Шпоры по Достоевскому

Тpагедия Раскольникова . В центpе pомана Ф.Д.Достоевского Пpестyпление и наказание хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпление убивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестру, безобидную, простодушную Лизаветy.Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами Родион был замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.

В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную.Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком.

Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа Разумихин - преданнейший друг Раскольникова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние.Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за униженных и оскарбленных , совершил убийство по теории , реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию крови по совести , а теория вылилась в преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу все дозволено , но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий хозяев жизни , сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, все дозволено.Мы одного поля ягоды говорит Свидригайлов Раскольникову.

И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, перешагнули через кровь . Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер он одновременно добрый, честный человек, совершает ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны.Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и серостью , скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но к сожалению, в результате берет свое зло - Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.

С Лужиным несколько проще сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоствлять Родиону Раскольникову.Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков.

Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей он не может находится рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя от всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а тварь дрожащая , вошь , сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова.

Родион понимает несостоятельность своей теории сильного человека , она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается эти муки совести сильнее наказания катаргой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по Достоевскому - нельзя шутить.Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

Униженные и оскорбл нные Роман Ф.М. Достоевского-это психологический отч т одного преступления , преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Однако в романе речь ид т о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его преступник мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким матери и сестре.Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех униженных и оскорбл нных , о социальных и нравственных законах, по которым жив т человечество. Жизнь предста т перед нами как клубок неразрешимых противоречий.

Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства.На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться.

Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу,некуда пойти. Жив т он впроголодь, ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем а значит и в н м никто не подозревает благородства чувств.А в н м это благородство есть.Он способен глубоко чувствовать,понимать,страдать не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах Мармеладова - боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в не не допустят.Перед нами оскорбл нный человек,но сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий сво падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек,а в н м не хотят видеть человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о ч м говорят красные пятна на е лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узна м,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова.

Можете судить потому,до какой степени е бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было идти . Но облегчения не наступило и после замужества муж выгнан со службы и пь т,грозит выгнать квартирная хозяйка,бь т Лебезятников,плачут голодные дети.Не жестокость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким.

Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она весь вечер в ногах у не на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела .Мармеладов да т жене точную характеристику,говоря,что она горячая,гордая,непреклонная . Но человеческая гордость е ,как и Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, некуда идти Катерине Ивановне,везде тупик.Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответствуют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову странно и дико было смотреть на такое явление . Соню толкает на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь.

Е будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу больница вино кабаки и ещ больница года через два-три - калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с .Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме безразличия,любопытства,злорадной насмешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью .Все,кроме Раскольникова,слушают забавника Мармеладова, фыркая , улыбаясь , зевая ,а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зрителей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут с наслаждением , хохотом и остротами . Роман Преступление и наказание отразил тревогу Достоевского за будущее человечества.Он показывает,что такой жизнью, которой сейчас живут униженные и скорл нные жить дальше нельзя.

Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение,проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей,темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста,эгоизма и самопожертвования,преступления и наказания, вопросы общественных,духовных связей между людьми и их разъединения,справедливого устройства социального мира и многие другие.