Чехов

ЧЕХОВ Чехов неслучайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках.Неслучайны и его многочисленные псевдонимы Человек безселеэенки, Антоша Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий улыбку - и только.И темы его ранних рассказовпростыи неприхотливы он высмеивает чрезмерноечинопочитание, глупую напыщенность Но вот тут-то и кроется нечто неожиданное темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним Смерть чиновника . Герой, случайно чихнувший на лысину начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху.

А ведь это - чеховское преломление темы маленького человека ! После острого сочувствия судьбе гоголевского АкакияАкакиевича, после ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького чиновника.Ибо сострадали - братьям меньшим ,то есть адресовались - то не кним.Предметоминтересаи художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе.

Он открывает читателюжизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел исоображений, проходящую мимо сознания большинства она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарныхсобытий и свершений.Чехов стремится обратить внимание читателя надни и часы ем маленького обывательском существования, осмыслить их, начать жить осознанно.

Таким образом, героем Чехова становится человек, действующийзаведенно,механически, не познавая жизнь и неосознавая себя в ней. И вся жизнь этого героя проходит в ожидании некоего решительного поворота, яркого события.Но,когда это событие действительно происходит,оказывается, что человек не может не только действовать - способствовать благоприятному повороту судьбы илипротивостоять ее удару он не способен даже осмыслить происходящее неразработанное, неумелое сознание буксует И в результате жизнь катится дальше уже проложенным руслом к томупоследнему итогу, которыйсполной ясностью докажет, что несостоялся еще один человек, не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла впустую И все его творчество воспринимается именно как диагноз ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ. Он писал частную жизнь - именно это сталохудожественнымоткрытием.

Под его пером литература сталазеркаломминуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного.конкретногочеловека.Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб.

Илишь из всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова образуютпеструютолпу, это люди разных судеб и разных профессий, ихзанимаютразличные проблемы - от мелких бытовых забот до серьезных философскихвопросов. Художественная манера чехова неназидательна, ему претит пафос проповедника, учителяжизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель.В Вишневом саде Чехов не только создал образылюдей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время вегодвижении.

Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в Вишневом саде герои оказываются жертвами не частныхобстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы ХХ века, - это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, ноесть ощущениекрая,бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Системаперсонажей герои и их роли каждый из героев исповедуется, но витоге все этиисповедиоказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен В какой-томомент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет.Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может визвестной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими.

Но изменитьсвою роль он не может, как бы чужда онаему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя тойсоциально-исторической роликоторую он вынужден играть, - вот драматическая суть Вишневом сада . В комедии переплетаются несколько сюжетных линий.Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах -несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное.

Давайте прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль центральной в комедии.Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному - и купеческой жилки, мужицкой простоты - и тонкой артистической души и стремится уловить и воплотить в образеЛопахина Чехов. Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего потому, что Лопахин понимает в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можносберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой эпохи.

Варя ждет простого и логического хода жизни раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, изкоторых подходит ему лишь она, Варя значит, должен жениться.Илишь занятость мешает ему заметить ее достоинства.

У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на ситуацию,подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на досужих пересудах!Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные темы пьесы Спасение сада - в его коренномпереустройстве, но новая жизнь означаетпрежде всего смерть былого, и палачомоказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира. И вот еще - важнейшее Сейчас, близко к новому рубежу веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать новое, Вишневый сад звучит для нас не так, как звучал еще десять лет назад.

Оказалось, что не только рубеж Х1Х-ХХвеков - время действия чеховской комедии она написана и о безвременье вообще, о том смутном предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь, определил и наши судьбы.