рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сатира и юмор русской литературы XIX века на примере "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя

Сатира и юмор русской литературы XIX века на примере "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя - раздел Литература, Сатира И Юмор Русской Литературы Xix-Го Века На Примере Повести О Том, Как П...

Сатира и юмор русской литературы XIX-го века на примере Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Н. В. Гоголя. Сатира это бичующее изобличение всего, что не соответствует передовым эстетическим идеалам, гневное осмеяние всего, что стоит на пути к их полному осуществлению. Сатира в корне отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал. Юмор видит в свом объективе какие-то стороны, не вступающие в противоречие с идеалом.Объект юмора, заслуживая критики, вс же сохраняет свою привлекательность.

Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков, помогая полнее раскрываться всему общественно ценному. В каждой шутке есть доля правды. Правду хотя и уважают, но многие недолюбливают. А шутку любят все, хотя особого уважения к ней не питают. Если больше шутки то литература юмористическая, если больше правды сатирическая. Повесть была излюбленным жанром Гоголя.Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал важным явлением в истории русской литературы.

Второй цикл назывался Миргород и являлся продолжением первого Вечера на хуторе близ Диканьки. Содержанием и характерными особенностями своего стиля этот цикл открывал новый этап в творческом развитии Гоголя. В изображении быта и нравов миргородских помещиков нет места романтике и красоте. Жизнь человека здесь опутана паутиной мелочных интересов. Нет в этой жизни ни высокой романтической мечты, ни песни, ни вдохновения.Тут царство корысти и пошлости.

В Миргороде Гоголь выступил перед читателями как художник, смело вскрывающий социальные противоречия современности. В этой книге резко выражено критическое отношение писателя к затхлому быту старосветских помещиков и пошлости миргородских существователей. Композиция Миргорода отражает широту восприятия Гоголем современной действительности и вместе с тем свидетельствует о размахе и широте его художественных исканий.Реалистические и сатирические мотивы гоголевского творчества углубляются в Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

История глупой тяжбы двух миргородских обывателей осмыслена Гоголем в остро обличительном плане. Поведение обоих героев возбуждает в писателе не мягкую усмешку, но чувство горечи и гнева. Эта резкая замена юмористической тональности с предельной ясностью раскрывает смысл повести. С виду забавный, веслый анекдот превращается в сознании читателя в глубоко драматическую картину действительности.Гоголь как бы хочет сказать люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, к сожалению, не прихотливая игра писательской фантазии они действительно существуют, они среди нас. Автор с присущей ему обстоятельностью вглядывается в характеры своих героев двух закадычных приятелей.

Они два единственные друга в Миргороде Перерепенко и Довгочхун. Но каждый из них себе на уме. Казалось, нет такой силы, способной расстроить их дружбу. Однако глупый случай вызвал взрыв, возбудив ненависть одного к другому.И в один несчастный день приятели стали врагами.

Ивану Ивановичу очень не хватает ружья, которое он увидел у Ивана Никифоровича. Ружь не просто хорошая вещь, оно должно укрепить Ивана Ивановича в сознании его дворянского первородства. Тем важнее ему иметь собственное ружь Но Иван Никифорович тоже дворянин, да ещ всамделишный, потомственный Ружь и ему необходимо, хотя с тех пор, как купил его у турчина и имел в виду записаться в милицию, он ещ не сделал из него ни единого выстрела.Он считает кощунством променять столь благородную вещь на бурую свинью да два мешка с овсом.

Потому-то так и воспалился Иван Никифорович и с языка его слетел этот злосчастный гусак. В этой повести дат себя чувствовать ироническая манера гоголевского письма. Сатира Гоголя никогда не раскрывается обнажнно. Его отношение к миру кажется добродушным, незлобивым, приветливым.Ну в самом деле, что же можно сказать худого о таком прекрасном человеке, как Иван Иванович Перерепенко Природная доброта так и бьт ключом из Ивана Ивановича.

Каждое воскресенье он надевает свою знаменитую бекешу и отправляется в церковь. А после службы он, побуждаемый природной добротой, обязательно обойдт нищих. Увидит нищенку и заведт с ней сердечный разговор. Та ожидает милостыню, он поговорит-поговорит и уйдт прочь. Так-то и выглядят природная доброта и сердобольность Ивана Ивановича, оборачивающиеся лицемерием и жестокостью. А вслед за тем мы знакомимся с его приятелем.Очень хороший также человек Иван Никифорович.

Основной смысл Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем обличение замкнутого, паразитического существования, духовного примитивизма, убожества, себялюбивой ограниченности мелкопоместного дворянства и уездного чиновничества. Гоголь смется и грустит над бессмыслицей существователей и небокоптителей. Впервые в этой повести мишенью гоголевской сатиры становится и чиновничество.Здесь и судья Демьян Демьянович, и подсудок Дорофей Трофимович, и секретарь суда Тарас Тихонович, и безымянный канцелярский служащий, с глазами, глядевшими скоса и пьяна, со своим помощником, от дыхания которых комната присутствия превратилась было на время в питейный дом, и городничий Птр Фдорович.

Все эти персонажи кажутся нам прообразами героев Ревизора и чиновников губернского города из Мртвых душ. Своеобразие Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем состоит в том, что здесь наиболее отчтливо и ярко выражен свойственный Гоголю прим сатирической иронии.

Повесть является совершенно оригинальной по искусству художественного воплощения. Основной прим юмористически и сатирически обличающего изображения, применяемый здесь Гоголем противоречие между отрицательной сущностью изображаемых характеров, явлений, предметов и преувеличенной похвалой их несуществующих достоинств. Повествование в этом произведении ведтся от первого лица не от автора, но от некоего вымышленного рассказчика, наивного и простодушного.Это он и восторгается доблестью и благородством Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.

Это его приводят в умиление прекрасная лужа Миргорода, славная бекеша одного из героев повести и широченные шаровары другого. И чем сильнее выражаются его восторги, тем очевиднее для читателя раскрывается пустота и ничтожество этих персонажей.Как же удатся Гоголю создавать сатирические образы своих героев Почему они выглядят смешно в глазах проницательного читателя Ответить на эти вопросы нелегко, ибо Гоголь был истинным мастером своего дела. Когда читаешь повесть, ирония, юмор и даже некий сарказм бросаются в глаза с первых же строк, но очень трудно определить, откуда они берутся.

Для начала автор вводит в сво повествование рассказчика. Заметим, что между ними нет ничего общего. Веслые комментарии рассказчика создают особую атмосферу. Читателю проще понять простого сельского парня. Он изъясняется вполне доступным языком и его легко понять.А его вечные отступления от темы вовсе не раздражают читателя. Попутно он рассказывает веслые истории из жизни города.

Слушать его одно удовольствие. Далее надо нельзя оставить без внимания внешность главных героев. Они и похожи и непохожи одновременно. Иван Иванович высокого роста и худощав, а Иван Никифорович пониже ростом, но широк в плечах. Официально оба являются дворянами, но Иван Иванович не настоящий дворянин. Его отец был в духовном звании. Оба друга наивны как дети. Из-за какого-то ружья они готовы даже судиться.Во многом образы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича напоминают Толстого и Тонкого.

Читатель проникается некой симпатией к ним, несмотря на все их недостатки.Они выглядят смешно, и это помогает автору иронизировать. При этом Гоголь мастерски применяет разнообразные средства внешнего комизма нелепые фамилии и имена Пупопуз, Перерепенко, смешные положения дверь затрещала и передняя половина Ивана Никифоровича высадилась в присутствие остальная оставалась ещ в передней, алогизмы Иван Иванович несколько боязливого характера.

У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. Нетрудно заметить, что рассказчик выступает как выразитель самосознания народа. Он является выразителем нравственной позиции автора. Ирония Гоголя здесь совсем обнажена. И мы догадываемся, что предметом гоголевской сатиры является, по существу, и образ рассказчика.Он помогает более полному решению поставленной писателем сатирической задачи.

Лишь один раз предстат перед нами в повести о ссоре образ рассказчика, которого не коснулась авторская ирония, в заключительной фразе повести Скучно на этом свете, господа Это сам Гоголь словно раздвинул рамки повести и вошл в не, чтобы открыто и гневно, без тени иронии произнести свой приговор. Эта фраза венчает не только повесть о ссоре, но и весь миргородский цикл. Здесь зерно всей книги.Тонко и точно заметил Белинский Повести Гоголя смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтте. На всм протяжении повести писатель творит суд над людской пошлостью, становящейся как бы символом современной жизни.

