рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциональные мотивы в творчестве В.Быкова

Экзистенциональные мотивы в творчестве В.Быкова - раздел Литература, Введение. Экзистенционализм Философская Концепция, В Центре Которой Находитс...

ВВЕДЕНИЕ. Экзистенционализм философская концепция, в центре которой находится проблема абсурдности человеческого существования, одиночества, отчаяния и дисгармонии.Традиционно принято считать, что литература экзистенционализма возникла и развивалась в конце XIX - первой половине XX века в работах Сартра, Камю, Кафки, Ионеско и др. Экзистенция нашла сво художественное воплощение и в лучших образах русской и белорусской литератур в творчестве Лермонтова, Тютчева, Гиппиус, Купалы, Достоевского, Л. Толстого, Булгакова Ярким примером использования экзистенциональной эстетики в белорусской литературе является творчество Василя Быкова замечу в скобках, так до сих пор и не исследованное литературной критикой в этом ключе.

А значит остатся непознанным и нераскрытым целый пласт литературно-философского наследия писателя со всеми вложенными в него автором смыслами.Василь Быков пишет про войну как трагедию, но разве не большая опасность таится подчас в равнодушной суете так называемой мирной жизни Эти и многие другие проблемы автор раскрывает в рассказе Стена, на примере которого мы попытаемся продолжить разработку концепции Абсурдного, а также обозначить экзистенциональные мотивы и выделить основные тенденции, выраженные в произведении.

Василь Быков в свом творчестве пытается познать, понять и наполнить смыслом жизнь, открывая перед читателем свой мир, философия которого наполняет душу разумеющему.Жизнь человеческая ни начала, ни конца, ни граней, ни горизонтов вс находится в постоянном непрерывном движении, бесформенно и аморфно, словом - величайший хаос или, при ближайшем рассмотрении, гармония Нам, вкусившим от дерева познания, свойственно устойчивое ощущение, что мир абсурден нас страшит полное загадок Бытие и его неминуемое логическое завершение смерть.

Само существование трагедия зло в мире неисчерпаемо, добро эфемерно, а человек одинок и оставлен на произвол злодейки-судьбы силой неумолимой, жестокой и таинственной.И что-то омерзительно-жгучее встат комом в горле, перехватывая дыхание, когда ощущаешь себя в тупике, откуда и смерть не выход.

Быков психологически точно показывает переживание героя, политзаключнного, открывает читателю его внутренний мир, сотканный из призрачных воспоминаний, то трогательных, то обречнно-равнодушных.Вот возникает образ возлюбленной, которой, пока он был ТАМ, рядом с ней, не успел сказать те главные слова, которые давно уже звучали в его сердце а вот из глубин сознания появляется смутная тмная масса друзей, руками которых рок сумел запрятать его в этот каменный гроб. Здесь звучит христианский мотив всепрощения вспоминая, герой воспринимает предательство только как свершившийся факт и не стремится к мщению, а лишь сожалеет о былом, потерянном для него счастье и о невозможности вырваться из опостылевшего ему каменного каземата.

Произведение абстрактно и символично.Его безымянный герой живт в безымянной стране, в которой господствует жсткая диктатура она-то и бросила его в одиночную камеру каменной тюрьмы.

Эта ситуация вневременная и трагическая в этом конфликте абсурдистская действительность в лице государства беспощадно уничтожает того, кто является маленькой частью всей гигантской машины. Винтик стал неугоден и исчез, как по мановению невидимой волшебной палочки. Чтобы не сойти с ума, ему остатся только надеяться. Людям вообще свойственно верить в то, что сможет спасти их в минуту опасности.Главное вырваться на волю он встал на колени и перекрестился. Конечно, он был не слишком религиозным, но вс же Должно быть, для очень великой, благородной цели все средства хороши и сатанинские, и Божьи. Лишь бы помогли.

В Быков, Стена. Переводы с белорусского мои Г.Д Сия идея представляется мне чистейшим абсурдом.Служить и лукавому, и всевышнему Организовать дешвенький фарсик, чтобы насмешить разве что Вечность Истинное зло невозможно отменить или изменить в расписании вечное, аморфное, вездесущее, оно комфортно расположилось внутри нас. Странное чувство надежда, преследующая Человека подобно приставучей навозной мухе. Невозможно выжить без не здесь, на земле, а после смерти эта ипостасия трактуется нами как доступ к сущему и непреложному выходит, что она не нужна, ибо начертано над входом в чертоги Аида Аид в древнегреческой мифологии бог подземного царства.

Оставь надежду, всяк сюда входящий Понимая бессмысленность бунта, герой долгие годы не шевелится, но проклятая, кажущаяся спасительной глыба кардинально меняет всю его жизнь.С этого момента он точит камень.

А камень точит его. И сказано в Екклисиасте суета сует вс суета.Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем Ему понять бы, что ничего нельзя изменить в этом мире абсурда и ни труд, ни мысль, ни память о прошлом не в состоянии дать человеку ощущение, что его деятельность благотворна и ведт к исправлению абсурдистской дисгармонии мира. Герой подобен Сизифу, обречнному богами вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда он под собственной тяжестью вновь и вновь низвергается к подножию.

Боги не без оснований полагали, что нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без пользы. А.Камю, Миф о Сизифе.С другой стороны, герой не может сидеть сложа руки, дожидаясь свершения заведомо известного хода событий одиночество, уныние и жалкая кончина. Однако и побег - абсурдная ситуация во всей драме жизни нет ни положительного, ни отрицательного начала предприми попытку, ты об этом пожалеешь, не шевелись, ты и об этом пожалеешь, ты пожалеешь и в том и в другом случае Таково резюме жизненной мудрости.

Принято считать и в мировой литературе это проиллюстрировано что у человека есть выбор. Можно избрать то, а можно - другое. В какое-то мгновение человек становится героем или предателем, палачом или жертвой Экзистентное же сознание полагает, что у нас выбора, по существу, нет в силу абсурдистского мироустройства.Такое положение условно можно определить термином цугцванг в шахматах расположение фигур, при котором любой ход приводит к проигрышу.

Человеку только кажется, что у него есть выбор между плохим и хорошим. На самом деле выбор только между плохим и ещ худшим.Что же грядт в глухих буднях тюремного заточения Отсидка в одиночках или общих камерах при неизменном, в силу привычки уже ставшем нормой жизни одиночестве, полное уныние вперемежку с созерцанием в полугрзах идеального образа ныне далкой и чужой возлюбленной, а также неплохие шансы сойти с ума через вечность-другую А там, за стеной, вожделенная свобода, а там Как босому будет на воле, не хотелось думать.

Главное вырваться на эту волю, теперь ему бы только сказать, что он любит е и что он не предатель. Он жертва. См. примечание 1. Трогательное зрелище обросший дядька, босой и в изношенных тюремных лохмотьях, бежит на волю, переполняясь по очереди всеми известными человечеству чувствами, но, по законам жанра, появляется чья-то неведомая, но могущественная рука и за ушко и на солнышко.Интересная система есть государство, и есть люди, и ещ есть Кто-То, в чьей власти управлять ими, как опытный кукловод марионетками на ярмарочном представлении полнейший абсурд, если учесть, что при этом все довольны и счастливы Именно в их - цивилизованного общества, толпы называйте как хотите власти отвергнуть его, кинуть в Лету или сделать своим властелином.

Следует отметить, что для более глубокого понимания вложенных автором в произведение смыслов необходимо учитывать хронотоп категории пространства и времени в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Образ стены является базовым в произведении, от названия и вплоть до самых последних строк.Стена это преграда, физическое препятствие в пространстве, отделяющее героя от столь вожделенного для него внешнего мира, воли психологический барьер в социальных отношениях людей Человек, думая, что врастает в жизнь, врастал в собственные стены Т. Бондарь, Искушение.перевод с белорусского языка мой Г.Д - одним словом, образ не случаен и является своеобразным символом, преграждающим путь человека к познанию тайн Бытия. Герой довольствуется очень малым жизненным пространством тюремная камера-колодец, сырая и тмная пять шагов вдоль и три поперк.

За стеной безграничное Неведомое Обычно по ту сторону была манящая, недоступная для него воля А может, за стеной не было никого. См. примечание 1 Всю жизнь мы жммся по комнатушкам, теряемся по углам, пытаясь отгородить их от остального, общего пространства и сделать своими.Сам герой сознательно сужает сво жизненное пространство до полезного тмного и сырого угла, в котором видит он сво спасение.

Итак, комната, камера, угол - вс это символы замкнутого пространства. И недаром категория ТОГО, что за стеной, не обозначена Homo Sapiens нет туда доступа, ибо, что бы ни происходило в жизни, человек не в силах разрушить стены, отделяющие его от мира. Уже фактом своего рождения он одинок во Вселенной.Сейчас герою трудно представить в своей судьбе что-либо кроме этой вот каменной норы, с которой он успел сжиться, свыкнуться.

Сизиф, возвращаясь к своему камню, тоже созерцает череду бессвязных действий, которая и стала его судьбой. А как ведт себя здесь время Изучение прошлого акт бессмысленный, так как оно ушло, оставив после себя лишь жалкие, бестолковые свои знаки, тут-там нацарапанные на древних камнях, до коих никому нет дела. Будущее химера, сладкий сон, усыпляющий разум.Реально одно настоящее единый миг, здесь и сейчас время осталось там, за тяжлыми железными засовами, где лето сменяет весну и вс идт своим чередом он же не считал дней и не знал, сколько их минуло с тех пор, как он погрузился в свою бесконечную работу. см. примечание 1. В Мифе о Сизифе можно лишь представить себе предельное напряжение мышц, необходимое, чтобы сдвинуть огромный камень, покатить его вверх и карабкаться вслед за ним по склону, стократ вс повторяя сызнова можно представить себе застывшее в судороге лицо, прилипшую к камню, плечо, которым подпрта глыба, обмазанная глиной, ногу, поставленную вместо клина, перехватывающие ладони, особую человеческую уверенность двух рук, испачканных землй.

В самом конце долгих усилий, измеряемых пространством без неба над головой и временем без глубины, цель достигнута.

См. примечание 3. В Стене это выразилось в том, что ценой почти нечеловеческих усилий герою удатся-таки освободиться и попасть ТУДА, по ту сторону стены. Но всякому нарушителю законов Бытия, проникнувшему в сферу Невозможного несознаваемого для человека, а потому запрещнного уготовлена страшная участь.

ТОТ загадочный и очень гостеприимный мир с радостью делится своими тайнами со всеми желающими приобщиться к ним, но он слишком жадный и никогда не выпускает случайных гостей, а ныне вечных пленников, из своих гостеприимных объятий. Ловушка захлопнулась.Тупик. Жизнь здесь не имеет никакого смысла, равно как и смерть совсем не родиться лучше, чем жить и умереть здесь царство вечного хаоса, абсурда, в котором петля - единственное напоминание о том, прошлом мире, куда нет возврата ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Для выявления полной картины экзистенциональных мотивов в произведении необходимо учитывать спектр основных проблем, интересующих экзистенционалистов, как-то - Абсурд - одиночество - толпа - бунт - существование и сущность - самость - время и пространство - история - цугцванг - очуждение Каждая из этих категорий выражена в произведении в той или иной степени, но авторская тенденция наиболее представлена в следующих пунктах абсурд государственного устройства алогичность общественно-исторического процесса свидетельствует о реальности той субстанции, которую экзистенционалисты нарекли абсурдом одиночество об этом свидетельствует замкнутость героя в себе и для себя, почти полное осознание разорванности связей между ним, находящимся за стеной, и остальным миром бунт активная реакция человека на абсурд предполагает наличие права на совершение любых поступков, вплоть до суицида.

Пленник стремится освободиться из оков он с неимоверным упорством ищет слабое место в стене древнего сооружения и через полгода нечеловеческих усилий, незамеченный тюремщиками, делает узкий и глубокий лаз, достаточный для того, чтобы выбраться из ненавистной камеры время и пространство категории, на которые ставит основной акцент автор.

Стена преграда, невозможность проникнуть за пределы осязаемого и осознаваемого цугцванг.

Финал просто ужасный. Но случайным для Быкова его назвать нельзя.И хоть притча к этой жанровой разновидности можно отнести Стену обладает многозначностью, допуская самые разные интерпретации, вс-таки можно, думается нам, утверждать, что такой финал навеян нашими сегодняшними произведение было написано в 1995 году, но, как и следует ожидать от творений гениального автора, оказалось классическим вневременным и пророческим отнюдь не веслыми реалиями.

Подводя итог исследованиям, можно сказать определнно, что перед нами писатель, творивший в духе экзистенционализма, обладатель зрелого и трезвого ума и чистого сердца.

Его мироощущение самобытно и помогает нам, читателям, очиститься духовно, лучше понимать процессы, имеющие место в современном обществе.

– Конец работы –

Используемые теги: Экзистенциональные, мотивы, творчестве, Быкова0.109

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциональные мотивы в творчестве В.Быкова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Экзистенциональные мотивы в творчестве В.Быкова
А значит остатся непознанным и нераскрытым целый пласт литературно-философского наследия писателя со всеми вложенными в него автором… Василь Быков в свом творчестве пытается познать, понять и наполнить смыслом… Само существование трагедия зло в мире неисчерпаемо, добро эфемерно, а человек одинок и оставлен на произвол…

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П.П. Рубенса
На протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства.Сам Рубенс был одареннейшим колористом и рисовальщиком,… Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал… Кроме того, он превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство. Будущий художник родился в…

Романтические мотивы в творчестве Гоголя Н.В., все о "Страшной мести", произведении из цикла "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
Хочу сразу оговориться, что мы не претендуем на абсолютную полноту предоставленного материала - это всего лишь статья Но прежде, чем начать… В деле же исследования поэтики Гоголя советской эпохи не было практически ни… И вот в конце 80-х - начале 90-х годов вышел труд известного исследователя Юрия Манна Поэтика Гоголя , который мы…

Библейские мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова
Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой… Гоголь, со слов Жуковского, определил существо лермонтовской поэзии словом… Ценитель и друг Жуковского, Пушкина, Гоголя Плетнев дал такую оценку Лермонтова Это был после Байрона и Пушкина…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова
В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений,… Гоголь в статье о русской лирике уделил Лермонтову места менее, чем Языкову.… Иван Аксаков Поэзия Лермонтова - это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и…

Эсхатологические мотивы в творчестве Германа Мелвилла
Для достижения цели были поставлены следующие задачи - раскрыть значение эсхатологии для творчества Мелвилла - изучить произведения Мелвилла с точки… Работа состоит из введения, трех разделов и выводов. СОДЕРЖАНИЕ Введение 5 Раздел 1. Герман Мелвилл и эсхатология7 1.1. Критики о Мелвилле1.Особенность мелвиллского…

Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского
Чтобы понять причины поступка, имеющего общечеловеческую природу, связанного с разными этапами исторического развития общества нужно осветить… Маяковский не сумел принять мысль о гибели, как нормальные люди. Л.Ю. Брик… Дальше не стану Можно сказать, что внутренне Маяковский много раз проигрывал момент самоубийства, и, похоже, уже был…

Эклистенциальные мотивы в творчестве Т.С.Элиота
Биография Элиота представлена в работах таких авторов, как А.Зверев, С.Павлычко и др. Т.С.Элиот родился в 1888г. в США в Сент-Луисе. Тот факт, что в… Так, например, Михальская, Аникин, Катарский рассматривают Элиота как… Известно, что его перу принадлежат как исследования по произведениям его современников, так и собственные…

0.048
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Особенности творчества Зинаиды Гиппиус В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.Художнические интересы Гиппиус были широки: она… Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф.… Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее…
  • Исследование феномена двойничества в культуре серебряного века в аспекте изучения творчества Сергея Александровича Есенина Заключение. Список используемой литературы. ВВЕДЕНИЕ Феномен двойничества, свойственный ментальности русской культуры изначально, проявляющийся в… Вся русская культура этого периода представляет собой в целом грандиозный… Таким образом, исследование феномена двойничества на наш взгляд, является актуальным, так как помогает понять…
  • Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова Ю.А. Лавриков раскрыл содержание конечной цели производства и определил показатели, характеризующие эти цели. Кроме того, в основе его… И также были выведены показатели затрат на ресурсы, которые стали в дальнейшем… Теме «Интенсификация производства» Ю.А. Лавриковым было посвящено множество работ.
  • Духовые инструменты в творчестве Римского-Корсакова В то время у Римского-Корсакова стал проявляться интерес к оркестровке.Он еще шестнадцатилетним мальчиком, ничего не знающим об устройстве музыки,… В этом кружке больше всего ценилась самобытность, которая противопоставлялась… Также большое внимание уделялось знакомству с русской литературой, с русскими народными сказками. Из этого брались…
  • Типы переносного значения в творчестве М.А.Кузьмина Метод исследования: сравнительно-сопоставительный метод, метод лингвистического описания. Научная новизна работы: определяется поставленной целью и… Кроме того, в данной работе предлагается сводная таблица, которая обобщает… Объект исследования: переносное значение и его типы. Цель работы: изучение особенностей переносного значения и…