Роман А.Н.Толстого "Петр Первый"

Роман А.Н.Толстого Петр Первый Шемякина Людмила 11 кл. Роман А.Н.Толстого Петр Первый А.М.Горький назвал первым в нашей литературе настоящим историческим романом , книгой - надолго . Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого Петр Первый всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно- венной свежестью и высоким художественным мастерством.Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя- щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового.

Петр Первый - это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере. Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений.От Ломоносова до на- ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли- тературы.

К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др. Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого рассказ День Петра был написан в 1917 году, последние гла- вы его исторического романа Петр Первый - в 1945. Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет- ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции писал А.Н.Толстой Я видел все пятна на его кам- золе но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане . Об этом свидетельствуют и его рассказ День Петра , и тра- гедия На дыбе 1928. Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году в далеком прошлом пытался он найти ответы на му- чившие его вопросы о судьбах родины и народа.

Почему именно к этой эпохе обратился писатель Петровская эпоха - время пре- образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос- принималась им как нечто напоминавшее 1917 год. В рассказе День Петра Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род- ной страны.

Да, полно пишет он , хотел ли добра России царь Петр Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью как это его двор и скот, батраки и все хозяй- ство хуже, глупее соседского Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как пола- гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции.

В пьесе На дыбе дана более широкая характеристика вре- мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач- ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди- ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото- рой живота не жалел народ против преобразователя.Одинок Петр и в среде своих птенцов Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет Екатерина.

Несмотря на то, что в трагедии На дыбе на ды- бу поднята Петром вся Русь Петр нарисован уже большим го- сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов.Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как у Пушкина в поэме Медный всадник . Одним из лучших произведений советской литературы на истори- ческую тему стал превосходный, по словам А.М.Горького, роман А.Н.Толстого Петр Первый.

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ- ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, когда трещит и рушится старый мир, с нашим временем, чув- ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ПЕТР ПЕРВЫЙ 1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот- ветствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах.

Этим основным для Толстого, по его словам, явилось становление личности в эпохе. Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала Смена Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная.Это одна из задач моего романа. 2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях.

Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро- приятий, их историческую закономерность и необходимость. 3. Одной из важнейших задач было для Толстого выявление двигающих сил эпохи - разрешение проблемы народа, его истори- ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов.

Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция Это прежде всего установление центра, центра зрения художника В моем романе центром является фигура Петра I. Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори- ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре.

Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров- кина на шумные площади старой Москвы из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень- кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат- веевым из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина из Троицко-Сер- гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю- щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. И все пошло по-старому. Ничего не случилось.Над Москвой, над городами, над сотнями уездов кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье после победы Милославских но вот победили Нарышкины - стали ду- мать и править по прежнему обычаю.

Перемен особенных не случилось Это понимает и сам народ Что Василий Голицын , что Борис - одна от них радость. Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле.Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. Упиралась вся Россия пишет Толстой.Страшились перемен, ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат Не живут - торопятся В бездну катимся Сопротивлялся и народ - мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже.

Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра. Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслухВсю зиму были пытки и казни Ужасом была охвачена вся страна.Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей.

Вторая книга, по словам самого Толстого более монументальна, более психологична, она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения неохотно пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России.Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа.

Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре- одолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал нарвская конфузия, лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе- ристикам.Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра- зований например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др. Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

Птенцы гнезда Петрова, люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.Чтоб жить по воле, а не по указу государеву, люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость.

Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Третья книга - писал сам Толстой самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова- торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени.

В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части. Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва.Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо- тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по- прежнему.

В третьей книге Москва предстает иной крутые перемены про- изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее теченние.Нет больше челяди у боярских дворов, ворота закрыты наглу- хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы.

Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе- тербург. Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос- сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си- лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной. Человека писал А.Н.Толстой равно как исторический отрезок времени - можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии. Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со старым.В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме- сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част- ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей.

Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. Семья Бров- киных и князь Буйносов. Стремительный бег времени проявляется в общем оживлении жизни страны, в том, как представители одних слоев поднимают- ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад.В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге это живое движение живых людей это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа.