рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Царь-рыба (Астафьев)

Царь-рыба (Астафьев) - раздел Литература, Человек И Природа, Их Единство И Противоборство Стержневая Тема Повествовани...

Человек и природа, их единство и противоборство стержневая тема Повествования в рассказах ВиктораАстафьева.Пожалуй, никогда ещ проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как внаше время. И это не случайно. Нам не привыкать кпотерям писал С. Залыгин но толькодо тех пор, пока не настанет моментпотерять природу, после этого терять уже будет нечего .В осознании этогодиалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе.И Астафьев чуткий художник не мог остаться в стороне от проблемы.Много созданописателем книг о войне, о мире, о детстве.

Все они отмечены загадкой таланта,звуками Родины светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческойсудьбы.Вся егомногообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у читателей.Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и многочисленныерассказы, и повести Перевал , Стародуб , Кража , Звездопад , Пастух ипастушка , Последний поклон .Настоящим событием вжизни и в литературе стало произведение Царь-рыба , отмеченное Государственнойпремией СССР.В рассказе Царь-рыба жизненный сюжет ид т навстречу художнику.

Главный геройрассказа Царь-рыба Зиновий Игнатьич, уважаемый в пос лке Чуш человек.Кчушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого невысказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходилна помощь.Он везде и всюдуобходился своими силами, но был родом здешний сибиряк и природой самойприучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку приэтом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своейаккуратностью и деловитостью.

Его дюралька моторная лодка носиться по реке,задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, неверещит, по т свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своейлодке прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий.Ловил рыбуИгнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшегобрата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшегобрата, а был с мозглятинкой гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрыватьнеприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу.

До тоговозненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата, и не просто руку ружь !Случай, описанный врассказе Царь-рыба произош л с Игнатьичем в студ ную осеннюю пору, когда тотвышел на Енисей и завис на самоловах.Пять раз заплывал рыбак и тянул кошку по дну реки, времени потерял уйму, пром рз до самых костей, но зато, лишьподцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал на н м крупная рыбина.

Повсем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму глубин угадывался на самоловеос тр, большой, но уже умаянный.Увидел его Игнатьич и опешил что-торедкостное, первобытное было не только в громадной величине рыбы, но и в формахе тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, висящих под ровносостругнутой внизу головой до перепончатого, крылатого хвоста надоисторического ящера походила рыбина. Из воды, из-под костлявого панциря вчеловека всверливались маленькие глазки с ж лтым ободком вокруг т мных зрачков.Эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью,чего-то таил в себе. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким чудовищем.Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он поможет, но ведьтогда прид тся делить осетра, а этого очень не хотелось Игнатьичу.

Вот она,дрянь-то твоя и выявилась с презрением думал о себе Игнатьич.Упускать такогоосетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову.Много всякой всячины наслушался Игнатьич про царь-рыбу, хотел е богоданную,сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел.

Дедушка говаривал Лучшеотпустить е , незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и житьдальше, снова думать о ней, искать е . Но Игнатьич решил брать за жабрыосетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед тот же. Согромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил е в лодку,готовый дать по выпуклому черепу осетра обухом.

Но тут-то находящаяся встолбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича бросило вледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащи его в глубину, а рыба продолжалабиться, садить в себя и в ловца самоловные уды. И рыба и человек слабели,истекали кровью.Зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть.

Пробилкрестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича в том,что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности. И прощения он у не не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся.Последние его слова, которые онсмог просипеть, не владея ртом, были Прости, Глаша Больше Зиновий Игнатьичуслыхал шум мотора Вихрь . Это приближался к самоловам брат. Волна отпролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу, и она,отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну.

Удар.Рывок. Рыба перевернулась на живот, взбурлила хвостом, и лопнуло сразунесколько крючков. Ещ и ещ била рыба хвостом, пока не снялась с самолова,изорвав сво тело в клочья. Яростная, тяжело раненая, но не укрощенная, онагрохнулась где-то уже в невидимости, буйство охватило освободившуюся, волшебнуюцарь-рыбу. Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. Я про тебя никому не скажу! молвил ловец, и ему сделалось легче.Телу оттого, что рыба не тянула вниз,душе от какого-то, ещ не постигнутого умом, освобождения.Дочитав рассказ Царь-рыба , понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливоговозмездия.

О н м взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком. Царь-рыба написанав открытой, свободной, раскованной манере, осердеченной мыслью художника осамом личном и кровном. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемахактуальных, значимых.О них спорят уч ные. Над ними думают проектировщики.Проблемах народного масштаба об утверждении и совершенствовании разумныхсвязей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в покорении природы. Сама жизнь ставит эти проблемы.Как сделать, чтобы,преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти иобогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствийнеразумного посягательства на естественные законы природы колыбели человека?Это проблема не только экологическая, но и нравственная.Осознание е серь зности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредитьи не ожечь природу и себя огн м бездушия и глухоты.Писатель утверждает кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку.Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение сприродой.

До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства хищнического поведения человека в тайге, на реке.На людях, ихсудьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора.

В повестимного героев.

Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных, работниковрыбнадзора и браконьеров . Писатель не судит их, даже самых закоренелых, онзаботится об их душевном исцелении.Автор выступает спозиции добра, гуманности. В каждой строке он оста тся поэтом человечности. Вн м жив т необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого наземле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.Добро исправедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.

– Конец работы –

Используемые теги: Царь-рыба, Астафьев0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Царь-рыба (Астафьев)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творчество - Астафьев Виктор Петрович
С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком.После публикации в 1951 своего первого рассказа… С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в… В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу…

Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе… Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг со… В дальнейших произведениях и повести «Звездопад» (1960 - 72), современной пасторали «Пастух и пастушка» (1989) в…

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
С 1945 жил на Урале Чусовой, с 1963 Пермь, побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа… С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в… В эти же годы появляются рассказы и повесть Где-то гремит война, 1967, составившие автобиографическую книгу Последний…

Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева "Людочка"
Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первыестрочки произведения, где героиня сравнивается с вялой,… Главную трагедию героини своего рассказа Людочка , в образе которойотразились как две капли воды боли подавляющего…

Литературный музей имени В.П.Астафьева в г. Красноярске: хранение, экспозиционное использование и научное изучение документов и рукописей сибирских писателей
Много трудностей преодолели люди, участвовавшие в сборе информации, документов для музея, но не отступили от намеченной цели и в июне 1997 года… История музея. Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры XX в. –… Презентация литературной гостиной была задумана как повод к разговору о дальнейшей судьбе музея. К тому времени из…

Анализ рассказа "Царь-рыба"
Именно эти снисходительность и превосходство, хотя и невыказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, какбудто Игнатьич… Именно это одно предложение, по моему мнению,и заключает в себе весь смысл… Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам.И действительно он добился всего сам, но…

Роман "Проклят и убит" В.П. Астафьева в контексте идейно-художественной эволоции творчества писателя
Казалось, мальчик не лежал, А всё ещё бегом бежал, Да лёд за полу придержал Среди большой войны жестокой, С чего - ума не приложу Мне жалко той… Совершенно очевидно, что этот роман написан под непереносимым впечатлением… Огню и тлену предает он не сороковые годы, а наши полувоенные девяностые. Чтобы так написать о войне нашей величайшей…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам