рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ранняя лирика М

Работа сделанна в 2004 году

Ранняя лирика М - Реферат, раздел Литература, - 2004 год - Тема женской судьбы в лирике М. И. Цветаевой Ранняя Лирика М. И. Цветаевой 1910-1922. Судьба Как Любовь. Я Тебя Отв...

Ранняя лирика М. И. Цветаевой 1910-1922. Судьба как любовь.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес моя колыбель, и могила лес, Оттого что я на земле стою лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою как никто другой Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, 15 августа 1916г. Маpина Ивановна Цветаева по пpоисхождению, семейным связям, воспитанию пpинадлежала к тpудовой научно-художественной интеллигенции.

Если влияние отца, Ивана Владимиpовича, унивеpситетского пpофессоpа и создателя одного из лучших московских музеев ныне музея Изобpазительных Искусств, до поpы до вpемени оставалось скpытым, подспудным, то мать, Маpия Александpовна, стpастно и буpно занималась воспитанием детей до самой своей pанней смеpти.

Детство, юность и молодость Маpины Ивановны пpошли в Москве и в тихой подмосковной Таpусе, отчасти за гpаницей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фpайбуpге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет не только по-pусски, но и по-фpанцузски, по-немецки, печататься - с шестнадцати. Геpои и события поселились в душе Цветаевой, пpодолжали в ней свою pаботу. Маленькая, она хотела, как всякий pебенок, сделать это сама. Только в данном случае это было не игpа, не pисование, не пение, а написание слов. Самой найти pифму, самой записать что-нибудь.

Весной 1910 года Цветаева перешла в седьмой класс. Душа ее была растревожена. В декабре 1909 года она отказала человеку, сделавшему ей предложение Владимиру Оттоновичу Нилендеру, который был старше ее на девять лет, филологу, ученику Ивана Владимировича, поэту, близкому к московскому кружку символистов. В. О. Нилендер был страстный античник в ту пору он переводил Гераклита Эфесского книга Фрагменты.

Гераклитово изречение оттуда Нельзя вступить в тот же самый поток дважды Цветаева не раз будет повторять В чувствах к Нилендеру юная Марина, по-видимому, не разобралась, а, отказав ему, начала страдать. Свои переживания она облекла в лирическое стихотворение о несостоявшейся любви двоих, о невозвратности минувшего и о верности любящей Темнеет Захлопнуты ставни, На всем приближение ночи Люблю тебя, призрачно-давний, Тебя одного - и навек На прощанье, 4-9 января 1910 г. Марина Цветаева готовила в это время свою первую книгу.

Отобрала сто одиннадцать стихотворений, в большинстве случаев - без дат написания, и разделила на три части Детство, Любовь, Только тени. Заголовки, вероятно, отражали этапы развития души автора. Первые настоящие любовные стихи, в которых отражены страдания, впервые полюбившей души, посвящены В.О. Нилендеру. Книга называлась Вечерний альбом. Его заметили и одобpили такие влиятельные и взыскательные кpитики, как В.Бpюсов, H.Гумилев, М.Волошин.

Стихи юной Цветаевой были еще очень незpелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобpазием и непосpедственностью. Hа этом сошлись все pецензенты. Стpогий Бpюсов особенно похвалил Маpину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию повседневность, непосpедственные чеpты жизни, пpедостеpегая ее, впpочем, опасности впасть в домашность и pазменять свои темы на милые пустяки Hесомненно, талантливая Маpина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может пpи той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, pастpатить все свои даpования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки Брюсов В. Далкие и близкие.

Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней М. Скорпион, 1912 С. 197-198 В этом альбоме Цветаева облекает свои пеpеживания в лиpические стихотвоpения о несостоявшейся любви, о невозвpатности минувшего и о веpности любящей Ты все мне поведал - так pано Я все pазглядела - так поздно В сеpдцах наших вечная pана, В глазах молчаливый вопpос На прощанье, 4-9 января 1910 г. Для гимназистки Марины Цветаевой, тайком выпустившей свой первый сборник, такой отзыв был великой радостью и поддержкой.

В Волошине она нашла друга на всю жизнь. Одобрительно отозвался о Вечернем альбоме и Н. Гумилев Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразнаэта книга заключил он свою рецензию не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов22 Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. С. 113-114 О любви - мучительной и до конца не осознанной - написано несколько отнюдь не детских стихотворений 1910 года. Это уже настоящие любовные стихи, в которых выражены страдания впервые полюбившей души. Любовь идеальна, чиста, самоотверженна О, лишь люби, люби его нежнее Люби без мер и до конца люби Следующей, 1909-1910г.г. Так обращается она к следующей подруге того, кого никогда не забудет.

Порой ей кажется, что это не любовь, но не менее сильное и мучительное чувство Обожания нить нас сильнее связала, Чем влюбленность других.

Кроме любви, 1910г. Вечерний альбом завершается стихотворением Еще молитва осень 1910 г полудетским по форме, пророческим по смыслу. Цветаевская героиня молит Создателя, чтобы он послал ей простую земную любовь Дай не тень мне обнять, наконец Однако уже в ближайших строфах звучит сомнение И поют ведь, и пишут, что счастье вначале Расцвести всей душой бы ликующей, всей Но не правда ль ведь счастия нет вне печали Кроме мертвых, ведь нету друзей Тени умерших - надежнее, они не оскорбят любящую душу, их можно любить беспрепятственно, беззаветно, идеально.

Земная любовь жестока и несовершенна она пригибает душу к земле. Сколько потом будет писать об этом Цветаева - в стихах, в поэмах, в прозе, в письмах А сейчас она выводит такие наивные и такие серьезные строки и как бы просит читателя помедлить над ними, вникнуть в то, что скрывается за этим косноязычием только начавшего говорить поэта Мне не надо блаженства ценой унижений.

Мне не надо любви Я грущу - не о ней. Дай мне душу, Спаситель, отдать - только тени В тихом царстве любимых теней. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии конфликта между землей и небом, между страстью и идеальной любовью между сиюминутным и вечным и шире - конфликта всей цветаевской поэзии быта и бытия. 5 мая 1911 года Марина Цветаева по приглашению Максимилиана Волошина 1877-1932 приезжает в Крым, где живет у него в Коктебеле.

Там она знакомится с будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Он к тому времени сирота, сын революционеров, на год моложе Марины, кадет Офицерской Академии. Там же Марина Цветаева знакомится и с Андреем Белым. 27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В 1912 году выходит в свет сборник стихов Марины Цветаевой Волшебный фонарь, где впервые появляется тема любви, где в понятие любовь она вкладывает безмерно много. В поэме На Красном Коне 13-17 января, 1921г. поэтесса приносит в жертву своему высшему возлюбленному Гению в образе всадника на красном коне все земные любови.

Она все бросает в костер творчества, где сгорает ее жизнь Пожарные Душа горит Любовь в творчестве Цветаевой многолика дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня, забвение все это лики любви. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье на страдание. Но она умела радоваться тому, пусть недолгому, счастью, которое ей дарила судьба Мой и о каких наградах. Рай когда в руках, у рта Жизнь распахнутая радостьПоздороваться с утра Здравствуй Не стрела, не камень, 25 июня 1992г. Мотивы невольной вины, неразделенной любви, возвращения души и сердца из плена тяжелых переживаний можно услышать в стихотворениях Молитва в столовой, Путь креста, Последняя встреча, Не в нашей власти и некоторых других.

Что горело во мне Назови это чувство любовью, Если хочешь, иль сном, только правды от сердца не скрой Я сумела бы, друг, подойти к твоему изголовью Осторожной сестрой. Путь креста, 1922г. В эти минуты она не только была счастлива, но и страдала Увозят милых корабли,Уводит их дорога белая И стон стоит вдоль всей землиМой милый, что тебе я сделала Вчера еще в глаза глядел, 14 июня 1920г. И все-таки счастью подчиненности в любви Цветаева предпочитала несчастье свободы и оставалась поэтом.

Она была верна себе, своему творчеству, ибо ее верность не в подчинении, а в свободе Никто, в наших письмах роясь,Не понял до глубины,Как мы вероломны, то есть Как сами себе верны.

Цыганская страсть разлуки октябрь 1915г. И даже близость ее души с душой возлюбленного не могла заменить ей той любви, которую давала свобода Как правая и левая рука Твоя душа моей душе близка. Мы смежены блаженно и тепло,Как правое и левое крыло. Но вихрь встает и бездна пролеглаОт правого до левого крыла Как правая и левая рука 10 июля 1918г. Цветаева требовала достоинства в любви и достоинства при расставании И слезы ей вода, и кровь Вода, в крови, в слезах умыласяНе мать, а мачеха ЛюбовьНе ждите ни суда, ни милости.

Вчера еще в глаза глядел, 14 июня 1920г. Н. Гумилев в пятом номере журнала Аполлон писал Первая книга Марины Цветаевой Вечерний альбом заставила поверить в нее и, может быть, больше всего - своей неподдельной детскостью, так мило-наивно не сознающей своего отличия от зрелости. Волшебный фонарь - уже подделка и изданная к тому же в стилизованном, под детей книгоиздательстве, в каталоге которого помечены всего три книги.

Те же темы, те же образы, только бледнее и суше, словно это не переживания и не воспоминания о пережитом, а лишь воспоминания о воспоминаниях. То же и в отношении формы. Стих уже не льется весело и беззаботно, как прежде он тянется и обрывается, в нем поэт умением, увы, еще слишком недостаточным, силится заменить вдохновение. Длинных стихотворений больше нет - как будто не хватает дыхания. Маленькие - часто построены на повторении или перефразировке одной и той же строки.

Говорят, что у молодых поэтов вторая книга обыкновенно бывает самой неудачной. Будем рассчитывать на это 11 Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. С. 78 Глава II. Лирика М.И. Цветаевой в годы эмиграции 1922-1939. Судьба Родины. О неподатливый язык Чего бы попросту мужик, Пойми, певал и до меня - Россия, родина моя Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль тридевятая земля Чужбина, родина моя Родина, 12 мая 1932г. В мае 1922 года Марине Цветаевой было разрешено выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, бывшему офицеру белой армии, оказавшемуся в эмиграции, в то время студенту Пражского университета.

В Чехии она прожила более трех лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. В начале 20-х годов она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Удалось опубликовать книги Стихи к Блоку, Разлука обе 1922, Психея. Романтика, Ремесло обе 1913, поэму-сказку Молодец 1924. Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России Стихи к сыну, Родина, Тоска по родине Давно и др В годы эмиграции в стихах Цветаевой звучали тоска и боль расставания с родиной, исстрадавшейся и лютой, пожарищах и крови.

Стихи рождались самые разные, от высокоторжественных до простонародных, только на трагическом уровне. Цветаева проделала на чужбине тот же путь, что и многие русские писатели Бунин, Куприн, Шмелев, Набоков, они каждый по-своему чувствовали себя одинокими, отъединенными от эмигрантской действительности, от литературной и прочей суеты.

Эмиграция окончательно запутала и без того сложные отношения поэта с миром, со временем. В статье Поэт и время Цветаева писала Есть такая страна Бог. Россия граничит с ней, так сказал Рильке, сам тосковавший по России всю жизнь11 Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. С.25 Тоскуя на чужбине по родине и даже пытаясь издеваться над этой тоской, Цветаева прохрипит как раненое животное, кем-то раненое в живот Тоска по родине ДавноРазоблаченная морокаМне совершенно все равно Где совершенно одиноко Она даже с рычанием оскалит зубы на свой родной язык, который так обожала, который так умела нежно и яростно жать своими рабочими руками, руками гончара слово Не обольщусь и языкомРодным, его призывом млечным. Мне безразлично на какомНе понимаемой быть встречным Далее домоненавистнические слова Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст Затем следует еще более отчужденное, надменное И все равно и все едино И вдруг попытка издевательства над тоской по родине беспомощно обрывается, заканчиваясь гениальным по своей глубине выдохом, переворачивающим весь смысл стихотворения в душераздирающую трагедию любви к родине Но если по дороге кустВстает, особенно рябина Тоска по родине, 1934г. И все. Только три точки.

Но в этих точках мощное, бесконечно продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на какую неспособны тысячи вместе взятых стихотворцев, пишущих не этими великими точками, каждая из которых как капля крови.

В ней вс больше растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине.

Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, писала она. Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри тот теряет ее лишь вместе с жизнью11 Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. С. 27 С течением времени понятие Родина для нее наполняется новым содержанием.

Поэтесса начинает понимать размах русской революции лавина из лавин, она начинает чутко прислушиваться к новому звучанию воздуха. Тоска по России проявляется в таких лирических стихотворениях как Рассвет на рельсах, Лучина, Русской ржи от меня поклон О неподатливый язык сплетается с думой о новой Родине, которую она еще не видела и не знает Русской ржи от меня поклон, Полю, где баба застится Друг Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце Ты в погудке дождей и бед - То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку - на весь тот свет Здесь мои - обе заняты. Русской ржи от меня поклон, 7мая 1925г. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий, прозванный ею Мур, о котором давно мечталось, предсказывалось в ее стихах. К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное значение для понимания позиции Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл стихов к сыну Ни к городу и ни к селу Езжай, мой сын, в свою страну, В край всем краям наоборот Куда назад идти вперед Идти, особенно тебе, Руси не видывавшее Нести в трясущихся горстях Русь этот прах, чти этот прах От неиспытанных утрат Иди куда глаза глядят Нас родина не позовет Езжай, мой сын, домой вперед В свой край, в свой век, в свой час, от нас В Россию вас, в Россию масс, В наш-час страну в сей-час страну В на-Марс страну в без-нас страну Стихи к сыну, январь 1932г. Русь для Цветаевой достояние предков, Россия не более как горестное воспоминание отцов, которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а детям остается один путь домой, на единственную родину.

Глава III.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема женской судьбы в лирике М. И. Цветаевой

Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии… Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ранняя лирика М

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лирика последних лет жизни М
Лирика последних лет жизни М. И. Цветаевой 1939-1941. Судьба как рок. Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что невинна Пригв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги