Штюрмерский период творчества Ф. Шиллера. Драма "Коварство и любовь"

Штюрмерский период творчества Ф. Шиллера. Драма «Коварство и любовь» Выполнил: студент заочного отделения английский язык и литература Мельник Р.П. Проверил: Максютенко г. Днепропетровск 2003 г. План Введение I. Фридрих Шиллер периода «Бури и натиска». II. Бунтарский характер и жанровое новаторство в ранней драматургии Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Заключение. Список использованной литературы.Введение Немецкая литература эпохи Просвещения развивалась в исклю¬чительно сложных и трудных условиях.

Германия и в XVIII столетии продолжала оставаться страной феодальной, экономически и полити¬чески отсталой, раздробленной. Лишь с середины столетия, а более интенсивно с 1770-х годов, в связи с экономическим и общественным подъемом и активным политическим и культурным воздействием извне, шедшим, в частности, из Франции и Англии, возникают условия для «ускоренного» развития литературы. В творчестве выдающихся писателей и мыслителей – Винкельмана и Лессинга, Гердера, Гёте и Шиллера, а также их соратников – искус¬ство и эстетическая теория Просвещения достигают расцвета.

Великие деятели немецкого Просвещения были глашатаями прогрессивных идей, ставившими в своих произведениях насущные во¬просы своего времени, ратовавшими за национальное объединение страны и социальное обновление. Усиление буржуазных отношений вызывает кризис просветитель¬ской идеологии, ощутимые признаки которого обозначаются уже с начала 1770-х годов.

На литературной арене утверждается сентимен¬тализм как реакция на абстрактность и рассудочность классицизма и как выражение живого интереса к нуждам и чаяниям «третьего сословия», сочувствия к простым людям – не только к «слугам», но и к угнетенным вообще. Тенденциями сентиментализма была пронизана литература дви¬жения «Бури и натиска», расцвет которой падает на 1770-е – начало 1780-х годов. Под воздействием европейского сентиментализма. Наследуя лучшие традиции Лессинга и сентименталь¬ной поэзии Клопштока писатели движения «Бури и натиска» явились наиболее характерными выразителями той оппозиционности, которая соответствовала как состоянию, так и определенным формам развития немецкой идеологии своей эпохи.

Немецкая классическая философия этих лет оказала огромное воз¬действие на развитие литературы. Идеалистическая в своей основе, фи¬лософия развивалась исключительно сложными путями. И все же штюрмерство, подобно европейскому сентиментализму, не было течением единым как по социально-политическим и теорети¬ческим принципам, так и по творческим установкам.

Гердер, Гёте, Шиллер и их соратники поистине выражали «дух протеста». Их критицизм связан с дальнейшим развитием реализ¬ма в немецкой литературе, а идеал сильного человека, цельной лич¬ности, богатство ее духовного мира определены стремлением выра¬зить принципы свободы. Процесс развития идеологии и искусства «Бури и натиска» был интенсивным и сложным. В штюрмерском движении явно обозначаются два этапа, связанные с началом общественно-литературной деятельно¬сти более старшего поколения поэтов во главе с Гердером и Гёте (пер¬вая половина 1770-х годов) и младшего поколения, в среде которого ведущая роль принадлежала Шиллеру (конец 70-х – начало 80-х годов). I. Фридрих Шиллер периода «Бури и натиска» Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в семье бедного воен¬ного фельдшера в Марбахе-на-Неккаре, в Швабии.

Детство и ранние юношеские годы будущего писателя прошли в мещанской обстановке. Удовлетворение давали лишь занятия в латинской школе.

Влияние матери и первого учителя пастора Мозера шло в двух направлениях: они научили мальчика любить поэзию, но и пытались привить ему религиозные взгляды. В 1773 г. по гер¬цогскому приказу Шиллер был определен в военную так называемую «Карлову школу». В школе господствовали деспотизм и во¬енная муштра, поддерживались сословные различия, процветали шпио¬наж, низкопоклонство. Естественно, что молодому поэту, еще в школь¬ные годы задумавшему тираноборческую драму «Разбойники», прихо¬дилось скрывать свои «опасные» мысли.

Общественно-эстетические принципы в духе идей штюрмерства на¬чали складываться у Шиллера еще в годы пребывания в Карловой шко¬ле. Социальной основой их было несогласие с крепостническим режи¬мом, искренняя вера в возможности республиканского образа правле¬ния. Как и в «Разбойниках», эти тенденции проявились в юношеской сентиментальной поэзии Шиллера, собранной в «Антологии на 1782 год», где кроме Шиллера были представлены некоторые поэты «швабской группы». В «Антологию» были включены стихи любовные, меланхолические и стихи, исполненные гражданского пафоса, выражавшие солидарность с деятелями общественного прогресса или изобличавшие пороки сановных особ, тиранию.

Наиболее полно черты радикального просветительства и социаль¬ный протест были выражены в трех юношеских сентиментально-роман¬тических прозаических пьесах Шиллера – «Разбойники» (1780), «За¬говор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784). Интенсивная работа Шиллера над трагедией «Разбойники» нача¬лась после того, как он прочел в 1777 г. рассказ Д. Шубарта «К исто¬рии человеческого сердца», где был описан эпизод, типичный в условиях феодальной системы.

История двух братьев, сыновей одного дворянина, отражала определенный социальный конфликт. Шиллер совершенно оригинально разработал тему разбойников, по¬казал их объективно поставленными вне закона. Глубже разрешены психологические проблемы.

Более сложны у Шиллера и социальные характеристики и обобщения. Как типичный штюрмер, Шиллер отказался от стихотворной формы драмы (обязательной у классицистов), герои его говорят простым раз¬говорным языком, с богатыми образными оттенками диалектной речи. Нередко в их речи встречаются грубые обороты. Место действия «Разбойников» меняется почти в каждой из пятнадцати сцен. Достаточно велик и временной охват дей¬ствия – около двух лет бурной эпохи Семилетней войны. Основные ге¬рои драмы – представители деклассированных элементов – разбой¬ники, массы плебейства и бюргерства.

В духе эстетики «Бури и натис¬ка» автор выделяет образ выдающегося героя-одиночки. Таким «бурным гением» в драме и выступает Карл Моор. Сила «Разбойников» состояла в ярком изобличении пороков фео¬дального строя – разврата, подлости, продажности. Наиболее ценно в трагедии «живописание человеческих характеров» из мира жес¬токости и лицемерия. Тема духовной несостоятельности бунтаря-одиночки, гибели его де¬ла в результате торжества в человеке эгоистического начала разрабо¬тана Шиллером в его следующей «республиканской трагедии». Истори¬ческая концепция «Заговора Фиеско» выдержана в духе просветитель¬ских учений о том, что факты реальной действительности являются ил¬люстрацией неразумности феодальных отношений, что эти факты дока¬зывают необходимость их разрушения и построения нового «царства разума». Сюжетом для драмы послужили события политического заговора графа Фиеско в Генуе в 1547 г. Свергнув власть иноземцев (французов), генуэзцы восстановили республиканский строй, но не обрели свободы, так как власть в стране фактически захватил племянник дожа – наг¬лый, высокомерный и деспотичный Джанеттино.

Общее недовольство и заговор против него возглавил юный честолюбивый вельможа Джованни Луиджи Фиеско.

В авторском предисловии к драме Шиллер говорит о своих попыт¬ках действия героев «согласовать с природой», подчинить законам не¬обходимости. Главное в этом процессе драматург связывал в харак¬тере персонажей не с политикой, а с чувством, поскольку «политический герой» может, как казалось Шиллеру, всецело отрешиться от своих «че¬ловеческих черт», себя же драматург считал «знатоком сердца». Трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной раз¬вития штюрмерской драматургии Шиллера. «Бюргерская трагедия» пер¬воначально была задумана как бытовая пьеса, в которой должны найти разрешение проблемы семьи.

Однако в процессе работы драматург об¬наружил, что вопрос о положении бюргерства и сословные отношения, рассматривавшиеся им в плане семейно-бытовом, на деле представ¬ляли острый общественно-политический интерес.

Быт и нравы современной Германии в трагедии Шиллера нарисо¬ваны очень точно и ярко, их драматург изучал непосредственно, об¬щаясь с людьми из разных сословий. С драматургией Лессинга автора «Коварства и любви» связывало резкое противопоставление бюргерско¬го сословия аристократии, критика феодально-абсолютистского обще¬ства. Но в трагедии Шиллера в большей степени подчеркнут момент политический.

Определяя место этой трагедии Шиллера в истории не¬мецкой литературы, Энгельс подчеркивал, что это «первая немецкая по¬литически-тенденциозная драма». Изменяется теперь и сам принцип «рупора идей». По сравнению с «Разбойниками» система мотивировок здесь гораздо сложнее. При ис¬ключительной остроте и подчеркнутой тенденциозности политических противоречий, отраженных в трагедии, «Коварство и любовь» отличает¬ся глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, диалектикой отношений личного и общественного.

И все же сила трагедии заключалась не столько в показе мелочей реального быта, сколько в реалистическом подчеркивании «типичных об¬стоятельств» – преступлений одних и трагической гибели других. Весь этот сложный конфликт, который Шиллер разрешает в своей трагедии, по существу подчинен выяснению важнейшего вопроса о праве народа, о судьбах простых людей, пока ещё забитых и бесправных. Это и при¬давало пьесе особое значение в тогдашних условиях, ибо в ней вос¬созданы яркие и подлинные картины действительности, сделаны важные обобщения социально-политического характера.

Аристократы (президент Вальтер, гофмаршал фон Кальб) пока¬заны в состоянии острых противоречий с бюргерским сословием (семей¬ством бедного музыканта Миллера). Трагедия возникает от того, что дочь Миллера Луиза любит сына президента – Фердинанда и любима им. Молодые люди переступают сословные границы, отдаваясь только своему естественному чувству.

Шиллер указывает на трагическое не¬соответствие нравственной нормы, желаемого с существующими в реаль¬ных условиях, с установившимися предрассудками. Штюрмерский элемент сказался здесь в подчеркивании несоответ¬ствия положения героя и его желаний, в выяснении препятствий, меша¬ющих достижению цели. На пути Фердинанда появляются носители со¬циального зла – президент Вальтер, чиновник Вурм, «демоническая женщина» – леди Мильфорд. Сын президента резко противостоит отцу, которого называет злодеем.

Романтический идеал Фердинанда сосредо¬точен в его собственном сердце и любимой им девушке. Луиза – самая трогательная героиня Шиллера. Девушка из наро¬да, она любит Фердинанда, искренно и непосредственно отдается своему чувству. На предложение Фердинанда о бегстве Луиза отвечает отка¬зом, ибо видит в этом нарушение моральных норм; она решает лучше пожертвовать своим счастьем ради покоя родителей. Угнетенное состоя¬ние приводит ее к согласию написать письмо под диктовку Вурма (от¬каз от Фердинанда, ложное «признание» в неверности ему). Но, подчи¬няясь непреоборимому, по ее мнению, коварному злодейству, Луиза продолжает любить Фердинанда.

Она решительно- противится притязаниям Вурма. Теперь мысль о самоубийстве, как выход из создавшегося положения, не покидает ее. В адресованном Фердинанду письме, которое Луиза передает отцу, она объясняет, как их обманули и разлучили. Но тайна злодеев обнаруживается слишком поздно: в состоянии ревности Фердинанд отравляет Луизу и себя. Казалось, что коварство востор¬жествовало.

В действительности же победу одерживает вера в нравст¬венные принципы, истину и справедливость. Положительные персонажи трагедии – представители молодого поколения, романтически приподнятые, прямые продолжатели традиций Вертера и Лотты, Юлии и Сен-Пре. Чувствительные и возвышенные, они мечтали о равенстве людей, о свободе личности, сочувствовали угне¬тенным, нередко гневно протестовали против несправедливостей, жесто¬кости и тирании, но, будучи героями сентиментальными, Луиза и Фердинанд прежде всего верили в силу своего чувства.

Семья музыканта Миллера олицетворяет мир простых и честных людей. Она нарисована контрастно по отношению к миру коварства, лжи и лицемерия. В среде простых людей отношения основаны не на интригах, насилии и коварстве, а на взаимном доверии, чистоте нравов, любви и искренности. Иными «принципами» руководствуется президент. Свойственный ему аморализм проникает и в область семейных отношений.