В Старосветских помещиках и Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Гоголь впервые выступил перед читателями как поэт жизни действительной, как художник, смело обличающий уродство общественных отношений крепостнической России.Смех Гоголя творил великое дело. Он обладал огромной разрушительной силой. Он уничтожал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, развенчивал созданный вокруг них ореол мнимого могущества, выставлял на всенародные очи всю мерзость и несостоятельность современного писателю политического режима, творил суд над ним, будил веру в возможность иной, более совершенной действительности.

Во всм мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. На многих языках издают его книги, ставят пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы.Творчество Гоголя с максимальной полнотой и художественной мощью отражает национальные свойства жизни русского народа.

В неповторимом единстве комического и трагического был выражен его гуманистический пафос.Открыв миру всю Русь, е смешные, печальные, драматические и героические стороны пророчески сказав об е прекрасном Будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книгам Гоголя суждена вечная жизнь.

– Конец работы –

Используемые теги: Сатира, юмор, Русской, литературы, XIX, века, мере, Повести, том, поссорился, Иван, Иванович, Иваном, Никифоровичем, Гоголя0.16

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сатира и юмор русской литературы XIX века на примере "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Образ скучающего героя в русской литературе XIX века
Мне захотелось больше узнать об этом литературном типе, о предпосылках его появления, о том, каких героев литературы можно назвать «скучающими».… Основная часть «Скучающий герой» как литературный тип. Предпосылки его… Нередко литературному типу дается своё название, например «тургеневская девушка», «маленький человек», «униженные и…

История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы скачать - Юрий Владимирович Лебедев
История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы fb... История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы... Введение...

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Интерпретация темы безумия в русской литературе первой половины XIX века
В рассматриваемый период сталкиваются разные подходы к пониманию безумия: литературный, научно-медицинский, бытовой.Мы обратимся к анализу… Выбор произведений обусловлен их показательностью для рассматриваемого… Литературоведческий и культурологический подходы к изучению проблемы безумия реализуются в статье Н.Г. Федосеенко…

Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века
Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и… Мелкие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не… Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые…

Бог и бес в русской литературе XIX века
Не может же, в конце концов, тмный умысел, какое-то греховное побуждение, одной только мыслью о себе порочащее умы невинных божественных существ,… Будь то Шайтан, Иблис, Эшу или Сатана, он вс равно сохраняет облик злого духа,… В одном только немецком языке, традиционно считающимся чрту родным, их бессчтное количество Святой Вельтен, Самиэль,…

Тема ВОВ в русской литературе на примере повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».
В наш век научно-технического прогресса в сводках новостей постоянно произносится это страшное слово война. В суете будних дней мы даже не… Сколько героических подвигов было совершено в годы войны Не раз русский… Мало об этом просто говорить, надо принимать конкретные действия. Например, увеличить количество часов по истории для…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века А.С. Пушкин в романе ЕвгенийОнегин рассказывает о разных типах дворянства петербургском, московском ипоместном, показывал отсутствие у этих людей… В Петербурге люди заняты модой, а огромное значение имеетобщественное мнение -… Еда составляет чуть-ли не самую важную часть деревенской жизни. Обрядизвестный угощенья, Несут наблюдичках…
  • Русско-Турецкая война 1977-78 гг. В отечественной литературе XIX века (В.В. Верещагин, И.Л. Леонтьев-Щеглов, В.А. Тихонов): от изображение к постижению Скобелев, посылая казанцев в атаку, сказал им: "Пленных, братцы, не берите". Можете судить, как солдатики постарались, — буквально был напичкан… Выражение его лица трудно передать. Оно как бы говорило: "Больно, очень больно, что-то нехорошее со мной случилось " На груди, против самого сердца,…
  • Иван Яковлевич Корейша в русской литературе Иван Яковлевич Корейша был весьма хорошо известен не только в православной Москве, но и в Петербурге, так как ехали к нему за советами и молитвой со… Я любил одну А.А.А которая, следуя в то время общей московской доверенности к… Да, когда будет Алексей Божий человек, да… когда с гор вода потечет, тогда на Алексее будет крест". Признаться…
  • Женские образы в литературе XIX века Это и «Светлана» В.А. Жуковского, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Героини этих… Раньше мне казалось, что их жизнь полна чего – то необычного, таинственного,… Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера. Самыми известными, на мой взгляд,…
  • Русской искусство второй половины XIX века По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с… Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели… Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении…