тем более от простого народа. 33 33

Библиография

Библиография. Источники 1. Песнь о Сиде. Старо испанский героический эпос, М-Л 1959. 2. Cantar de mio Cid. Texto, gramatica y vocabulario, 5 ed, voc3, Madrid, 1977. Литература 1. Автономов А.С Савин В.А История государства и права стран Пиренейского полуострова, М 1986. 2. Альтамира-и-Кревса, Рафаэль, История Испании, т. 1, М 1951. 3. Грановский П. Собр.соч изд. 3-е, т. 2, М 1892. 4. Корсунский А.Р. История Испании 1Х-ХШ вв М 1976. 5. Менендес Пидаль, Рамон. Избранные произведения, М 1961 6. Пискорский В.К. История Испании и Португалии, СП б, 1909. 7. Смирнов А. А. Испанский народный эпос Поэма о Сиде Культура Испании, М 1940. 8. Смирнов А.А. Испанский героический эпос и сказания о Сиде Песнь о Сиде, М-Л, 1955. 9. Смирнов А. А. Песнь о Сиде как литературно-исторический и художественный памятник Песнь о Сиде, М-Л, 1959. 10. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании Песнь о Роланде Коронование Людовика. Нимская телега.

Песнь о Сиде. Романсеро.

М 1976. 11. Hinojonsa, Eduardo de. El derecho en el poema del Cid Estudio sobre la historia del derecho espanol, Madrid, 1903. 12. Menendez Pidal, Ramon. La Espana del Cid, Madrid, 1929. 13. Valdeavillano, Luis de. Corso de historia de las instituciones espanolas, Madrid, 1973.