Президент Вальтер хочет использовать сына в качестве послушного орудия своей воли, для усиления своей власти и влияния при дворе. С этой целью он решает женить Фердинанда на леди Мильфорд, любовнице герцога, получившей отставку. Отвечая на упорство сына и желая убрать Мил¬леров с дороги, президент прибегает к излюбленному средству – наси¬лию, но вынужден отступить перед угрозой Фердинанда рассказать всем о том, «как становятся президентом», т. е. разоблачить его преступления.

Моральную победу в трагедии Шиллера одерживает мир любви. Вот почему драматург заставляет президента устрашиться последствий своих деяний и отдать себя в руки правосудия. Еще более противоречи¬вым предстает характер леди Мильфорд. Она не любит герцога, в Фер¬динанде же находит положительные качества, готова с ним бежать за пределы герцогства. Она видит, наконец, чего стоят герцогские подар¬ки. В уста камер-лакея драматург вкладывает рассказ о том, что пода¬рок герцога – шкатулка с брильянтами – стоит жизни семи тысяч солдат, проданных герцогом для ведения войны в Америке.

Да и сама леди Мильфорд в конце концов становится жертвой деспотизма герцога. Разработка темы, связанной с родной стихией Шиллера, оказала воздействие и на его художественный метод, позволила ему глубоко реалистически обрисовать характеры и среду, способствовала устране¬нию той некоторой книжности стиля, которая проявилась в «Заговоре Фиеско». В противовес собственно мещанской драме, тяготевшей, по его мнению, к «натурализму», Шиллер выдвинет позднее «закон идеализации», обра¬щенный не в прошлое, а в современность.

Простые люди, по его мысли достойны изображения в высокой лирической трагедии. II.

Бунтарский характер и жанровое новаторство в ранней драматургии Ф

– И ты мне это говоришь, когда от одного вида этой девушки холод проби... Оно дало только новую пищу его старым подозрениям. Тем самым гибель эт... “Теперь давайте посмотрим, как это у нас с вами все ловко выйдет. Деву... – Ведь он же мигом обо всем проведает! Ведь он же придет в неистовство... “Рожденным друг для друга”, им все же не удалось одолеть построенный н...

Заключение Наиболее полно черты радикального просветительства и социаль¬ный протест были выражены в трех юношеских сентиментально-роман¬тических прозаических пьесах Шиллера – «Разбойники» (1780), «За¬говор Фиеско в Генуе» (1783) и «Коварство и любовь» (1784). Пятиактная трагедия «Коварство и любовь» явилась вершиной раз¬вития штюрмерской драматургии Шиллера. «Бюргерская трагедия» задуманая первоначально как бытовая пьеса, в которой должны найти разрешение проблемы семьи, в процессе работы переросла в острый общественно-политический интерес.

При ис¬ключительной остроте и подчеркнутой тенденциозности политических противоречий, отраженных в трагедии, «Коварство и любовь» отличает¬ся глубиной раскрытия психологии героев, усложненной детализацией, диалектикой отношений личного и общественного.

В “Коварстве и любви” Шиллер сошел с героико-романтических высот “Разбойников” и “Фиеско”, встал на твердую почву реальной немецкой действительности. Быт и нравы современной Германии в трагедии Шиллера нарисо¬ваны очень точно и ярко, их драматург изучал непосредственно, об¬щаясь с людьми из разных сословий. Реализм, глубоко национальная окраска драмы сказались и на ее языке. Значение творчества Шиллера штюрмерского периода состояло, таким образом, и в том, что немецкая литература, преодолев сухой ге¬лертерский педантизм, приближалась к изображению жизни народа.

Так Шиллер уже в жанре «мещанской драмы» вплотную подошел к идее искусства героического, исполненного гражданского пафоса. Можно сказать что, творчество Шиллера драмой «Коварство и любовь» достойно венчает весь процесс раз¬вития литературы европейского Просвещения.

Список использованной литературы 1. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2. 2. Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М 1989. 3. История зарубежной литературы XVIII века / под ред. В.П. Неустроева, Р.М. Самарина. – М.: Издательство МГУ, 1974. 4. Лозинская Л.Я. Ф. Шиллер. М 1960 5. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М 1984. 6. Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М 1990. 7. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. проф. А.H.Михальской. -М.:Пpосвещение, 1981.