Человек и природа в современной литературе

Человек и природа в современной литературе. Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забытовсе культы И ввести Непогрешимый культприроды. В.Федоров. Я вмир пришел не свянуть, не смириться, Не утонутьво тьме людских болот. Я житьхочу, но только - вольной птицей - Исовершить свой радостный полет.Н.Тряпкин.В русской литературе советского периода, взаимоотношениечеловека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневскогоБазарова Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Долгое время каждый с гордостью произносил Широка страна моя родная,много в ней лесов, полей и рек . Так если много - значит ли это, чтоприродные богатства не надо беречь? Безусловно, люди сегодня сильнее природы, иперед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может. Прощание с Матерой - книга отом, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоконравственная.Не случайно слова Родина, народ, родник, природа - одного корня.В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли.

Матера - это иостров, и древняя деревенька с таким же названием, матера должна быть стерта слица земли.Должно исчезнуть все дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду на вечно. С большойтревогой и безнадежной иронией говорот старуха Дарья Она, жисть ваша, ишькакие подати берет Матеру ей подавай, оголодела она. Однуе бы толькоМатеру Другая жительница деревни - Анна, как ивсе старики знает только свою родную Матеру, любит е и нехочет с нейрасстоваться.

По е мнению, самый большой грех на свете - это лешить человекаего родины. А старая Настасья откровенно тоскует Кто ж старое деревопересаживает Символична та весть которая побудилагероев активно действовать, принес Богодул.Этот герой воспринимается не иначекак своеобразный дух Матеры живет он на острове, одному богу известносколько . Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил мертвых грабют,наверное многой старухи могли бы старухи снести молча, безропотно, но не это. Когда добрались они до расположенного задеревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое делостаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их однимогнем . Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище- нечто святое.

Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха иярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат?Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью.

Ты не человек. У какогочеловека духу хватит . Е поддерживает вся деревня Эта сцена в повести дает повад дляглубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом оназаканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомкиберя пример с нас. Неуважение к предкам есть первый признакбезнравственности писал еще Пушкин. Распутин, размышляя об этом, показываетнесколько Поколений.Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее.Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших.

Сын е , Павел, понимает мать,но то, что е волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе непонимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решениеустроиться на строительсво плотины, из-за которой и будет затоплен остров. Ивообще он уверен, что память - это плохо, без нее лучше.Повесть Распутинавоспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут созедать разрушая икогда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно надорванныесердца не излечиваются.

А такие как Петруха он поджег собственный дом, чтобыпоскарее получить за него денежную компенсацию , и не станут утруждать себясозеданием их устраивает что за разрушение платят деньги. Своеобразнымсимволом предупреждения нарисован новый поселок, куда должны передратьсясельчане. Поселок, хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-тонесуразно, но по людски.Наверное и прощаться, в случае надобности с этимпоселком будет куда проще, чем с Матерой.

А человек обязательно долженчувствовать себя хозяином земли. Иначе зачем жить? Если земля -территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю,Родину - освобождают, территорию захватывают Кто мы на этой земле - хозяева иливременные пришельцы пришли, побыли, ни пршлого нам не нужно, ни будущего у наснет? Такие размышления вызывает талантливая повесть В.Распутина.28 марта 1996 г.Набито ДиденкоАлександром.