рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнерусская литература

Древнерусская литература - раздел Литература, Общий Подъем Руси В Xi Веке, Создание Центров Письменности, Грамотности, Поя...

Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества.У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени нуждами церкви, заказами княжеской верхушки.

На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион.В начале 40-х годов XI века он создал свое знаменитое Слово о законе и благодати.

В нем говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина Ингигерда жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. Слово вводит нас в борьбу религиозных и политических идей XI века. Иларион говорит в нем о крещении Руси и восхваляет Владимира, крестившего Русскую землю Похвалим же нашего учителя и наставьника, великаго кагана нашея земля, Владимира, внука стараго Игоря, сына же славьнаго Святослава, иже в своя лета владычествую, мужьством и храбрьством прослуша в странах многих и победами и крепостью поминаются ныне и словуть.

Не в худе бо и не в неведоме земля владычьствующе, но в Руськой, яже ведома и слышима есть вьсеми конци земля. Иларион обращается к Владимиру с призывом взглянуть на величие Киева при Ярославе, который славный град Кыев величьством яко веньцем обложил.Эти слова, видимо, надо понимать как указание на вновь построенные и величественные укрепления, окружившие столицу киевских князей.

Во второй половине XI века появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения Память и похвала Владимира монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. Борисе и Глебе, святых покровителях и защитниках Русской земли. В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой.До этого он создал знаменитое Чтение о житии Бориса и Глеба. В нем, как и в Слове Илариона, как позднее в Повести временных лет, звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям.

Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.Литература XII века продолжает традиции русских сочинений XI века. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое Поучение детям, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Поучение рельефно рисует нам жизнь русских князей конца XI начала XII в. Владимир Мономах рассказывает о своих походах и путешествиях. Вся его жизнь прошла в непрерывных войнах то с поляками, то с половцами, то с враждебными князьями.Он насчитывает 83 больших похода, которые совершил, не считая мелких, а также 19 мирных договоров с половцами.

Для характеристики феодальной идеологии интересен образ идеального князя, рисуемого Мономахом. Князь должен следить за всем в доме, а не полагаться на тиуна или дружинника отрока, чтобы не посмеялись над порядками в доме и на обеде. Во время военных походов надо избегать излишней пищи и питья, а также долгого спанья.К ночи сами назначайте сторожей, поучает Мономах, и все устроив около войска, ложитесь спать, а вставайте рано и оружия с себя быстро не снимайте, не посмотрев по лености, внезапу бо человек погибает.

Жизнь князя наполнена войнами и охотой, смерть ходит по пятам воина. И эту рыцарскую идеологию прекрасно выражают слова Мономаха, обращенные к его троюродному брату Олегу Святославичу Черниговскому. Мономах предлагает ему мир и дружбу и обещает не мстить за смерть сына, убитого в бою с Олегом Дивно ли, оже муж умерл в полку удивительно ли, что воин умер во время сражения.Поучение дает много исторических сведений, отсутствующих в летописи, оно является ценным историческим источником.

В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое Хождение игумена Даниила в святые места.Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином.

Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий за князей русских и за всех христиан. И Поучение, и Хождение были первыми в своем роде жанрами русской литературы.XII начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры.

Среди них Слово и Моление Даниила Заточника, который побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. В Слове сам автор называет себя Даниилом заточником, т.е. заключенным, сосланным. Слово обращено к князю Ярославу Владимировичу. Послание Моление обращено к князю Ярославу Всеволодовичу.Слово дает любопытную характеристику феодальных отношений XII века. Прежде всего бросается в глаза указание на значение личности князя как феодального государя, к которому в зависимости от его личных качеств собираются слуги-вассалы Гусли бо страяются персты, а тело основается жилами дуб крепок множеством корениа тако и град нашь твоею державою.

Зане князь щедр отець есть слугам многим мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегають.Доброму бо господину служа, дослужится слободы, а злу господину служа дослужится большей работы. Князь славен теми, кто его окружает Паволока дорогая ткань бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть тако и ты, княже, многими людми честен и славен по всем странам.

Слово Даниила Заточника является ценнейшим источником для изучения классовой борьбы в древнерусском обществе. В нем неоднократно подчеркивается антагонизм богатых и бедных.Слово рельефно характеризует порядки вотчины периода феодальной раздробленности не имей двора поблизости от царева двора, восклицает Даниил, и не держи села поблизости от княжеского села тиун его, как огонь прикрытый, а рядовичи его, как искры.

Если от огня устережешься, то от искр не можешь устречься и от сожжения одежды. Слово Даниила Заточника соткано из ряда афоризмов и поучений. Эта особенность именно и создала ему большую популярность в средневековой Руси. В Слове мы встречаем и постоянную тему многих древнерусских сочинений о злых женах. Аскетический характер церковной письменности способствовал взглядам на женщину, как на сосуд дьявола.Вот несколько выпадов Заточника против злонравных жен если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые словеса, а дел ее не проверяет, то дай бог ему лучше лихорадкой болеть.

Или в другом месте Что есть жена зла гостинница неуповаема, кощуница бесовская. Что есть жена злая Мирский мятежь, ослепление уму, начальница всякой злобе и т.д. Не менее интересно второе произведение, связанное с Даниилом Заточником, так называемое Послание Моление.Послание начинается обращением ко князю Ярославу Всеволодовичу, которым исследователи считают переяславского, а впоследствии великого князя Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо.

Послание чрезвычайно интересно по своей социальной напрвленности. Автор рисует нам облик князя эпохи феодальной раздробленности, который хорошо гармонирует с биографией Ярослава Всеволодовича, воинственного, умного и в то же время жестокого князя Мудрых полцы крепки и грады тверды храбрых же полцы силни и безумны на тех бывает победа.Мнози бо ополчаются на большая грады и с своих, с менших, сседают.

В этой характеристике князя невольно чувствуются исторические черты. Таков был и Ярослав Всеволодович, гнавшийся за новгородским столом и нередко его терявший. В Послании читаем необычно резкий отзыв о монашеской жизни Или скажешь, княже постригись в чернецы.Так я не видел мертвеца, ездящего на свинье, ни черта на бабе, не едал смоквы от дубов Многие ведь, отойдя от мира сего в иночество, вновь возвращаются на мирское житье и на мирскую гонку, точно псы на свою блевотину обходят села и дома славных мира сего, точно псы ласкающиеся.

Где свадьбы и пиры, тут и чернецы и черницы и беззаконие. Ангельский образ носят на себе, а распутный нрав, святительский имеют на себе сан, а обычай похабный. Обращаясь к своему князю в Молении, Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида.Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата.

Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя. Интересным памятником XII века является Послание митрополита Климента.Климент Смолятич родом из Смоленска в 1147 году был избран собором русских епископов в митрополиты всея Руси без поставления патриарха, в то время как другие митрополиты поставлялись патриархом в Константинополе.

Послание написано Климентом митрополитом русскым Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом сохранилось в рукописи XV века. Авторству Климента приписывают только две первые части, а последнюю монаху Афонасию.Послание дает интересный материал для характеристики образованности Киевской Руси. Автор обращается к Фоме с ответом на его послание, обличавшее Климента в гордости своими философскими познаниями, так как Климент делал в своих сочинениях ссылки на Гомера, Аристотеля и Платона.

Отводя от себя упреки в гордости, Климент в то же время нападает на тех епископов, которые прилагают дом к дому, села к селам, изгон же и сябры, и бортии, и пожнии, ляда же и старины, от них же окаяный Клим зело свободен.В своей Притче о человеческой душе конец XII века епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей Притче вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия.

Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописание святых, древнюю богословскую литературу.

Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в Слове о полку Игореве.

В Слове рассказывается о походе северских князей в 1185 году во главе с путивльским князем Игорем Святославичем против половцев. Незадолго до этого северские князья отказались участвовать в походе против половцев, который был предпринят их родственником киевским князем Святославом Всеволодовичем. С самого начала участники похода были смущены плохими знамениями произошло затмение солнца. Однако князья решили двигаться дальше.Первый бой был удачен для русских.

Но вскоре дело приняло другой оборот. Половцы разбили русские войска, и Игорь Святославич попал в плен, из которого бежал с помощью некоего Овлура. Слово о полку Игореве прекрасно рисует княжеские отношения конца XII века. В особенности выделяется могущество двух князей, которые по силе стоят наравне со Святославом Киевским или даже выше его. Это галицкий князь Ярослав Осмомысл и Всеволод Большое Гнездо.Ярослав высоко восседает на своем златокованном столе, он подпер Карпатские Венгерские горы своими железными полками, закрыв путь для венгерского короля и затворив для него Дунайские ворота, господствуя до самого Дуная. Грозы твоя по землям текут стреляеши с отня злата стола салтани за землями.

Стреляй, господине, Кончака, поганаго кощея, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святьславлича. Эта похвала Ярославу Галицкому находит подтверждение в летописи.Был он князем мудрым, красноречивым, богобоящимся, почитаемым в других землях, славным в боях, читаем в летописи о Ярославе Галицком.

Не менее могущественным для певца Слова представляется владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо. Он обращается к нему со словами Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломами выльяти. Если вспомнить, что Слово о полку Игореве составлялось в южной Руси, то такие княжеские характеристики получают для нас особое значение.Они показывают подлинное соотношение сил между князьями феодальной Руси в конце XII века, когда особенно усилились Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская земли.

Слово о полку Игореве имеет и еще одну замечательную особенность. Созданное в эпоху феодальной раздробленности, оно тем не менее свидетельствует о единстве русского народа. Все содержание Слова о полку Игореве держится на представлении о том, что Русская земля может бороться против набегов половцев лишь как единое целое.Постоянным припевом звучат патриотические, полные горячей любви к родине слова о Русской земле, скрывшейся за холмами О, Руськая земле, уже за шеломянем еси. Слово необыкновенно ярко рисует феодальные усобицы и раздоры князей, скорбя о том, что они ослабляют Русскую землю.

Огромный интерес представляет Слово о полку Игореве для изучения верований древней Руси. В плаче Ярославны олицетворяется природа о ветре-ветрило обращается Ярославна к ветру.Чему, господине, насильно вееши Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелючи корабли на сине море. Таким же живым существом представляется в плаче Ярославны река Днепр. Она именует его даже с отчеством Словутичем. В Слове упоминается и о древних славянских божествах.

Боян назван внуком Велеса, бог скота и изобилия, покровителя певцов русские - дети Даждь-бога, великого бога солнца. В отличие от других памятников древнерусской литературы Слово о полку Игореве не отражает церковной идеологии.Только раз в нем упомянута церковь богородицы Пирогощей, к которой едет Игорь при возвращении в Киев. Слово о полку Игореве включило в свой состав множество преданий, неизвестных нам по другим произведениям.

Одним из источников для автора являлись песни Бояна, на которые он ссылается. Боян вспоминал первых времен усобице. Он пел песни о старом Ярославе, о храбром Мстиславе, который зарезал Редедю перед полками касожскими, о прекрасном Романе Святославиче. Нам неизвестны источники Слова о полку Игореве.Но автор его, несомненно, пользовался больщим количеством устных преданий.

Это подтверждают многие эпитеты, находящие себе аналогию в памятниках устной словесности злат стол, злат стремень, сизый орел, синее море, зелена трава, острые мечи, чистое поле, черный ворон. Замечательной особенностью Слова о полку Игореве является его направленность. В то время как летописи сохранили по преимуществу киевскую традицию, Слово о полку Игореве в основном отражает черниговские и полоцкие традиции. Симпатии певца на стороне черниговских князей.Он пишет об обиде черниговского князя Олега Святославича, молодого и храброго князя, выгнанного Владимиром Мономахом из своего княжества.

Зато сам Владимир изображен в виде трусоватого князя, затыкающего себе уши от звона золотых стремян Олега. Прозвище Гориславич, которым певец наделяет Олега это эпитет, обозначающий человека, прославившегося своим горем и злоключениями. Высокое художественное мастерство Слова опирается не только на народную традицию, но и известную автору русскую письменности.Нельзя не видеть, какие жемчужины отобраны автором в летописях и других известных ему произведениях Все это ставит Слово рядом с величайшими памятниками русской культуры XII века. Список литературы 1. История России.

С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М 1996. 2. М.Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М 1962. 3. Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М 1995.

– Конец работы –

Используемые теги: Древнерусская, литература0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнерусская литература

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Литература как вид искусства.Место литературы в ряду других искусствю
Литература работает со словом главное е отличие от других искусств. Значение слова было дано ещ в Евангелие божественное представление о сути слова.… Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения… Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами иконическими знаками, без которых невозможна литература Понять,…

Атеистический потенциал древнерусской литературы
Отсюда можно сделать вывод, что не столь уж сложно атеистические направления в тех сочинениях, в которых легко обнаруживаются атеистические позиции… Для выяснения правомерности этих суждений, при изучении древнерусской… Однако, при этом нельзя не отметить того обстоятельства, что «культурный обмен» строго регулировался церковью,…

Значение древнерусской литературы
По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и… Но они не только занимались изучением, они собирали рукописи, пытались изучать… Познание, изучение прошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории. В своей работе я…

Древнерусская литература
Отражая художественные вкусы посадского населения, она разрабатывает светскую тематику, смело опирается на устное народное творчество, широко… Образ женщины в произведениях древнерусской литературы встречается не столь… В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят Ульяния Лазаревская и сестры Марфы и…

Памятники древнерусской литературы. Церковное зодчество Киевской Руси.
Это тем более необходимо, что под словом культура в разных случаях кроится разный смысл.В широком понимании этого слова культурой считают все, что… Вообще способность воспринимать культурное влияние является необходимым… Памятники древнерусской литературы Мерой того, как высоко поднимается народ в своем культурном развитии, является его…

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ Билет 1. 1. Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава IX–XII века. Роль христианизации на Руси
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ... Билет Возникновение и развитие древнерусского государства Ранняя...

Молодежная проблематика в современной русской литературе
В тот день, когда она стала барабанщицей школьного корниловского отряда, отца Кати, бывшего десантника и ветерана Чечни, арестовали за уголовное… Чем стало грозить Кате одиночество? Что грозит вообще подросткам, которые… На все события, происходящие в повести автор смотрит газами главной героини. Это позволяет ему глубже раскрыть…

Методологическое значение теории литературы
Понятие художественной системы. 27. Классицизм. 28. Сентиментализм. 29. Романтизм. 30. Исторические типы реализма (реализм эпохи Возрождения,… Лит-ние идет к пониманию ч-ка и мира через худ текст. Лит-ние - наука и искусство понимание худ. текста. Худ. текст может пониматься : 1) Исторически - история лит-ры…

Литература Чехии и Венгрии
Феодальная раздробленность Польши политически закреплялась правом так называемого либерум вето, единогласия в решениях высшего государственного… Достаточно было одного голоса против, чтобы сорвать решение, принятое… Более того, право либерум вето было принято в малых воеводских сеймиках. Ясно, что нормальная работа государственных…

Литература Серебрянного века. Александр Черный
Стрелы были направлены против сильных мира сего, против рабской психологии тех, кто находился многими ступенями ниже, они рушили лицемерия,… Черный уехал в Германию, где в 1906—07 прослушал курс лекции в Гендельбергском… В 1908—11 Саша Черный — деятельный со¬трудник “Сатирикона”. Его меткие и беспощадные стихи разоб¬лачали реакцию, зло,…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Развитие древнерусских городов в IX—XIII вв. До сих пор ученые высказывают различные точки зрения, но истину установить пока не удалось. Искали ответ и за рубежом. Предполагали, что термин… Слово «Русь», по-видимому, восходит к очень древним временам, и если когда-то… В рунических надписях и в древнескандинавской литературе наша страна называется Гардар, или Гардарик, т.е. страна…
  • Неоромантизм в английской литературе ХІХ-ХХ веков Проза и поэзия, на¬полненные яркими и запоминающимися образами, их экзотический колорит, острые и напряженные композиции, захватывающие сюжеты… При этом эволюция художественных образов довольно точно отражала смену… Неоромантизм ориентировался в нервую очередь па юношескую аудиторию, воплощая «не расслаб¬ленное и болезненное, а…
  • Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова "Бронепоезд №14.69") В это время разрешена публикация мемуаров, как красных, так и белых. Белое движение исследуется. В литературе белые в основном ассоциируются с… В 1919-1920 годах писатель работал в Сибири инструктором наробраза в Татарском… Так он впервые узнал о Бронепоезде №14.69, и в 1921г. в Петрограде начал работу над повестью. Под повестью дата – июль…
  • Особенности детской литературы Правда, Исарова непоследовательна в своих суждениях: в сноске она делает оговорку, что возрастная специфика “обязательна в книжках для дошкольников… Отсюда страстный призыв С. Михалкова мерить детскую литературу по законам… Ребенок — общественный человек, но социальная основа, на которой развивается его общественное сознание, отличается от…
  • Образ Петербурга в классической литературе XIX века Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в… Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает… Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы,…