рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образы "Горя от ума"

Работа сделанна в 1998 году

Образы "Горя от ума" - Курсовая Работа, раздел Литература, - 1998 год - Елецкий Государственный Педагогический Институт Курсовая Работа Выполнил Сту...

Елецкий государственный педагогический институт КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнил студент гр. Л-53 Скиперских А.В. Научный руководитель Харлампиди О.Д. Елец, 1998 УСПЕХ Горя от ума, появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.По словам Пушкина, комедии произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами.

В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно Горю от ума, в короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу.При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку собственных богатств то есть материала национальной истории и современной русской жизни - и собственными, оригинальными, не заемными средствами.

Сюжетную основу Горя от ума составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров.Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями свободной жизни и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в Горе от ума. Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу Горя от ума в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих.

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает противуречие Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на законный государственный и общественный строй как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого Сначала он весел, и это порок Шутить и век шутить, как вас на это станет - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки Унизить рад, кольнуть, завистлив горд и зол Не терпит подлости ах боже мой, он карбонарий.

Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков.

Грибоедов рассказал в своей комедии о том что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе В ней веет дух времени, дух истории.

Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни тему рубежа двух эпох - века нынешнего и века минувшего.

Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии.В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в Горе от ума множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение.

Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания.

На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.Комедия с могучей сатирической силой разоблачала нравы крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов.

Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он запечатлел в Горе от ума целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали знатные негодяи и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и зловещие старухи, ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к свободной жизни, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства.В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, разливались в пирах и в мотовстве, а ученье считала чумой, зловредным и огнеопасным изобретением окаянных вольтерьянцев.

Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям минувшего века - века покорности и страха. Мораль их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший степеней известных благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой.

Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного героя плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки, гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного пруссачества, которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции в черновой редакции Горя от ума Скалозуб сам говорит о себе Я - школы Фридриха Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в Горе от ума властная барыня-крепостница старуха Хлстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - душа дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире безродный секретарь Фамусова - Молчалин.

В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, низкопоклонника и дельца, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до степеней известных.

Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего свое суждение иметь, раскрывается в его знаменитом признании Мне завещал отец Во-первых угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как черномазенький завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член Ученого комитета, и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный французик из Бордо, и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия.

Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания Горя от ума и это составляют одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в Горе от ума, по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ столетия.

Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный порок или отвлеченную моральную категорию к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально- политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно.И вопросы дворянского воспитания в пансионах, школах, лицеях, и вопрос о ланкартачных взаимных обучениях, и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова все это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в Горе от ума, придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точности и достоверности.

В свое время в 1865 году на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя.И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов . Натура всяких событий - таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально.

Но он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому множеству всяких событий, по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического конфликта эпохи.

Будучи действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился смысл его эпохи борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась между мертвящим духом рабства, проникавшим все и вся в аракчеевско-фамусовском мире, и живительным духом времени, воодушевлявшим молодое поколение патриотов и свободолюбцев.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетельствовало о его социально-политической направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила Горе от ума как первую в русской литературе комедию политическую.Сближая ее в этом смысле с комедией Бомарше Женитьба Фигаро, которая в свое время в 1784 году нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика указывала, что Бомарше и Грибоедов с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств.

А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал Библиотека для чтения, 1834, т. 1, 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении Горя от ума, вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение государственного переворота. комедию Грибоедова самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века . Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания.

И не только потому, что Горе от ума является одним из самых замечательных памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира. Горе от ума, конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры.

Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного идеала - общественного, политического, морального.

Также и Грибоедов в Горе от ума не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание Горя от ума, конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон.Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям времен Очаковских и В. Ключевский.

Курс русской истории, т. V, М Госполитиздат, 1958, стр.248. покоренья Крыма, но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология. Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни.Здесь пуще всего боятся молвы грех - не беда, молва нехороша и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир.

Мотив молчания красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где Молчалины блаженствуют на свете. И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе.Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось о вольности, о совести, о чести, о благородстве и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века. Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком возвышенных мыслей и передовых убеждений, глашатаем свободной жизни и ревнителем русской национальной самобытности.

Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя.Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества.

Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к общественному благу и воодушевлять на борьбу с деспотизмом.Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в Горе от ума дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор.

Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах.И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь. Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается.

В том-то и состоит тайна искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны.Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

Горе от ума, конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии.Он написал Горе от ума, что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи. Грибоедов не отступил в Горе от ума перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в основу произведения конфликта, из столкновения страстей, мнений, характеров.

В Горе от ума воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани. С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось внимание художника.

В Горе от ума типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи.Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.

В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Чацкого.В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только назревавщую силу и понял, что ей принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли немногие лучшие люди из дворян по характеристике В.И. Ленина, далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин, они помогли разбудить народ, потому что они подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398. Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.

Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах Горя от ума, Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ нового человека- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова.Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира. Смело, по-новаторски решив в Горе от ума проблему типичности.

Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину.Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами.

Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

– Конец работы –

Используемые теги: Образы, Горя, ума0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образы "Горя от ума"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В комедии есть также и другие проявления этого направления: женские образы типичны для своей эпохи и помещены в типичную, обыкновенную обстановку,… Все они обладают разными характерами, но при этом типичны, так как выражают… Например, княгиня Тугоуховская, которая оценивает всех молодых людей как возможных женихов для своих дочерей,…

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим,… Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да… Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. …

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалыхпредставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и егоединомышленники стремятся к искусствам творческим,… Их идеал умеренность и аккуратность , их мечта забрать всекниги бы да сжечь .… Грибоедов,верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человекав этом обществе. Окружение…

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…

Прошедшего житья подлейшие черты. ("Горе от ума")
Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи,полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Онивсе… Идеалами для них являются люди в чинах.Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму… Фамусов - управляющий в казенном месте и за целый день он занимается делами только одинраз, по настоянию Молчалина…

«Кто разгадает вас!» (Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалина, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда… Читатель еще не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у… По ходу действия данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается в эту концепцию. Уже при…

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Александр Андреевич нес с собой новые взгляды на жизнь, на существующие порядки. Но светское общество Москвы, привыкшее жить, не меняя ничего,… Это чувство началось с детской дружбы (ведь Чацкий был воспитанником в доме… Психология девушек в таком возрасте такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они…

Как несценические персонажи углубляют конфликт комедии "Горе от ума"
Вто рых всегда больше, но побеждают рано или позднопервые.В комедии Горе от ума Грибоедов впервые в русскойлитературе выводит на сцену положи… Их довольно много. Они расши ряют полотно жизни столичного дворянства. Большаячасть их примыкает к фамусовскому об ществу. Особенно…

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Как можно понимать смысл названия комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедова Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку. Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его… Только неумный человек может "метать бисер перед репетиловыми и ему подобными". "Что такое Чацкий пишет Пушкин в своём…
  • Традиции и новаторство комедии "Горе от ума" ШекспираГрибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникампринципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизммешает… Грибоедов был одним изобразованнейших людей своего времени. В 1824 г. он… Горе от ума было использованодекабристами для пропаганды их политических идей. Вкомедии отражена эпоха после 1812…
  • Система действующих лиц в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Одновременно с этим, Софья оказалась жертвой традиционного московского воспитания, и, в результате, отвергла и язвительного и смелого Чацкого, чьи… Но, в результате, Софья выбрала Алексея Степановича Молчалина – угодливого и… Лиза – служанка и подруга Софьи, беззаветно преданная своей барыне. Ради ее блага она готова на все что угодно –…
  • Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума" В комедии Грибоедова Горе от ума , как взеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.Эстетикадекабристов возникла на стыке… Таков, например, герой одноименной поэмыРылеева Войнаровский. Таков лирический… Вспомнимзнаменитый монолог Чацкого А судьи кто . В этом монологеЧацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян,…
  • Компаративистический анализ конфликтов к комедиях "Мизантроп" и "Горе от ума" Поэтому нашим заданием является изучение опыта известных литературоведов, проанализировать его и сделать определённые выводы.Исследованиями… В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом… Пьеса писалась в те времена 1816-1824 гг когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В…