Основная часть

Основная часть. Тематическое многообразие лирики Лермонтова. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни.

Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил Я поэт другой эпохи. В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился На этот вопрос он ответил всем своим Творчеством. Переживание печального одиночества.

Поиски смысла жизни. В ранней лирике Лермонтова исходным остатся переживание печального одиночества Брожу один, как отчужднный. Уже в первых стихотворениях проявляется настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием страны, где дружба дружбы не обманет, любовь любви не изменит. Однако очень скоро откровенные признания лирического героя о себе сменяются страстным монологом, направленным против здешнего света, равнодушного к глубоким познаниям, славе, таланту, пылкой любви свободы.

В произведении Монолог, речь уже о многих субъективное я сменяется расширительным мы Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд е мрачит, И нам горька остылой жизни чаша И уж ничто души не веселит. Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Образ жизни чаши типичен для ранней лирики Лермонтова и достигает кульминации в стихотворении Чаша жизни Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами, Когда же перед смертью с глаз Завязка упадет, И все, что обольщало нас, С завязкой исчезает Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был - мечта, И что она - не наша. Не зря Лермонтов называл себя сыном страданий.

Образ вечные странники дат ключ ко всему произведению Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой. Как и он, они вынуждены расставаться с родной стороной милым севером.

Та же чаша страданий. А дальше Нет, вам наскучили нивы бесплодные. Тучи никто и ничто не гонит, они никому не мешают. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских переживаний, страстей. Они вечно холодные. В сущности, это прямое противопоставление двух мировоззрений. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы от участия в судьбе других, отрицается. Да, я страдаю, я гоним, я не свободен, но у меня есть идеалы, есть чувство Родины. И как бы ни сильна была тоска, е не променять на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет Родины.

Дух творчества. Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлечнных мечтаний. Эта же мысль развита в элегии зрелого периода Выхожу один я на дорогу принадлежащей к лучшим созданиям Лермонтова Белинский2 Белинский Стихотворения Лермонтова 1984 г. С18. Поэт взволнован величием, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям.

Мы видим кремнистый путь, и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. Здесь желание забыться и заснуть соотнесено с ночным покоем земли, что спит в сиянье голубом. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту больно и трудно оттого, что нет свободы и покоя, но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о холодном сне могилы.

В заключительных строчках стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни. Очень хорошо пишет балкарский поэт Кайсын Кулиев об этом стихотворении и вообще о поэзии М.Ю.Лермонтова Эти стихи так дороги мне не только потому, что они родились вблизи родных мне вершин и блестит в них кремнистая горная дорога, по которой, может быть, проходил мой отец и прохожу сегодня я сам, глядя на облака, проплывающие над ней. Лермонтовский шедевр полон лунного света и человеческой боли, света вечности и порыва к свободе.

Невыразимы и необъяснимы глубина раздумий и обаяние, пронзившие эти великие стихи Строка и звезда со звездою говорит, полагаю, явилась одним из самых замечательных открытий в мировой лирике Кайсын Кулиев. Так растет дерево 1975 г Находились люди, которые считали это лермонтовское чудо пессимистичным произведением, которые утверждали, что поэт в нем отказывается от активной деятельности и от жизни.

Подобные авторы обычно пытаются лезть в учителя к тем великим художникам, которые стали учителями человечества. Как можно заниматься литературой и не понимать, что в приведенном выше шедевре Лермонтова томится плененная душа одного из самых вольнолюбивых художников, что в этих стихах живет дух протеста, желание вырваться на волю. И потому так много в них боли и тоски. Эти чувства у больших художников обычно выражаются не риторическими восклицаниями.

Политическая лирика. Необыкновенная поэзия Лермонтова это его завещание потомкам. Он завещал людям не сгибать спины перед бенкендорфами, служил лучшим человеческим идеалам, воплотил их в нестареющие художественные произведения. Он спутник и соратник многих поколений в их борьбе за лучшую жизнь. Сегодня снова хочется вспомнить о том, что Лермонтов вошел в сердца соотечественников в дни национального траура своей родины в дни гибели Пушкина, когда скорбели все передовые люди России, лишившиеся своего первого поэта, национального гения.

Имя Лермонтова засверкало неожиданно, как молния, оно ворвалось в дома скорбящей страны так же внезапно, как ливень врывается в притихшие дворы. Мы знаем, каким событием стали сразу же стихи На смерть поэта. Их автор потряс друзей Пушкина и привел в замешательство его врагов, вызвал ненависть всех тех, кто направлял на Пушкина дуло дантесовского пистолета. Враги его учителя стали врагами Лермонтова.

Смелая борьба русской поэзии с душителями всего светлого и мучителями угнетенной родины и народа продолжалась. После гибели Лермонтова эстафета перешла к Белинскому, Некрасову, Чернышевскому, Добролюбову и другим бесстрашным деятелям родной литературы. Как бы трудно ни приходилось, все равно в исторической перспективе победа осталась за великой русской литературой. Как удивительно, что гвардейский офицер, юноша бросил в лицо царя и его окружения такие действительно железные стихи, полные гнева, угроз и бесстрашия А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов, Игрою счастья обиженных родов Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда все молчи Но есть, есть божий суд, наперсники разврата Есть грозный судия он ждет Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед, Тогда напрасно вы прибегните к злословью Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь Редко какой поэт бросал в лицо царскому правительству стихи такой силы и откровенности, редко вызывали стихи в обществе такое волнение и тревогу, как это сделало стихотворение Лермонтова.

Оно прозвучало не только голосом гнева и скорби, но и возмездия Кайсын Кулиев.

Так растет дерево 1975 г Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях.

Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили надменные потомки известной подлостью прославленных отцов. В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати, оказавшие услугу Николаю Первому в его кровавой расправе с декабристами. Именно они таятся под сенью закона. Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций лучших представителей дворянской интеллигенции первой четверти XIX века. В стихотворении Смерть поэта отражена трагедия передовой мыслящей личности. Отношение к свому поколению.

Этому стихотворению очень близко по теме и настроению другое Как часто пестрою толпою окружен. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой.

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличается высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства. В своем стихотворении Дума Лермонтов высказывает свои общие суждения о поколении 30-х годов Печально и гляжу на наше поколенье Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Поэта огорчает то, что многие его современники живут ошибками отцов и поздним их умом. Речь здесь идет об идейном наследии декабристов, отвергнутом новым поколением.

Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поколение Лермонтова, вступившее в жизнь после поражения декабристов, было обречено на беспощадную растрату сил в условиях Николаевской реакции. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не может предпринять. Дума воспринимается как призыв, как сигнал к пробуждению гражданского самосознания.

Продолжение традиций декабристов. Гражданская лирика Лермонтова продолжила традиции декабристов и Пушкина. Поэт верил в правоту дела дворянских революционеров, боровшихся с самодержавием. В стихотворении Новгород, обращнном к декабристам, можно найти такие слова Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали Зачем Погибнет ваш тиран, Как вс тираны погибали Революционная тема в лирике Лермонтова сливается с темой личного участия в общественной борьбе. Ради свободы порабощнного народа поэт готов пожертвовать своей свободой и даже жизнью За дело общее, быть может, я паду, Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу Отношение к народу, к Родине.

Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения ему не нужно убранства, не нужно украшений Белинский Стихотворения Лермонтова 1984 г У Лермонтова чистый пейзаж почти отсутствует.

Серебристый ландыш, желтеющая нива, бегущий по оврагу студный ключ предназначены для создания вполне определнного успокаивающего настроения. Быстро бегущие по небу тучи напоминают об изгнании. С отрадой, многим незнакомой смотрит поэт на безбрежные леса и нивы, на степи и реки. Такое отношение к природе связано с тем, что понятие Родины у Лермонтова не ограничивается только родной природой.

Оно неразрывно с понятием народ. В первой строфе стихотворения Родина это отразилось в нетипичном сочетании странная любовь - любовь, не желающая воспевать казнный патриотизм, хотя и признающая героическую историю России. Лермонтов прославляет Россию народную. В последующих строфах разворачивается картина сельского труда, проникнутая безотчтной, глубинной нежностью к русской земле, русскому народу. С утончнным мастерством в стихотворении воспето чисто человеческое чувство Родины.

Оно вытекает из каких-то очень широких представлений о целостном облике родной природы, восприятия е выразительных примет и быта, нравов простого люда. С удивительной точностью переданы могучие масштабы России, е бескрайность, необозримость пространств. Здесь же ощущается новое качество авторских эмоций. Вначале люблю за что, не знаю сам. Затем отрада, многим незнакомая, вызванная созерцанием уклада, нравов мужичков. В отличие от предшественников, Лермонтов выразил более тесную, душевную связь с народным бытим.

В этом произведении прозвучало оскорбительно-дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны немытая Россия. Такого русская