Революция в творчестве Александра Блока

Революцияв творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя Замученья, за гибель - я знаю - Все равно принимаю тебя ! Александр Блок У нашегоотряда в пионерлагере был девиз И вечный бой ! Покой нам только снится ,который мне оченьнравился.Лишь много позже я узнал, что слова написал настоящий, волею божьей поэт , по определению А.М.Горького, Александр Александрович Блок в цикле На поле Куликовом , замечательный патриот, ска-завший О Русь моя ! Жена моя ! . Хоть Блок былодним из лидеров в общем-то далекого отреальной жизни течения - символизма, он в своихпроизведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим.

В известномстихотворении Фаб-рика он рассказывает о том, как недвижный кто-то, черныйкто-то медным голосом завет . Согнуть измученные спины. Внизусобравшийся народ.В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год Сытые , поэт с сарказмом говорит отом, что богатые - сытые - скучали и не жили , в то время как кругом слышались мольбы охлебе . Но вотначалась революция, слышен красный смех знамен, и Так - негодует все, что сыто, Тоскуетсырость важных чрев Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев ! Однако - и наэто очень важно обратить внимание - Блок не призывает к расправе Пусть доживут свой век привычно - Нам жаль ихсытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она былажесткой и кровавой.Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 годапотрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-дание.

Эпизод самосудакак раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественнымсредст-вам поэмы о революции Двенадцать . Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку зато, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последнийуспел убежать, но ему обещано Утек, подлец ! Ужо,постой, Расправлюсь завтра я с тобой ! И это не пустые угрозы Помнишь, Катя, офицера. Не ушел он от ножа Но в целомпоэма - гимн революции.Недаром в конце ее появляется первый революционер на земле Иисус Христос.

И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, Революция и интеллигенция Блокпризывал Слушайте революцию ! . Кажется, что писатель полностью благословляет революцию Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировойпожар в крови - Господи, благослови ! Но поэмаоставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен Запирайте этажи, Нынче будут грабежи ! Двенадцатьчеловек символ двенадцати апостолов,впереди которых идет Христос изображены то роман-тически Кругом - огни, огни, огни Оплечь - ружейные ремни , то натуралистично В зубах цигарка,примят картуз.

На спину надо б бубновый туз ! знаккаторжника . Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас вобстановку революционных месяцев, окра-шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием надволей и правами людей.Сегодня вопрос о роли революции - один изглавных для многих из нас. С расстояниятрех четвертей векаотчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна ивеликая энергия великого народа, которую такдолго сдерживали.

Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче мы должныбыть сильно благодарныАлександру Блоку за то, что он так точно и яркозапечатлел революционную эпоху в своем небольшом произ-ведении.А если ещевспомнить, что он благословлялреволюцию, в пожаре которой сгорела его выдающаясябиблиотека она собиралась поколениями его предков мы согласимся с А.М.Горьким, чтоэто человек бес-страшной искренности , и поймем слова К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнегопоэта гово-рил, что уже не будет подобного мужества и подобной тоски оправде будущего, какие проявил А.Блок.