Образ слуги в творчестве Александра Сергеевича Пушкина по произведениям Капитанская дочка и Дубровский

Образ слуги в творчестве Александра Сергеевича Пушкина по произведениям Капитанская дочка и Дубровский. А.С. Пушкин обогатил реализм новым фундаментальным открытием - диалектической взаимосвязью обстоятельств и человека среда, утверждал он, не всемогуща, человек может противостоять ей. Иначе он станет жертвой обстоятельств, покорно и смиренно принимающей все удары судьбы. Это открытие подтверждал опыт истории между угнетенными и угнетателями существуют антагонистические отношения, тяжесть порабощения неминуемо рождает бунт и протест.

А.С. Пушкин показывал не только влияние среды на человека, но и его способность восставать против враждебных ему условий жизни.

В протесте, в бунте осуществлялось воспитание человека. Мятежность делала его свободным в рабской стране, вселяла веру в собственные силы, выпрямляла личность, наполняла е чувством собственного достоинства. Этот обновленный реализм проявил себя в Капитанской дочке в изображении народа. В сюжет Капитанской дочки введено большое количество персонажей из народа, но многие из них развернуты в исключительно яркие полновесные художественные образы. Это, прежде всего, относится к порожденному крепостнической действительностью образу Савельича.

Пушкинский Савельич, как и указываемый в самом романе литературный его прототип - дядька Шумилов из Послания к слугам моим Фонвизина, наивно убежден, что крепостные крестьяне существуют лишь для того, чтобы всю жизнь работать на своих господ и находятся в их полном подчинении. Но преданность его своим господам далека от рабской приниженности. Вспомним его слова в письме к своему барину, Гринву-отцу, в ответ на грубые, несправедливые упреки последнего я не старый пс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос.

Пушкин А. С. Капитанская дочка. Издание 3-е, переработанное. М 1979, с.116 Далее страницы даются в скобках по этому изданию. стр. 116. В письме сам Савельич называет себя рабом, как это было принято тогда при обращении крепостных к своим господам, но весь тон его письма дышит чувством большого человеческого достоинства, проникнут горьким упрком за незаслуженную обиду.

Без тени рабского унижения предстает перед нами Савельич. Большое внутреннее благородство, душевное богатство его натуры полностью раскрываются в совершенно бескорыстной и глубоко человеческой привязанности бедного, одинокого старика к своему питомцу. Образом Савельича А.С.Пушкин наглядно и убедительно опровергал тех современных ему дворян-крепостников, которые заявляли, что крепостные не способны ни на какие благородные чувства и поступки, оправдывая этим сво право обращаться с ними, как с рабочим скотом. Образ Савельича, задолго до тургеневских Записок охотника, ярко демонстрирует глубокую несправедливость бесчеловечность такого права.

Образ Савельича, преданного своим господам, был так же необходим для реалистического изображения исторической действительности того времени, как и образы революционно настроенных крестьян. А.С. Пушкин показал крепостных крестьян такими, какими они были в действительности, в их разносторонних отношениях к помещику.

Созданный А.С.Пушкиным образ Савельича воплощает высокую оценку поэтом нравственных качеств доброго нашего народа, которые всячески опорочивались дворянством. А.С.Пушкин раскрыл глубокую истину вс лучшее, что есть в Гриневе, создано преимущественно Савельичем. Впервые в русской литературе был так обстоятельно показан в конкретном жизненно-правдивом образе крепостной крестьянин, заслуживающий не только сочувствия, но и глубокого уважения. Характер воспитания сына, Петра Андреевича, сказывается благотворное влияние матери и старого крепостного дядьки Савельича.

Помещичье дит нарочито напускает на себя взрослую грубость, дабы вырваться из-под опки дядьки, доказать, что он уже не ребенок. В то же время ему жаль бедного старика, он испытывает угрызения совести и безмолвное раскаяние - чувства, совершенно чуждые Митрофану через некоторое время Гринв прямо просит прощения у Савельича и мирится с ним. Присущая Гринву доброта сказалась и в щедром подарке неизвестному мужичку, который спас его и Савельича во время бурана, и в острой жалости к зверски изувеченному башкирцу, и в том, как рискуя всем, он бросился на выручку захваченному пугачвцами Савельичу.

Ф.М. Достоевский после первого прочтения Капитанской дочки понял замысел А.С. Пушкина. Он писал поэту Савельич чудо Лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль Г.П. Макогоненко. Капитанская дочка А.С.Пушкина Л Художественная