рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Островский

Островский - раздел Литература, Островский Мир И Личность Кризис Патриархального Мира И Патриархального Созн...

Островский Мир и личность Кризис патриархального мира и патриархального сознания оста ется в центре авторского внимания и в Грозе . Но в этой драме Остро вский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривает ееподпринципиально новым углом.Классицистическая окаменелость персонажей глубоко соответ-ствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям его яростное сопротивление любому чужеродному эле-менту порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, фор мирует души, неспособные существовать вне его замкнутого круга.Безразлично,нравится им эта жизнь или нет - в другой они жить просто не сумеют.

Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от негозависимость - скрытая пружина всего действия пьесы пружина, заставляющая героев совер-шать по большей части марионеточные движения, постоянно подчер кивать свою несамостоятельность, несамодостаточность. Образная сис тема драмы почти повторяет общественную и семейную модельпатриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриар хальной общины, помещены семья и семейные проблемы.

Доминантаэтого малого мирка - старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства - дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома Глаша и Феклуша.Та же расстановка сил организует и всю жизнь города в центре Дикой и не упомянутые в пьесе купцы ем уровня , на периферии - лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения.

От мира Калинов отгородился столь прочно, что вот уж большевека не проникает в город ни одно веяние живой жизни.Посмотрите на калиновском прогрессиста и просветителя Кулигина! Этот механик-самоучка, чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставятего на грань юродства в глазах окружающих, все пытается изобрести перпету-мобиль он, бедняжка, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальная невозможность вечном дви-гателя Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Держави на, и даже сам пишет стихи в ихдухе И оторопь берет будто не было еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некра сова!Архаизм, живое ископаемое - Кулигин.

И его призывы, ем идеи, егопросветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцамбезумными новшествами, дерзостным потрясением основ Дикой. Да гроза-то что такое,по-твоему? А? Ну, говори! Кулигин. Электричество.Дикой топнув ногой . Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувст-вовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи,обороняться.Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин? Кулигин.

СавелПрокофьич, ваше степенство, Державин сказал Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю.Дикой. А за эти вот слова тебя кгородничему Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А чтоже происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаютсябездны - словом, Сатана там правит бал . В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и независимое существованиедвух миров патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принци-пиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной кобновлению жизни.

Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вы-тесняющей его всей стремительно несущейся жизни , патриархаль ный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором - единст венном - может быть оправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость.

Вокруг Калинова творится невообразимое там с неба падают це лые страны, населенные кровожадными народами например, Литва нанас с неба упала и где был какой бой с ней, там для памяти курганынасыпаны . Там живут люди с песьими головами там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турец- Нечегоделать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю . Этот миллион даст Кулигину на судилище правосноса , будет самым веским аргументом в его пользу.

А пока миллионанет, умница Кулигин покоряется . Покоряются, ведя свою тихуюобманнуюигру, все Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затя нутый уже в замкнутое пространство КалиноваБорис. Катерина же покориться не может.Выродившаяся в патриархальном сознании в пустойобряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего личностно онаверует и кается с пылом первых христиан, не закосте- ! невших еще в религиозной обрядности.

И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину иззамкнутою круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или деклами рующет стихи Кулигина.Потому Калинов и организовался в судилище над Катериной.

В блестящем этюде А судьи кто? В. Турбин тонко исследует тему суда в Грозе Никого не хочетсудить Кулигин. С усмешечкой укло няется от роли судьипростушка Варвара Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть. Но не им противостоять охватившему Калиновмассо вому психозу. А психоз разжигаютдве мельтешащих на сцене чудачки странница Феклуша и барыня с лакеями.Феклушины повествования о Махнутах и людах с песьимиголовами представляются Турбину важ нейшим элементом поэтики пьесы Иглядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира фантастический иреальный.

И опять мы встречаем-ся со сборищем монстров,кентавров. Правда, на сей раз их причудливые Н фигуры - только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы, С яснее выступает праведность суда, творимогоздесь, в Калинове. Этотсуд затаился в ожидании жертвы. Ижертва является в раскатах грома,в сверкании молнии раздаетсяестественное, честное слово взалкавшейочищениягрешницы. А что было дальше, слишком известно.Где-то вцарстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловали бы но в Калинове пощады ей нет. Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельном суда, грешница уходит из жизни В омут лучше Даскорей, скорей!.

– Конец работы –

Используемые теги: Островский0.039

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Островский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Сточки зрения критика, характер Катерины составляет шаг впер д во всей русскойлитературе того времени. В образе Катерины является решительный,… Катерина гуляла, молилась,вышивала. Вообще она была воспитана в условиях… Под тяж лой рукой свекрови нет простора е светлым мечтам. Поначалуиз-за врожденного благородства и доброты Катерина…

Н. Островский "Как закалялась сталь"
Авторстремился показать как закалялись характеры первого поколения коммунистическоймолод жи, проходящего через разнообразные жизненные испытания,… В эпизодах романа действуютмногочисленные персонажи, многие из которых… Эпизодические лица помогают лучше представить эпоху массовыхпотрясений, событий, затронувших судьбы миллионов людей.…

Островский - Бесприданница. Письмо Кулигина к Борису
Узнала, куда Варвара с Кудряшом сбежала, приехала к ним,умоляла вернуться, так Кудряш ее за ворот из дому и вынес и велел больше… А Тихон с веселым настроением отправляется гулять.Таким гулякой стал, что диву… Недавно во время грозымолния прямо в его дом попала, отчего домик-то загорелся.Теперь ему приходитсяу меня жить. …

Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость?
Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Дляначала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения.Что жеэто- драма, как пишет Островский в… Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, ноконфликт происходит лишь… Конфликт Катерины- е личная проблема, таккак она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине…

Островский - "Бесприданница"
Горячо любима этапьеса и в наши дни. Наверное, в пьесы есть что-то особенное, к проблемам,раскрываемым в ней неравнодушны очень многие. Именно это… Сидя в зале я чувствовал своеучастие в действии. Сделать это мне помогали… Особый колорит вносит прием движения по сцене, кружения. Этоочень удачно помогает воспроизвести характер Ларисы,…

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского "Гроза"
Одна из них олицетворяет гне тущую власть темного царства . ЭтоДикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис,Кудряш… Ласкиматери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у… Порой она погружалась в какие-то снынаяву, подобные сказочным видениям.Катерина рассказывает о детстве идевичестве, о…

Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза"
Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла.Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого,который… Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей… Обманывать-то я не умею скрыть-тоничего не могу говорит она Варваре.А жить в семье мужа, не умеяпритворяться,…

На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
Когда читаешь Грозу , невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомствос Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой… ЖилаКатерина в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка,… Вводя впьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою героиню,тоскует вместе с ней в неволе.…

Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Не исключение идрама Гроза , вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост итипичен для той среды и эпохи молодая замужняя женщина Катерина… ОбразКатерины является самым ярким образом в пьесе Островского Гроза .… Воспитываясьв хорошей семье, она сохранила всепрекрасные черты русского характера.Это чистая, искренняя, горячая…

Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”
Кулигин говорит Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по… И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышимвластные… Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличаетбеспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного…

0.046
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза" В мещанстве выничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам невыбиться из этой коры . И люди здесь не живут страдают,… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти,сколько из зависти.… Понимаю я это да что ж ты мне прикажешь с собойделать, когда у меня сердце такое! говорит он о себе. И Кабанова…
  • Душевная драма Катерины по пьесе Островского "Гроза" Душа, а что это такое? Душа она внутри иглубоко, и есть в каждом человеке. Она красива и нежна у Катерины молодой. Катерина отличается по складу… Катерина сама говорит Да здесь вс , какбудто, из-под неволи В отличие от… Продолжая о снах, она говорит А то, будто ялетаю, так и летаю по воздуху . Выданная рано замуж, она пытается ужиться…
  • Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…
  • Островский "Гроза" Кроме того, ей была невыносима жизнь в доме Кабановых, так как она привыкла к честной, вольной жизни. В родительском доме ее окружали любовь,… Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие. Каждый день приходилось жить… Из-за такого отношения людей друг к другу Катерина стала совершенно одинокой, несчастной, отгороженной от всего мира…
  • Образ Катерины в пьесе Островского Гроза Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является… И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В…