Сохранить человеческое в аду ГУЛАГа

Сохранить человеческое в аду ГУЛАГа. (рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). План. Введение. Глава I. Биография и художественный мир А. И. Солженицына.Глава II. Советский человек в тоталитарном обществе. §1. Судьба рассказа «Один день Ивана Денисовича. §2. Главный герой рассказа. §3. Система образов и идейное содержание рассказа. §4. Категории времени и пространства в рассказе. §5. Эпоха, отражённая в произведении. §6. Речевые особенности рассказа. Заключение.

Общие выводы. Список использованной литературы. Введение. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло своё место в истории русской литературы советского периода. После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а оно произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не оставалось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима.

Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного государства. Пелена лжи и самообмана, всё ещё застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, и с силой документального свидетельства – с другой, уже ничего не удивительно и не страшно. Однако начинался А. И. Солженицын как писатель не с повестей и романов, а с рассказа «Один день Ивана Денисовича», написанного в 1959 году. Он первым показал советскому читателю ту оборотную сторону жизни, о которой предпочитали молчать; он осудил бесчеловечную систему и создал реалистический характер подлинно народного героя.

Поэтому исследование данного произведения с позиции современного читателя было и остаётся актуальным. К тому же, несмотря на всеобщий интерес к произведениям Солженицына, творчество его по-прежнему остаётся недостаточно исследованным. Цель нашей работы – определить связь между основной темой творчества А. Солженицына и фактами его биографии; выявить идейное содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича»; рассмотреть систему образов; раскрыть его речевые особенности.

Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы исследования: описательный, семантико-стилистический, метод компонентного анализа, метод контекстного анализа. Практическая ценность нашей работы заключается в возможности её использовать на уроках литературы в 11 классе средней школы.

Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, общих выводов и списка использованной литературы. Глава I.

Биография и художественный мир А

года закрыли); вступил в комсомол и стал старостой класса. В 1945 году обоих арестовали. Это было второе испытание. Судьба распорядилась так, что он не только ... И. Наиболее полно этот принцип был реализован в цикле «Красное колесо», г...

Советский человек в тоталитарном обществе

§3. Они ведут друг с другом частые споры, свидетелем ( но не участником ) ... Это ты, брат, еще не знаешь». Сообщая о лагерной жизни, писатель мог бы избрать иную повествовательн... Народный, просторечный характер приобретают слова с измененным чередую...

Заключение. Чем же притягивает нас творчество А.И.Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории. “Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью писал А.И.Солженицын А нужно сделать простой шаг - не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире но не через меня”. Писателям же и художникам доступно большее: победить лож! Солженицын был и остается таким писателем, который победил ложь. “А своими произведениями он не только воздвиг монументальный памятник миллионам замученных за годы советской власти, но и вынес беспощадный приговор тоталитарной системе, доказав своим читателям ее бесчеловечность и историческую обреченность”. ( 5, с. 49 ). Общие выводы. 1. Формирование А.И.Солженицына как писателя - обличителя тоталитарного государства произошло под влиянием тяжелых жизненных испытаний: войной и исправительно - трудовыми лагерями. 2. Основная тема творчества писателя - история России ХХ века во всех ее драматических и героических моментах. Основной герой - рядовой русский человек. 3. Сжатие времени и концентрация пространства - один из основных законов в художественном мире А.И.Солженицына. 4. Рассказ “Один день Ивана Денисовича” - дебютное произведение автора, принесшее ему известность и славу. 5. Герой рассказа - крестьянин-солдат, несущий заряд народной нравственности и духовности, потому что именно такие люди, по мысли писателя, и решают в конечном счете судьбу страны. 6. И главный герой, и остальные персонажи - как положительные, так и отрицательные - помогают А.И.Солженицыну высказать свои основные идеи относительно причин и следствий сталинских репрессий. 7. Значительную роль в рассказе играют категории времени и пространства. 8. В рассказе отражена эпоха тоталитаризма в Советском Союзе, создана обобщенная картина ада, на который был обречен советский народ. 9. Раскрытию темы и идеи рассказа способствуют его речевые особенности. 10 А.И.Солженицын - писатель, победивший ложь, вынесший беспощадный приговор тоталитарной системе.

Использованная литература. 1. Архангельский А. “Поэзия и правда в кн: Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.

Александр Солженицын М. “Молодая гвардия”, 1991. 2. Агеносов В.В. А.Солженицын М. 1999г. 3. Нива Ж. Солженицын - М. 1992г. 4. Паламарчук П. Александр Солженицын : Путеводитель 1991Г. 5. Соколов Б. Сохранить человеческое в аду ГУЛАГа ( рассказ А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” ) - М. 1992г. 6. Чакмаев В. Александр Солженицын.

Жизнь и творчество М. 1994г. 7. Солженицын А.И. Избранное -М. Молодая гвардия . 1991г.