рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Любимый город

Любимый город - раздел Литература, Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой Любимый Город. Родной Дом Марины Цветаевой Находился Почти В Самом Центре Гор...

Любимый город. Родной дом Марины Цветаевой находился почти в самом центре города. Свой дом в Трёхпрудном переулке она любила, словно родное существо. В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова.

Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоглавые. И любила же, любила же я первый звон – Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку со двора соседнего. - Провожай же меня, весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот Колокольной землей московскою! Родившись и проведя детство в Москве и тихой подмосковной Тарусе, Марина Ивановна Цветаева на всю жизнь сохранила признательность и теплоту к родным местам.

Как бы ни было тяжело и горько в отдельные годы жизни, она с теплотой вспоминала уютную профессорскую квартиру, бурные пассажи матери на рояле, безмятежное и счастливое детство, и в памяти всплывал родной город:      Облака - вокруг, Купола - вокруг.      Надо всей Москвой – Сколько хватит рук       Возношу тебя, бремя лучшее,      Деревцо мое Невесомое! Где бы ни жила Цветаева впоследствии, она не могла забыть Россию, свой родной город, ставший для нее путеводной звездой, в который, в конце концов, она надеялась вернуться.      Из рук моих — нерукотворный град      Прими, мой странный, мой прекрасный брат.      По церковке - все сорок сороков      И реющих над ними голубков Московская тема появляется уже в ранних стихах поэтессы.

Марина Цветаева обращается этой теме не случайно. Москва – часть её души, души истинно русского поэта. Русь у неё прежде всего «московская». Ей всегда была по-особому дорога Москва, с её домиками, церквами, колоколами! Поэтому московская тема проходит сквозь её творчество: Кремль, его башни, гробницы, музыка Москвы – звон колоколов – постоянные образы поэзии Цветаевой: Семь холмов – как семь колоколов, На семи колоколах – колокольни.

Всех счётом: сорок сороков Колокольное семихолмие! Надо было обладать мужеством и огромной волей, чтобы, оказавшись в эмиграции, заброшенной и позабытой, сохранять в душе теплое чувство к родине, не озлобиться, не проклясть всех. У Цветаевой хватило сил остаться самой собой, не переносить обиды, несправедливо нанесенные людьми, на родной город.

Стихи о России и Москве поддерживали дух автора, заставляли сохранять ту линию, которую Марина Ивановна выбрала изначально: никакой злобы против страны. Всяческие перемены и кровавые распри были чужды ей. Но шли годы, и пристальнее она вглядывалась в далекую и желанную родину, радовалась ее успехам. Никакие красоты мира не могли заменить Марине Ивановне Россию, она была и осталась истинной патриоткой. «Стихи о Москве» В творчестве Цветаевой тема дома оказалась символически связана с темой России.

Судьба России осмысливалась поэтессой в историческом, философском, религиозном плане. В ранних стихах образ Родины был связан с дорогими по детским впечатлениям местам. Для взрослеющей Цветаевой Москва из места детских игр, отроческих прогулок, из свидетельницы романтической любви превращается в сокровищницу «преданий старины глубокой». Москва осознаётся Мариной Цветаевой как «сердце родины», место схождения всех путей.

В своих стихотворениях о Москве Марина Цветаева обращается к родному городу не просто как к отчему дому, где находит себе приют любой «бездомный», живущий на Руси, но и, как мне кажется, к кому-то реально существующему, живому, и в то же время невидимому и далёкому. Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придём. Любуясь и восхищаясь «нерукотворным градом» поэтесса стремится постичь его высокое предназначение.

Ощутив себя в полной мере именно московским поэтом, Цветаева, в 1916 году, пишет циклы «Стихи о Москве». Эти циклы можно назвать величальной песней Москве. Первое стихотворение «Облака – вокруг » дневное, светлое, обращённое к дочери. Откуда-то с высоты – с Воробьёвых гор или с Кремлёвского холма – она показывает маленькой Але Москву и завещает этот «дивный» и «мирный град» дочери и её будущим детям. Облака – вокруг, Купола – вокруг. Надо всей Москвой – Сколько хватит рук! – Возношу тебя, бремя лучшее, Деревце моё Невесомое! Здесь нужно отметить неразрывную связь личности лирической героини и города.

