Ритм как средство художественной выразительности в творчестве Марины Цветаевой

Ритм как средство художественное выразительности в творчестве Марины Цветаевой 2006г. Содержание Введение Глава I. Ритм как средство выразительности Глава II. Анализ ритмической организации стихотворения М. Цветаевой «Ученик» Глава III. Характеристика ритмической организации лирики Марины Цветаевой Глава IV. Сравнительная характеристика ритмической организации раннего и позднего периодов Марины Цветаевой Выводы Список используемой литературы Введение Ритм (гр. rhythmos – соразмерность, стройность) – мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в метрическом стихе . Ритм – одно из главных средств организации поэтической речи. Для Марины Цветаевой ритм – это сама суть, сама душа ее поэзии.

Ритм предстает в ее творчестве в своем прямом назначении: он служит внутренней формой стихотворной речи, создает движение стиха, резко, часто до неузнаваемости обновляет стихотворный размер. В этой области она выступила и осталась смелым новатором, подчас впадавшим в крайности и излишества, но, в конечном счете, обогатившим русскую поэзию XX века множеством счастливых находок. «Я не верю стихам, которые льются.

Рвутся – да!» - восклицала Цветаева. В этом 2006году 31 августа исполнится 65 лет с того самого дня, когда Марина Цветаева решила уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как считают Н.Забололцкий, Н.Клюев, Б.Пильняк, О.Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой тоталитарного режима.

Те, кто любит и понимает М.Цветаеву, знают, как сильно различаются ранний и поздний периоды ее творчества. Личная трагедия определила и выбор тем, и выбор художественных образов, но особенно заметны изменения в ритмической организации. Этим и объясняется наш выбор темы. Цель нашей работы – выявить особенности ритмической организации лирики Марины Цветаевой, передающие эмоциональное состояние ее лирической героини. В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи: • познакомиться с ритмом как средством организации стихотворной речи; • изучить анализ ритмической организации отдельного стихотворения; • изучить характеристику ритма в поэтике М.Цветаевой; • сравнить ритмику раннего и позднего периода творчества поэтессы; • обобщить, систематизировать изученную информацию и сделать выводы.

Глава I. Ритм как средство выразительности О содержательности ритма теоретики задумывались давно, при этом труднее всего, оказалось, определить, какой именно элемент ритма несет содержание.

В XVIII в. шла дискуссия между Ломоносовым и Сумароковым, с одной стороны. Тредиаковским – с другой. Сторонники первой точки зрения утверждали, что ямб и хорей отличаются по содержанию, которое способен выразить каждый из этих размеров; Тредиковский придерживался противоположного мнения. Так, Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) писал: «Чистые ямбические стихи,… поднимаясь тихо вверх, материи благородства, великолепия и высоту умножают Очень также способны и падающие, или из хореев и дактилев составленные стихи, к изображению крепких и слабых аффектов, скорых и тихих действий быть видятся» . Почти через столетие этот же взгляд высказал Гумилев, заявивший: «У каждого метра своя душа, свои особенности и задачи.

Ямб, как бы спускающийся по ступеням… свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли. Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область – пение.

Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжествен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героев. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, его стихи в движении, напряжение нечеловеческой страсти…» Уже Тредиаковский опровергал подобные неизменно субъективные суждения, показывая, что смысл метра зависит от составляющих стихотворение слов. Напомним, кстати, что и сам Ломоносов, утверждая эстетическую и смысловую зависимость мужских и женских рифм, в том же сочинении писал: «…подлость рифмов не в том состоит, что они больше или меньше слогов имеют, но что оных слова подлое или простое сто значат». Содержателен ли ритм? Да, разумеется, как все без исключения элементы, образующие художественную систему стихотворения.

Но содержательность его начинается с определенной точки, не достигнув которой мы не имеем оснований говорить о семантике вообще.

В целом можно формулировать так: за пределами поэтического произведения стихотворный размер, вообще лишен какой бы то ни было осмысленности; войдя в состав стихотворения, не только размер, но и всякий другой элемент «материи» стиха семантизируется. И здесь размер становится в один ряд с многочисленными иными ритмическими формами, о которых и пойдет речь ниже. Ритмические формы Формы ритма поэтического произведения многообразны, виды его различны. С понятием «поэтический ритм» связаны, в общем, все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала.

К их числу относятся повторы: 1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм); 2) стиховых строк равной длительности (силлабический); 3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический); 4) звуков в конце строк (рифма); 5) Звуков на разных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма); 6) Чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца стиха мужское и женское, мужское и дактилическое, женское и дактилическое (каталектика); 7) пауз внутри и в конце стиховых строк (цезура); 8) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основы стиха (интонационный ритм); 9) тождественных или аналогичных стиховых групп – от простых парнорифмующих двустиший до сложных моно- и полиметрических построений (строфический). Впрочем, настоящий перечень не включает в себя все виды ритма и поэтическом произведении – здесь названы лишь важнейшие; иные виды могут возникать в стихотворении, обладающем той или иной особой структурой.

Глава II.

Анализ ритмической организации стихотворения М

Ритм анафорический. Примыкая к синтаксическому, он имеет самостоятельн... Ритм внутренних пауз. Ритм аналогий и тождеств. Во всех трех строфах левая сторона (стопа анапеста – до цензуры) содер... Первая параллель: По холмам – круглым и смуглым а) По пескам – жадным ...

литература». Марина Цветаева принадлежала к поколению революционного перелома всего бытия в России в целом и мерности развития ее творчества в частности. Марина Цветаева видела жизнь не такой, как она есть, но такой, какой она хотела ее видеть, хотела не волевым устремлением свободного человека, но зигзагом девичьего каприза.

Таким же капризом определялось и ее отношение к слову, к сочетанию слов, к их содержанию. Отсюда стремление к изыску, излому, неизбежно повлекшим за собой вывих, для творческой личности травму. Вывихи словесной формы, вывихи ее идейного содержания, вывихи духовных устремлений, таким, где они все-таки были, громоздились в клубах безыдейных словесных туманов, против которых неутомимо боролся современник Марины Цветаевой и властитель дум современной русской молодежи по обе стороны железного занавеса – Н.Гумилев.

Таким образом, можно сделать вывод, что отличительной особенностью лирики раннего периода поэтессы является близость к традиционно классическому стиху, а поздний же период характеризуется пульсирующим, внезапно обрывающимся ритмом, отрывистыми фразами, телеграфной лаконичностью, отказом от традиционной ритмомелодики. Заключение В соответствии с поставленной целью нами были выполнены все задачи работы, и мы пришли к следующим выводам: 1. Отличительной особенностью лирики раннего периода поэтессы является близость к традиционно - классическому стиху. 2. Поздний период характеризуется пульсирующим, внезапно обрывающимся ритмом, отрывистыми фразами, телеграфной лаконичностью, отказом от традиционной ритмомелодики. 3. Выбор ритмической формы обусловлен трагическими событиями ее жизни; Звуковые повторы, неожиданная рифма, порой неточная, способствуют передаче эмоциональной информации. 4. Ритм в поэзии Цветаевой обладает особой структурой, в которой используются различные ритмические формы, разнообразные комбинации рифм. 5. Поэтесса мастерски использует различные фонетические и словообразовательные средства; перебив, который сближает ее поэзию с народным стихосложением. Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим.

Стихи узнаешь ее безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей информации.

Это, бесспорно, верный критерий подлинности и силы поэтического дарования.

Список используемой литературы 1. Егоров Б.Ф. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – М.; изд-во «Просвещение» 1988. 2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: изд-во, «Дрофа", 1998. 3. Белова Л.А. Марина Цветаева. Избранные произведения. – М.; Л.: Сов. Писатель, 1965. 4. Белова Л.А. Марина Цветаева: В 2-х ч. Ч I 1910-1941гг. Родство и чуждость. – М.; изд-во «Дрофа», 2000. 5. Марина Цветаева: В 2-х ч. Ч II 1942-1987гг. Обреченность на время. – М.; изд-во «Дрофа», 2001. 6. Марина Цветаева, собр. соч. в семи томах, том 5. Автобиографическая проза.

Статьи, эссе, переводы М.: изд-во, «Эллис Лак», 1994. 7. Н.Гумилев. Письма о русской поэзии. Пгр изд-во «Мысль», 1923. 8. Есин А.Б Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. 9. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. – М.; Л 1965. 10. Эфрон А.С. Страницы воспоминаний (фрагменты) Звезда, 1973 № 3.