Творчества Николая Клюева

Школа-гимназия 9им. К. Э.Циолковского ДОКЛАДпо литературе Тема ТворчествоНиколая Клюева Работа ученикаКаймакова ПавлаКласс 11 Б Преподаватель Еремина Л. И. Калуга 1999 г. План доклада 1. Краткие биографические данные2. Поэтическое течение предреволюционного десятилетия.3. Особенности поэзии Николая Клюева.4. Список литературы, использованной при составлениии доклада. 1. Краткая биография Николая Клюева 1884-1937 .НиколайАлексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне КоштугеКоштугской волости Вытегорского уезда Олонец кой губернии ныне Вытегорскийрайон Вологодской области . В разное время в автобиографических заметках,письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немалолюдей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна мать поэта была родом изЗаонежья, из семьи старообрядцев.

Его мать зналаочень множество народных песен, духовных стихов.

В 1897 году заканчиваеидвухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам имонастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае иИндии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических,ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью умелиграть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладалнедюжинными актерскими способностями. В августе 1936 года поэтаотправляют в ссылку.Начинающий поэт активно сотрудничал с революционнымиорганизациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармскимуправлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции желзнойдороги прокламаций революцтонного содержания. Начало 1906 года. Поэтаарестовыают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах.

Сиделсначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.Долгие годыжила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропажеего чемодана с рукописями.

В действительности же Николай Клюев был растрелян вТомске 23-25 октября 1937 года. 2. Впредреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов изкрестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева,начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин.В 1916 г. выходит сборник стиховСергея Есенина Радуница . Эти поэты были встречены критикой как посланцы влитературу новой русской деревни, выразители ее поэтического само сознания.Большоевлияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе иочень различные традиции изображе ния деревни, русской национальной жизни.Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни былосложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятель ствамирусской социальной жизни и идейной борьбы предреволюци онного десятилетия.Следуетиметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать,буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем народности , активногонационализма.

Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет поэзии, живописи, архитектуре.

В среде либеральной художественнойинтеллигенции обост рился интерес к исконным началам русской национальнойжизни, ее народной стихии . В декадентских литературно-художественных кружкахи салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России.В этих кругах особое вниманиепривлекала сектант ская литература и поэзия, древняя славянская и русскаямифология. 3. В этихусловиях первые публикации стихов Н. Клюева 1887 1937 и появление поэта влитературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные откликибуржуазно-либеральной и дека дентской критики, которая усмотрела в еготворчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубиннациональ ного духа. В поэзииКлюева, как вообще в новокрестьянской поэзии, отрази лись объективныепротиворечия крестьянского миропонимания, о ко торых писал, анализируяпротиворечия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивностькрестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти отмира, бессильные проклятья по адресу капитализма . Такие настроения былисвойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянскогосознания. Религиозные мотивы поэзии Клю ева и других новокрестьянских поэтовтоже имели объективное ос-нование в особенностях крестьянского патриархальногопонимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той жестатье о Л. Н. Толстом, был мистицизм.

Но для Клюева, в отличие от другихпоэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость народности поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, вкоторых Клюев оказался, попав в Петербург.В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов Сосен перезвон . Это былистихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком.

Русская де ревня в стихахКлюева рисовалась благодатным избяным раем . Думы крестьян в его стихах онездешнем и неземном, в пере звоне сосен им слышатся перезвоны церковныхколоколов, зовущие в жилище ангелов .Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюевав 1905 1906 гг. Народное горе , Где вы, порывы кипу чие , исполненныхдемократических настроений, сменяются моти вами, заимствованными из религиознойстарообрядческой книж ности, духовных стихов.

Клюев резко противопоставляетсовремен ному миру железа патриархальную деревенскую глухомань ,идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее избяной быт срасписными ендовами, бахромчатами платами селян,лаковыми праздничными санями.

Для него изба святи лище земли с запечнойтайною и раем . Стихивторой книги Клюева Братские песни 1912 построены на мотивах и образах,взятых из сектантских духовных песнопений.

Это песни, сочиненные для братьевпо духу .Вбытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией1905 г общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства.Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часторазвернутые в тему целого стихотворения все существует в его поэзии внесовременности.

Защита национальных начал народной жизни от наступающей наРоссию бездушной железной городской культуры оборачивается у Клюева защитой дремучих вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечномсчете неприятием социального прогресса Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скорожелезная жилаЕй хвойную ризу прошьет.

Зовут эту жилу чугункой, С ней лихо и гибель во мгле Или Заломила черемуха руки, К норкепутает след горностай Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай.По стилю,образности стихи Клюева этого периода близки духов ным песням. Недаром Есенинназовет Клюева ладожским дьячком .В историюрусской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русскойприроды.Эти стихи сам Клюев вы делял в особые циклы, подчеркивая их связь страдицией народной поэзии.

См например, сб. Мирские думы , 1916 . Цикл Лесные были открывается характерным в этом смысле стихотворением Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина Глушь да поймища кругом Прослезилася смородинаТравный слушая псалом В этих стихах Клюев виртуозноиспользует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветнорусского народного языка.Но примечательно, что в устном народном творчественаиболее близкими ему оказываются самые древние традиции народных поверий,обрядовой поэзии.

В cтиxax Клюева,опирав шихся на традиционную народную поэтику в построении образов,композиции, широком использовании приема психологического па раллелизма,песенной символике , всегда, однако, ощущался при вкус нарочитости, стилизации.Часто поэт терял чувство меры, на гнетая народные элементы, диалектизмы.Кроме того, социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современнойдеревни Клю еву словно бы неизвестны.

Многовековый патриархальный уклад нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был продуктом этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдаладревняя Русь, поэтизировались языческие поверья .Национальный колоритпоэзии Клюева, богатство народных ху дожественных элементов, рассыпанных в егостихах, привлекли вни мание Есенина, который одно время принял позицию Клюеваза подлинно народную. 4. Список литературы, использованной присоставлениии доклада. 1. История русской литературыконца XIX начала XX века А. Г. Соколов.2. Русская литература ХХ века - учебноепособие для учащихся 11 класса средней школы.

Ф. Ф. Кузнецов.