Это чувство кровного родства с Москвой даёт ей право передать столицу «по наследству», подарить её достойнейшим, тем, кто душой близок Москве, и наделить их таким же правом. …Будет твой черёд: Тоже – дочери Передашь Москву С нежной горечью Для Цветаевой Москва – это также огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг. Так в стихотворении «Над синевою подмосковных рощ » Марина Цветаева описывает слепцов, «во тьме пасших бога» и ступающих по Калужской дороге по направлению, откуда доносится звон московских колоколов. Эти люди – слепцы, хотя вполне возможно, что глаза их видят, а слепота выражает себя в жизненных бесплодных поисках, в отчаянии, в унынии.

Однако в то же время эта слепота уже настолько задушила, высушила этих людей, что как в предсмертный час умирающему внезапно становится легче, так и их в самый критический момент жизни вдруг озаряет звон московских колоколов, который пророчит спасение и утешение.

Этот звон доносится, откуда–то с небес. Мне кажется, что именно это и показывает отношение Марины Цветаевой к Москве, как к святыне. В другом стихотворении Цветаева так говорит об этом: И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Легче дышится – чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Я молюсь тебе – до зари. Отчего Цветаева заостряет своё внимание на Кремле, ведь Москва – большой город, где существует много мест, которые Марина Ивановна могла бы назвать также самыми чистыми в духовном смысле этого слова.

Ведь Кремль действительно является духовным центром Москвы. Даже история его построения носит мистический оттенок. Все башенки Кремля расположены строго под небесными созвездиями и это не простое совпадение. Возможно, что молитву рядом с Кремлём Цветаева обращает не только к Москве, России, но и непосредственно к небесам. Москва для неё – нечто святое, неразрывно связанное с Богом и церковью, звоном колоколов, куполами.

Из рук моих – нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. По церковке – все сорок сороков И реющих над ними голубков; И Спасские – с цветами – ворота, Где шапка православного снята; Часовню звёздную – приют от зол – Где вытертый – от поцелуев – пол; Пятисоборный несравненный круг Прими, мой древний, вдохновенный друг. К Нечаянныя Радости в саду Я гостя чужеземного сведу. Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола, И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, И встанешь ты, исполнен дивных сил - Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Среди цветаевских произведений, в которых присутствует образ Москвы, можно выделить два типа текстов. Первый тип - стихотворения, которые сама Цветаева «заявила» московскими и с помощью которых формировала определенный поэтический образ города. Второй - тексты, в которых образ города присутствует, но которые не были предназначены поэтом к тому, чтобы войти в тот круг стихотворений, благодаря которому она хотела создать «свою Москву». Помимо страстной любви поэта к родному городу, толчком к написанию и формированию цикла «Стихи о Москве» явились два следующих друг другу события.

Первое - поездка в Петроград и встреча с петербургскими поэтами. На литературном вечере, где присутствовали Есенин, Кузьмин и Мандельштам, она «от лица Москвы» читала свои юношеские стихи. Вторым событием стал приезд Мандельштама в Москву (зима 1915 - весна 1916 г.). Цикл из девяти стихотворений был создан в 1916 году, однако Цветаева не сразу определилась со стихотворениями, вошедшими в окончательную редакцию.

Первая публикация «Стихов о Москве» состоялась в петроградском журнале «Северные записки» № 1 за 1917 год. В этом журнале Цветаева публиковалась регулярно, начиная с января 1915 года, когда она познакомилась с С. И. Чацкиной. У нее Цветаева и Парнок остановились во время знаменитой поездки в Петроград в декабре 1915-го года. Эта поездка, по признанию самой Цветаевой, стала для нее толчком к написанию «Стихов о Москве». Ею руководило желание ответить петербургским поэтам явлением нового образа именно Москвы, новым языком и новым слогом сказать старую истину: «Москва - всем городам мать». «Читаю весь свой стихотворный 1915 год - а все мало, а все - еще хотят. Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь - не ударяю, что возношу его на уровень лица - ахматовского.

Ахматова! - Слово сказано. Всем своим существом чую напряженное - неизбежное - при каждой моей строке - сравнивание нас (а в ком и - стравливание): не только Ахматовой и меня, а петербургской поэзии и московской, Петербурга и Москвы.

Но, если некоторые ахматовские ревнители меня против меня слушают, то я-то читаю не против Ахматовой, а - к Ахматовой. Читаю, - как если бы в комнате была Ахматова, одна Ахматова. Читаю для отсутствующей Ахматовой. И если я в данную минуту хочу явить собой Москву - лучше нельзя, то не для того, чтобы Петербург - победить, а для того, чтобы эту Москву - Петербургу - подарить, Ахматовой эту Москву в себе, в своей любви, подарить, перед Ахматовой - преклонить.

Поклониться ей самой Поклонной Горой с самой непоклонной из голов на вершине <…>. Чтобы все сказать: последовавшими за моим петербургским приездом стихами о Москве я обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви, то подарить - что вечнее любви. Если бы я могла просто подарить ей - Кремль, я бы наверное этих стихов не написала.»1 Но нельзя отвергать и другой (хоть самой Цветаевой и не заявленной здесь) - мандельштамовской составляющей цикла.

По крайней мере два (2, 3) из девяти текстов цикла обращены к этому поэту, а три стихотворения – «На розвальнях, уложенных соломой», «В разноголосице девического хора» и «Не веря воскресенья чуду», написанные в ответ и посвященные Цветаевой (они вошли в книгу Tristia) открывают, в свою очередь, тему «московского текста» у Мандельштама и очень явственно перекликаются с цветаевскими московскими стихами.

Чувство, с которым Цветаева писала два мандельштамовских стихотворения, было близким тому, которое она уже описывала, говоря об Ахматовой - подарить, одарить, но здесь все было на виду, человек был рядом и Кремль был рядом - вся Москва была открыта для прогулок с ним и для его «посвящения» в нее. Мандельштам приезжает в Москву в конце января, если верить Цветаевой - специально для общения с нею, «не договорив» в Петрограде, и пребывает в Москве с конца января до 5 февраля, затем уезжает и возвращается в конце месяца.

В конце марта появляются первые стихи о Москве. 1916-й год представляется нам фундаментальным для Цветаевой в разработке ее московской темы. В первой публикации цикл «Стихи о Москве» был сформирован иначе, чем в последующих. Стихотворения располагались в хронологическом порядке написания, причем первым шло «Канун Благовещенья», датированное 24-25 марта. Затем «Облака - вокруг, купола – вокруг», «Из рук моих нерукотворный град», «Мимо ночных башен», «Настанет день, печальный, говорят», «У меня в Москве купола горят», «Над синевою подмосковных рощ», «Семь холмов - как семь колоколов». Замыкалось же все стихотворением «Москва - какой огромный Странноприимный дом». Таким образом, стихотворений так же было девять, при этом не вошедшие «Над городом, отвергнутым Петром» и «Красною кистью» тоже уже существовали, однако, оказались вне цикла.

Следующая публикация «Стихов о Москве» состоится во втором издании «Версты I» в 1922 году, когда Цветаева изымет из цикла «Канун Благовещенья» и «У меня в Москве - купола горят», поместив первое вне циклов, а второе в «Стихи к Блоку» и заменит их на указанные уже «Над городом, отвергнутым Петром» и «Красною кистью», также они будут появляться во всех дальнейших изданиях, не считая антологий позднесоветского времени, публикующих отдельные стихотворения вне циклов.

Представляется, что такая замена произошла вследствие уже упомянутого нами желания Цветаевой противопоставить свою «московскость» «петербургости» встреченных ею недавно людей, в очередной раз противопоставить свой город городу, из которого она недавно вернулась. Именно поэтому она публикует «Стихи о Москве» впервые в петербургском журнале и выбирает для публикации стихи, наиболее явно передающие образ Москвы, а в этом смысле «У меня в Москве - купола горят» несомненно более программный текст, чем «Красною кистью». И лишь когда петербургская публикация состоялась и Москва «явила» себя в лице Цветаевой, она может перегруппировать цикл и включить в него стихотворения, имеющие несколько иную направленность.

Таким образом, цикл «Стихи о Москве» проходит две стадии своего формирования - в петербургской и в московской версиях.

Образ Москвы, возникающий в первой - петроградской - публикации 1917-го года создается Цветаевой, как образ сказочного прекрасного древнего православного града, в соответствие с древнерусской традицией изображения Москвы. Основной в петербургской редакции для Цветаевой является задача представить свой город Петербургу и петербургским поэтам и представить саму себя как поэта московского.

Она дает взгляд на Москву историческую сквозь ее легенды.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой

Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то,… Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов,… Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Любимый город

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва колокольная
Москва колокольная. Эпитеты, которыми Цветаева наделяет Москву, восходят к традиции древнерусских текстов. Сравним: «прииде во славный градъ, зовомый Москва», «была Москва град великъ, град чюденъ,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги