Биография М.Ю. Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич 1814-1841 Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, всемье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери ипостоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложилиотпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышеннымиэмоциональными реакциями.Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта егохарактера, как мечтательность, склонность к фантазии.Предметом егопристального внимания становится природа.

В образах природы будущий поэт ищет инаходит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитииЛермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическоевдохновение. Синиегоры Кавказа, приветствую вас!Вы взлелеялидетство мое,Вы носили меняна своих одичалых хребтах Облаками меняодевали Вы к небу меняприучили,И я с той порывсе мечтаю о вaс да о небе - писал 16-летний Лермонтов.Одна из ранних поэм Лермонтова - Кавказскийпленник 1828 . Она написана под сильным влиянием А.С.Пушкина.

Вместе стем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основамимастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского Кавказскогопленника , иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительнымсвойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувствлирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами иприметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природаравновелики.Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднемтворчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме Мцыри . Лермонтовне подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своихпредшественников, то что могло способствовать выражению его собственнойтворческой индивидуальности.

В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московскомуниверситете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности.В 1832 г.из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден былпокинуть университет.

Выйдя из Московского университета, он в этом же годупоступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущаябурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой.Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им вшколе, пагубно отразились на духовном развитии поэта.Лермонтов в эти годыпочти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становитсястихотворение Белеет парус одинокий . В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедииА.С.Грибоедова Горе от ума , которая оказала большое влияние навпечатлительного поэта.

Тогда и было задумано им драматическое произведение,содержащее резкую критику современных нравов.В 1835 г. Лермонтов пишет драму Маскарад , которой так и не суждено было появиться на сцене при егожизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к историиРоссии, увлекается чтением сб. Древние Российские стихотворения,собранные Киршей Даниловым . Его увлекает характер и лад русской былины, унего зарождается замысел произведения из русской национальной жизни,осуществленный позднее, в 1837 г. Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и удалого купца Калашникова . В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране,полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова.

Он пишет стихи Насмерть поэта . Первоначально стихотворение было написано без последних 16строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича.

В деньсмерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую рольв его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ. Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции навосточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатилиЛермонтова разнообразными наблюдениями.Особенно поразила его старая Военно-Грузинскаядорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ейпосвященными. Предания эти были известны ему с детства.

Теперь онивосстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природыКавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы Демон на Кавказ. Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказалабольшое влияние на Лермонтова.Он возвращается в Петербург другим человеком.Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравниваетсвободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга,грядущее которых иль пусто иль темно . Поколение 30-х гг. изображаетЛермонтов в Думе , единственном лирическом произведении, написанномим по возвращении с Кавказа.Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательномварианте поэмы Демон 1838 и в романе Герой нашеговремени . В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с Отечественными записками , журналом, где печатает повести Бэла и Фаталист , впоследствии вошедшие в роман Герой нашеговремени . Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг нерадует его. Поэта раздражает то, что он входит в моду . Егоположение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах.

Светнедолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность инезависимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время,когда его будут преследовать клеветами . Образ героя времени , получивший воплощение влирической стихии лермонтовской поэзии, в романе Герой нашеговремени 1839 раскрывается не только психологически.

Роман Лермонтова -это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать тунравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни.

Печорин геройсвоего времени - тем и отличается от всех других персонажей романа, что он -единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить нетолько окружающее его общество, но и быть критичным по отношению к себе.Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни вих соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть нафоне общественно-исторических обстоятельств.

Лермонтов - психолог исследует процессы духовного искаженияличности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героевсобытия.Это касается и образов простых, естественных людей - Казбича, Бэлы,Максима Максимыча, и честных контрабандистов , и людей печоринскогокруга - Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина,рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создаетобраз простого человека - Максима Максимыча - доброго, искреннего,преданного Печорину всей душой.

Перед читателем развертывается трагедиячеловека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина. Исследование личности Печорина в дневниковых главах романапостроено по принципу взаимохарактеристики персонажей.Грушницкий и Вернер нетолько герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные зеркальные отражения личности Печорина.

Лермонтовский Печоринпознает самого себя, изучая и познавая личность других людей. Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и вхарактеристике внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатыйпсихологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается нетолько выразительными, но и изобразительными средствами.В описании пластикидвижений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова - художника,прекрасно владевшего кистью живописца.

Композиция романа играет важнейшую роль в формированиихудожественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романараскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношениик нему других персонажей.В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающаяобъяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий всюжете романа заменяется психологической последовательностью узнавания героя читателем.

В романе Герой нашеговремени соединился глубокий психологический анализ напряженной духовнойжизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг периода нравственных потерь и общественных разочарований. За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи Первое января Лермонтов вторично был сослан на Кавказ.В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог,в Петербурге готовились к изданию его сочинения - 28 лирических пьес, выбранныхсамим поэтом 1840 . Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и занятьсялитературной деятельностью.

Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепаяслучайность дуэль с Н.Мартыновым оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел изжизни второй великий поэт России, которому было всего 26 лет.