М.Ю.Лермонтов

Содержание I. Введение II. Жизнь поэта до ссылки на Кавказ III. Лермонтов на Кавказе. 1) Знакомство Лермонтова с Р.И. Дороховым 2) Знакомство Лермонтова с М.П. Глебовым 3) Смерть поэта IV. Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом 1) “Демон” 2) “Мцыри” 3) роман “Герой нашего времени” V. Заключение. Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы.VI. Список литературы VII. I Введение. Я выбрала эту тему, так как мне очень нравится творчество Лермонтова.

В отличие от поэзии пассивного реализма, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств.

Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.

Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности. Лермонтов понимая, что истоки безыдейной поэзии коренятся в костности дворянского общества, в реакционном направлении официальной культуры и просвещения. II.

Жизнь поэта до ссылки на Кавказ

Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болез... Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, перед которы... Прежние мрачные мотивы его творчества осложняются теперь чувством глуб... До него доходили слухи; некоторые “особенно дамы, оправдывали противни... Стихотворение было понято как “воззвание к революции”, началось дело, ...

Лермонтов на Кавказе

2). Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэ... 3). Ненавидя и презирая аристократию, Печорин ближе сходится с людьми демо...

Заключение

Заключение Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы А.В.Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: “Лермонтов является последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений”. Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина.

С творцом “Капитанской дочки” его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта) и поздние произведения. В “Герое нашего времени” путевые записи странствующего офицера явно перекликаются с “Путешествие в Аразум”. Однако Лермонтов жил в иные годы, чем Пушкин.

Подчеркивая это Белинский писал: “Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина”. “Безвременье” положило на Лермонтова тяжелую печать, но не сломило его. Лермонтов возненавидел аристократическую среду умом беспощадного аналитика и сердцем, пламенно устремленным к справедливости.

Но поэт не видел для себя твердой социальной опоры. Все это определило трагические мотивы его творчества. НЕ веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Своим беспощадным критицизмом Лермонтов явно сближается с Гоголем, но превосходит его силой социально-политического протеста и глубоким интеллектуализмом. Продолжая традиции декабризма, писатель в своих последних произведениях (“Мцыри”, “Демон”, “Герой нашего времени”) проявил и более глубокое понимание исторических событий.

Это превратило его творчество в “соединительное звено между декабристами и демократической русской культурой, формировавшейся в 30-х и 40-х годах” и еще шире между дворянско-революционным и революционно-демократическим периодами русского освободительного движения. Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом гражданственно, философско-психологического романтизма.

Реалистические произведения Лермонтова возникают в то время, когда романтические творения в своей основе им уже довершились. Лермонтов – последний представитель революционно-дворянского романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма. Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры.

Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем. Подлинное истолкование творчества Лермонтова – самобытного писателя означившего новый этап в развитии русской литературы, дана революционная критика, начиная с Белинского. Белинский увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности”, и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне 30-х годов “без соперников по величине и блеску”. Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.

Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад.

Но только в советское время идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и последующим литературным процессом предстали во всей полноте и конкретности. Животворное воздействие Лермонтова ощутили на себе и советские писатели: В.Маяковский, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, Е.Винокуров, Е.Исаев, С.Наровчатов, Н.Рыленко, А.Твардовский, В.Федоров и многие другие. “Лермонтов–прозаик, – заявил в 1939 году А.Н.Толстой, - это чудо”. Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, но и мировой литературы.

Влияние Лермонтова испытывали и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многих других народов. VI.

Список литературы

Список литературы . 1. Энциклопедия знаменитых россиян. Трушко Е.А Медведев Ю.М. 2. М.Ю. Лермонтов.

Собрание сочинений в 4-х томах. Том I 3. История русской литературы XIX века. Первая половина. А.И. Ревякин 4. Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е).