рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ведическая литература

Ведическая литература - раздел Литература, Ведическая Литература - Обширный Набор Текстов, Которые Составлялись В Течен...

Ведическая литература - обширный набор текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий 1500 - 600 до н.э Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литераутре. Ведические тексты - это литература преимущественно религиозного содержания, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества.Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического перирода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны cначала северных и средних областей и завершается возщникновением первых государственных образований,объединяющих обширные территории.

В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами, торговлей, социальной структурой и сложной иерархией, содержащей четыре главные варны сословия.

Помимо брахманов священнослужителей и монахов здесь были кшатрии воины и представители прежней племенной власти, вайшьи земледельцы, ремесленники и торговцы и шудры масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения.При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе становления древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов.Прежде всего это четыре Веды буквально ведение - отсюда и название всего периода и его письменных памятников старейшая и важнейшая из них - Ригведа знание гимнов - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к ХП в. до н.э. Несколько более поздними являются брахманы возникающие примерно с Х в. до н.э руководства ведического ритуала, из которы важнейшее - Шатапатхабрамана брахмана ста путей.

Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна только Ригведа содержит более 10 тыс.стихов в 1028 гимнах.Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длительного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных частично и мистических, спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в нем. Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и культовых обрядов.

В нем проскальзывают частично архаические индоевропейские представления восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили с другими индоевропейскими племенами на общей территории индоиранского культурного слоя общего индийским и иранским ариям.

Завршается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культов туземных не индоевропейских обитателей Индии. Ведическая религия является политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия богов не является закрытой,одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписываются различным богам.

В Ригведе важную роль играет Индра - бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам.Продолжают список бождеств ригведского патеона Сурья бог солнца, Сома бог одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах, Дьяус бог небес, Ваю бог ветров и многие другие.

Некоторые божества, такие как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Мир сверъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и людей ракшасы и асуры.В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со стремлением найти общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок рта, который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года рта - это принцип,который руководит течением человеческой жизни рождением и смертью, счастьем и несчастьем.

И хотя рта - безличный принцип,иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный огромной и неограниченной силой, который поместил солнце на небо. Основой ведического культа является жертва, посредлством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний.

Жeртва всемогуща, и если правильно принесена, то положительный результат обеспечен, так как в ведическом ритуале работает принцип даю, чтобы ты дал. Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических текстов, в частности брахманы, где отдельные аспекты разработаны до мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех свфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителями культа.Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам и воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само их существование.

Кто такой Индра - справшивает автор одного гимна и отвечает О нем многшие говорят, что он не существует. В другом месте читаемНекоторые говорят, что Индра не существует. то его видел Кто тот, кому мы должны приносить жертвы.Мы не знаем того, кто создал этот мир констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос Что это было за дерево, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю Важным в этом отношении является гимн, в котором выступает первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают земля, небо, Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец, социальные сословия варны, ритуальные предметы, а также и сами гимны.

Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, который является всем - прошедшим и будущим.В послеведический период его образ теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направлениях заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций.

В другом гимне основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих кончается вопросом Кому приносить жертвы, и только последний стих который является более поздним прибавлением на этот вопрос отвечает.Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный символ первичной силы творения.

Отход от традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется, в частности, в космологическом гимне, который принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего сат, ни не-сущего асат, не было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, ни дня и ночи. Было только то единое тад экам, понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного содержания, которое само по себе дышало.

Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это было неразличимою водою, наделенной принципом перемены самой себя на более высоком уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в тексте только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас тепло и кама cтремление, желание как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия.Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются в заключении, где автор спрашиваетКто может сказать, откуда возникло это творение Боги появились только с созданием этого мира Откуда все возникло, откуда все образовалось Возникло само или нет Тот, кто на наивысшем небе следит за этим миром, тот знает.

Определенно он это знает или не знает Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые не отвечает.Это открывало широкие возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций различным образом толкуют этот гимн и современные исследователи.

И в более поздних ведических текстах - брахманах - встречается высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги ивесь мир. Процесс генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишен антропоморфических черт. Кроме того, в брахманах встречаются положения, указывающие на различные формы дыхания прана как первичные проявления бытия.

Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека дыхание как одно из главных проявлений жизни, спроецированных,однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия.Брахманы являются прежде всего практическими руководствами ведического ритуала, культования практика и связанные с нею мифологические изложения - это их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой целостной религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной темой упанишад.

С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм. Упанишады буквально сидеть около образуют завершение ведической литературы.Староиндийская традиция насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трехсот различных упанишад. Преобладающая маса текстов возникла в конце ведического периода ок.УШ - У1 вв.до н.э и взгляды, которыев них развиваются, уже некогда модифицированы и находятся под влиянием других, более поздних философских направлений.

Старейшими иважнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более поздними - Айтарея,Кена, Каушитаки и ряд других. В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в частности абсолютизация жертвы и ее всепроникающей силы, подвергнут ревизии.Однако упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу разнородных воззрений.

Примитивные анимистичческие интерпретации жертвенной символики часто на мистической основе и спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциямиь которые можно охарактеризовать как первые формы действительно философского мышления Древней Индии. Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцып безличное сущее брахма, отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида атман.

Концепция брахмы восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что что сообщает жертве ее всемогущую силу и в конечном понятии представляет универсальный космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишенным прежних ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с универсальным принципом мира брахма.

Эта констатация идентичности различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого индивида с унивесальной сущностью всего окружающего мира являются ядром учения упанишад. Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни самасара и тесно с нею связанный закон воздаяния карма.Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в анимистических представлениях исконных жителей Индии. Оно также связано с наблюдением определенных циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации. Элементы учения самасары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах эта мысль абсолютизируется и становится одним из главных тезисов.

Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерожденийи определяет будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней.

Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильными, может в будущей жизни родиться как член низшей варны сословия, либо же его атман попадет в телесное хранилище животного не только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой.Здесь представлена своеобразная попытка обьяснить имущественные и социальные различия в обществе как следствия этического результата деятельности каждого индивида в прошлых жизнях.

Таким образом, тот, кто действует в соответствии с существующими нормами, может, согласно упанишадам, подготовить себе лучшую жизнь в некоторых из будущих жизней. Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный простарнством и временем.Атман, когда покидает тело, сожженное на погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты идти путем отцов или питрьяна.

Познание одна из центральных тем упанишад состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений самсары и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью.Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выдя из-под влияния кармы.

Это и есть, как учат упанишады, путь богов деваяна. Основные тезисы упанишад, бесчисленное количество раз комментируются, развиваются и освещаются с различных точек зрения. Упанишады имели больше влияние на развитие последующего мышления в Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических.

– Конец работы –

Используемые теги: Ведическая, литература0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ведическая литература

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Литература как вид искусства.Место литературы в ряду других искусствю
Литература работает со словом главное е отличие от других искусств. Значение слова было дано ещ в Евангелие божественное представление о сути слова.… Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения… Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами иконическими знаками, без которых невозможна литература Понять,…

Образ Петербурга в классической литературе XIX века
Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в… Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает… Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы,…

Образ матери-женщины в современной литературе
Истинное назначение женщины – быть матерью. Она любит своего дитя всем сердцем. Велика сила материнской любви! О ней написано немало книг. Мать,… Автор говорит о том, что мать научила его верить в добро, самому нести его… Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда…

Неоромантизм в английской литературе ХІХ-ХХ веков
Проза и поэзия, на¬полненные яркими и запоминающимися образами, их экзотический колорит, острые и напряженные композиции, захватывающие сюжеты… При этом эволюция художественных образов довольно точно отражала смену… Неоромантизм ориентировался в нервую очередь па юношескую аудиторию, воплощая «не расслаб¬ленное и болезненное, а…

Особенности детской литературы
Правда, Исарова непоследовательна в своих суждениях: в сноске она делает оговорку, что возрастная специфика “обязательна в книжках для дошкольников… Отсюда страстный призыв С. Михалкова мерить детскую литературу по законам… Ребенок — общественный человек, но социальная основа, на которой развивается его общественное сознание, отличается от…

Религиозные веяния в испанской литературе XVI века
Состояние общественного сознания было глубоко проникнуто религиозностью, доходящей до фанатизма. При этом, как и повсюду в Европе, Испания была… Кроме того, слиянию этих противоположных тенденций развития общественного… В результате для передовой мысли Испании характерно парадоксальное слияние антиклерикального протеста и истой…

Связь литературы и музыки
Главной темой "Вертера" является любовь во всех ее проявлениях.Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле,… Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему… Роман сразу же был переведен на многие европейские языки. Летом 1882 г. Жюль Массне побывал в Германии. В Вецларе он…

Романтический герой в русской литературе
В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес с сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев … Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по… Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Вильяма Блейка.Романтизм получил…

Романтизм в английской литературе
За неимением подходящего текста Ричардсон сам решил его изготовить, тем более что с детства поднаторел в писании писем за своих неграмотных… Само название романа говорит о нравоучительной его направленности.Конфликт… Использовав форму писем, предрасполагавших к интимности и лиризму, Ричардсон раскрыл душевную жизнь своей героини.…

Поэзия Плеяды и реформа поэтических жанров в литературе Франции 15-16 вв.
Наиболее же выдающиеся ее представители, Пьер де Ронсар (1524 - 1585) и Жоашен Дю Белле (1522 - 1560), снискали себе мировую славу.Как справедливо… У Л.Е. Маслобоевой мы находим достаточно убедительное тому объяснение.Она… У Ю.Б. Виппера читаем: “Ронсар, Дю Белле и их соратники осуществили в поэзии переворот, равный по историческому…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Молодежная проблематика в современной русской литературе В тот день, когда она стала барабанщицей школьного корниловского отряда, отца Кати, бывшего десантника и ветерана Чечни, арестовали за уголовное… Чем стало грозить Кате одиночество? Что грозит вообще подросткам, которые… На все события, происходящие в повести автор смотрит газами главной героини. Это позволяет ему глубже раскрыть…
  • Литература Кубани конца XIX – начала XX века В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в… Ярким представителем украинской литературной традиции на Кубани являлся В.С.… На становление писателя оказало большое влияние знакомство с Я.Г. Кухаренко. Последующая учеба на…
  • Литература Италии эпохи Ренессанса Европейские государства, развившие свое собственное производство, перестали нуждаться в итальянских товарах. Правда, в Италию по-прежнему едут… Переместились мировые торговые пути. Активнее забурлила жизнь в Англии,… Иноземные войска грабили и терроризировали население. Во второй половине XVI столетия Испания подчинила себе почти…
  • Литература Испании XVII столетия Католицизм и церковь еще и ныне сильны в Испании, но приметы нового дают знать о себе всюду. В старинном строении, где когда-то помещались службы… Испанская католическая церковь была самой верной последовательницей политики… Испанский король именовался «его католическим величеством». Огромная роль церкви сказывалась не только в политической…
  • Литература периода "Бури и натиска" XVIII столетия Во второй половине 50-х гг. В.М. Жирмунский подготовил и выпустил в свет с обстоятельными комментариями избранные сочинения Гердера, а также… Появление на литературной арене Германии иоэтов-штюрмеров было молниеносным и… Власти (князья и курфюрсты) подозрительно отнеслись к новому явлению в литературе, а наиболее нетерпимые из них тотчас…