Чехов Антон Павлович

ЧЕХОВ Антон Павлович 1860-1904 ,русский писатель, почетный академик Петербургской АН 1900-02 . Начинал какавтор фельетонов и коротких юмористических рассказов псевдоним АнтошаЧехонте и др Основные темы творчества идейные искания интеллигенции,недовольство обывательским существованием одних, душевная смиренность передпошлостью жизни других Скучная история , 1889 Дуэль , 1891 Дом с мезонином ,1896 Ионыч , 1898 Дама с собачкой , 1899 . В рассказах Бабье царство 1894 , Мужики 1897 , В овраге 1900 показал дикость и жестокостьдеревенской жизни.

Большой силы социального и художественного обобщения Чеховдостиг в рассказах Палата 6 1892 , Человек в футляре 1898 . В пьесах Чайка 1896 , Дядя Ваня 1897 , Три сестры 1901 , Вишневый сад 1904 ,поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую,тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами.Тонкий психолог,мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Ч ЕХОВ Антон Павлович 17 29 января1860, Таганрог 2 15 июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия похоронен вМоскве на Новодевичьем кладбище , русский писатель.Семья.Учеба. Антоша ЧехонтеРодился в многодетной семье купцатретьей гильдии, владельца бакалейной лавки учился в классической гимназии,одновременно помогая отцу в торговле.К гимназическим годам относятся первыелитературные опыты Чехова водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п. некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

После поступления на медицинскийфакультет Московского университета 1879 литературный труд становится дляЧехова основным источником заработка с этого времени его юмористическиемелочи регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналовпод разнообразными псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др. .После окончания университета 1884 Чехов, работая уездным врачом, продолжает многописание основным жанром в еготворчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткийрассказ сценка, этюд, набросок, основой сюжета которого служит забавное илинелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни.

Рассеянные попериодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку,призведения этого времени составили сборники Пестрые рассказы 1886 и Невинные речи 1887 .Вхождениев большую литературуХудожественныеоткрытия ЧеховаНовый этап в творческой биографииЧехова вхождение в литературу связан с началом его регулярногосотрудничества в газете А. С. Суворина Новое время с 1886 , где произведенияЧехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника Всумерках 1887 , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногимиштрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическоенастроение . В том же 1887 пьесой Иванов поставлена на сцене театра Корша Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще вгимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматическогоискусства.

Внимание критики, читательскиесимпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов Д. В.Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко были расценены Чеховым какприглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало отнего пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способузаработка или веселой забаве.

В повести Степь , опубликованной в 1888 вжурнале Северный вестник , обозначились главные художественные открытияЧехова отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающегоавторскую мировоззренческую позицию воссоздание окружающего мира,преломленного эмоциональным человеческим восприятием передача душевногосостояния персонажей через случайные реплики и жесты.Поездкана СахалинВ 1890 Сибирь на остров Сахалин для изучения быта каторжников и ссыльных . Творческимитогом путешествия становится книга Остров Сахалин 1895 , написанная в жанре путевых записок в ее основу легли не только личные впечатления отмногочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.ЛитературнаярепутацияВ первой половине 1890-х гг. Чеховстановится одним из самых читаемых писателей России его произведениярегулярно появляются в журналах Северный вестник и Русская мысль с 1892 ,газетах Новое время до 1893 и Русские ведомости выходят отдельныеиздания и сборники Рассказы , 1888 Хмурые люди , 1890 Повести и рассказы ,1894 , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературныхкругах.

Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей частинеспособной принять особенности его объективной как он сам характеризовалее художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальнымпроблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том,что он пишет с холодной кровью , в излишнем фотографизме и т. д. в высказыванияхгероев усматривает позицию писателя так, слова старого профессора оботсутствии у него общей идеи повесть Скучная история , 1889 воспринималиськак авторское признание и проецировались на все творчество Чехова.

Исключениесоставила повесть Палата N 6 1892 , за которой было признано бесспорноеобщественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя,чуждающегося социальных проблем, бытописателя и мастера тонкогопсихологического анализа.ПроблематикарассказовВ многочисленных рассказах этоговремени Чехов обращается к исследованию души современного человека,испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей пессимизма Огни , 1888 , социального дарвинизма Дуэль , 1891 , радикальногонародничества Рассказ неизвестного человека , 1893 решает волновавшиеобщество вопросы семейных отношений Три года , Супруга , Ариадна , все1895 , аномальных явлений психики Черный монах , 1894 и др. Основой сюжетовстановится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутреннийконфликт его духовного мира герои Чехова хмурые , скучные, живущие всумерках люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственнойнеспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевноеотчуждение от других людей их несчастья не имеют фатальной предопределенностии не обусловлены исторически они страдают по причине собственных житейскихошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.НоваторстводраматургииОдновременн о Чехов продолжает работув драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, шутки , водевили Свадьба ,1890 , комедию Леший 1890 . В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своимдраматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы объективной прозы сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а вседраматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев.

Вфабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологическойнасыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась случайными репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловеснымисредствами паузами, жестами персонажей, посторонними звуками, мелочамиобстановки , в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятиячеховской драматургии психологический подтекст.

Однако к адекватномувоспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы представление пьесы Чайка на сцене Александринского театра 1896 закончилосьпровалом, и только постановка Московского Художественного театра 1898 открылапублике искусство Чехова-драматурга.

Постановки последующих чеховских пьес Дядя Ваня , 1899 Три сестры , 1901, Вишневый сад , 1904 осуществлялисьтолько на сцене этого театра.Последнийпериод творчестваВ конце 1890-х начале 1900-х гг.Чехов признанный и популярный мастер журналы ищут его участия, появлениеновых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, спорывокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии о будущем русскойдеревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникаютновые темы. Верный принципам художественной объективности , Чехов создаетмрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта Моя жизнь , 1896 Мужики , 1897 В овраге , 1900 . Тема нравственной деградации и духовнойопустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личномужизнеустройству поднимается в рассказе Дом с мезонином 1896 , маленькойтрилогии Человек в футляре , Крыжовник , О любви 1898 . В то же времямногие герои его последних произведений все сильнее испытывают тоску поидеалу , переживают стремление к новой, лучшей жизни По делам службы , 1898 Архиерей , 1902 Невеста , 1903 . Чуждый моральному учительству, религиознойпроповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственногосовершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, нов томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностьюсвоего существования видит доказательства принципиальной возможности длячеловека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.ЗначениетворчестваХудожественны е открытия Чеховаоказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматическиепроизведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частьюмирового театрального репертуара.

Сочинения Полное собрание сочинений и писем В30 т. Т. 1-18. Сочинения.

Т. 1-12. Письма.

М 1974-1983. Литература Чехов в воспоминаниях современников.М 1960.Скафтымов А. П. Нравственные исканиярусских писателей.

М 1972.Чехов М. П. Вокруг Чехова.

М 1985.Чудаков А. П. Мир Чехова возникновение и утверждение. М 1986.Громов М. П. Чехов. М 1993.А. А. Носов.