Реферат Курсовая Конспект
Москва колокольная - раздел Литература, Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой Москва Колокольная. Эпитеты, Которыми Цветаева Наделяет Москву, Восходят К Тр...
|
Москва колокольная. Эпитеты, которыми Цветаева наделяет Москву, восходят к традиции древнерусских текстов. Сравним: «прииде во славный градъ, зовомый Москва», «была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ», «славный же град Москва честные твоя мощи, яко же некое сокровище честно соблюдает» и т.п.2 В цикле Цветаевой фигурирует та же лексика и те же персонажи, а Москва является богохранимым градом, поддерживающим православные традиции, передавая их из поколение в поколение.
Москва дважды называется «семихолмием» - «Привольное семихолмие» и «колокольное семихолмие», что дает нам понять, что здесь поэт находится в контексте идей, соотносящих Москву с Римом. Внутри самого города Цветаева выделяет самые древние и наиболее чтимые места: - Благовещенский собор - Спасские ворота - Иверская часовня (она же «Часовня Звездная», «золотой ларчик») - Кремль (он же «Пятисоборный несравненный круг») - Церковь Благовещения (Нечаянная Радости) Не названный прямо Успенский собор и Москва-река появляются в стихотворении «У меня в Москве - купола горят!». Таким образом, создается круг постоянно повторяющихся мест и он почти не выходит за рамки Кремля - древнейшего сердца Москвы.
Не слишком многообразен и круг персонажей, упоминаемых в цикле: в основном это Богородица, издревле почитаемая как покровительница Москвы, Младенец Пантелеймон, Иоанн Богослов.
Цветаева включает в свой цикл множество православных праздников, как в текстах, так и в подписях дней создания текста, сознательно акцентируя дату церковного календаря: - Святая Пасха - День Иоанна Богослова, она выделяет отдельно - Первый день Пасхи - Троицын день - День празднования Казанской иконы Божьей матери. В этом контексте разрабатываются основные мотивы и сюжеты цикла.
Представляя Москву миром традиционного православного уклада, Цветаева во многом находится под влиянием той литературы о Москве, которая во множестве выходила в начале века. Появлялись сборники, включающие прозаические и поэтические произведения московских поэтов и писателей, воспроизводящие облик и быт города, серии исследований и очерков, пытающиеся осмыслить роль Москвы в русской культуре. И действительно, во всех упоминаемых изданиях акцентируется именно древность города, его принадлежность православной культуре и подчеркивается его роль как сердца России.
Так и Цветаеву привлекает прежде всего почти сказочное происхождение Москвы, ее история, присутствие в ней прошлого и возможность следы этого прошлого распознать в непосредственном общении с городом, читая на языке его улиц и домов. «Домики старой Москвы» Марина подробно описывает московские дома и фрагменты их бывших обитателей. Москва в её первых сборниках – воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» город предстаёт как символ минувшего.
В нём – слова и понятия, передающие «аромат» старины: «вековые ворота», «деревянный забор», «расписные потолки». В каждом четверостишии «Домиков старой Москвы» перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии. Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Всё исчезаете вы, Точно дворцы ледяные По мановенью жезла. Где потолки расписные, До потолков зеркала. Где клавесина аккорды, Тёмные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых воротах… Стихотворение Цветаевой «Москва - огромный Странноприимный дом», приют и пристанище для всех бездомных на Руси, в котором она чувствует себя хозяйкой.
Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси - бездомный Мы все к тебе придем. В этом стихотворении три героя: ты («Москва») – мы («все к тебе придем») – я («в грудь тебя целую»). Москва предстает и как благословенная земля («и льется аллилуйя на смуглые поля»), и как женщина. Москва – место, где исцеляются все раны, сердце Руси. Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт – неотделимая его часть.
Поэтесса не зря так подробно описывает московские дома и фрагменты жизни их бывших обитателей. В каждом четверостишии «Домиков старой Москвы» перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии. Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор! Для Цветаевой Москва - это также огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг.
Так в стихотворении «Над синевою подмосковных рощ…» Марина Ивановна описывает слепцов, «во тьме пасших Бога» и ступающих по Калужской дороге по направлению, откуда доносится звон московских колоколов. Эти люди-слепцы, хотя вполне возможно, что глаза их видят, а слепота выражает себя в бесплодных жизненных поисках, в отчаянии, в унынии. Однако, в то же время эта слепота настолько уже задушила, высушила этих людей, что как в предсмертный час умирающему внезапно становится легче, так и их в самый критический момент жизни вдруг озаряет звон московских колоколов, который пророчит спасение и утешение.
Этот звон доносится откуда-то с небес. И мне кажется, что как раз именно это и показывает отношение Марины Цветаевой к Москве, как к святыне.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то,… Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов,… Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Москва колокольная
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов