рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Хаос и космос в лирике Тютчева

Хаос и космос в лирике Тютчева - раздел Литература, Хаос И Космос В Лирике Тютчева. Прежде Чем Приступить К Рассмотрению Непосре...

Хаос и космос в лирике Тютчева. Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной темы работы, необходимо установить, в каком смысле понимать слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева.Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития,он неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же - это мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная, живое, разумное существо, вместилище космического ума, души, тела. Здесь же мы коснемся вопроса, связанного с определением поэзии Тютчева как философской лирики.

Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой философией. Однако, в лирике поэт выражает своеобразие своего художественного переживания не только в невыразимом колорите своего творчества, но и в характере подбора и формирования определенного материала, или нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре.

Если этот материал пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно говорить о философской лирике.Но,в философии и поэзии различается в первую очередь способ использования языка. В философском поэтическом произведении имеется не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее означение, декларирование философемы, которая живоописуется словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, ощутительных образах.

Содержание бытия открывается непосредственно через образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не будут представлять собой истинного художественного произведения.Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились величайшая яркость и обрисованность объективно-эпического момента поэзии, ее идейного содержания, с исключительной силой и богатством ее лирико-музыкального элемента.

Первая черта лирических произведений Тютчева - всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. Это чувство носит объективный и реалистический характер. Поэт мог бы ощущать все явления предметного мира в себе, полагать, что природа откликается на его настроения. Тютчев же чувствовал себя в мире, для него все чувства и настроения - проявления космического бытия как такового.Целостная жизнь, физические явления воспринималась им как жизнь самой природы, самих вещей, космоса, как состояние и действие живой души. Природа есть для него сама по себе комплекс живых страстей,сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который послушен воли художника Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Даже там, где основная тема произведения - явления личной внутренней жизни, они представляются поэту проявлением жизни и чувств всего космоса.

Душевная жизнь ощущается им как область, входящая в порядок объективного бытия и подчиненная космосу, внешний свет природы становится внутренним светом разума и сознания.

У Тютчева душа бьется на пороге как бы двойного бытия, порыв радости представляется как проникновение стихии в душу человека как бы эфирною струею по жилам небо потекло, старческая любовь есть вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед грозой, а слезы - капли дождевые зачинающей грозы.

Это не просто образы, а восприятие их подлинно космической природы, то что было названо Франком космизацией души- перенесение в личную жизнь категорий космического порядка. Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для него есть символ великого и невыразимого целиком космического единого, некого иного - космоса в философском смысле этого слова.Поэзия Тютчева делает конкретные впечатления жизни в ее целом предметом восприятия, художественным центром, вокруг которого расположены частные поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная религиозная философия, проявляющаяся в общности и вечности ее тем - времена года, день и ночь, свет и тьма, любовь,море, душа все это у Тютчева предмет художественного описания в своей общей, стихийной природе.

Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается космическая сторона жизни.Это может достигаться как прямым указанием на присутствие высших сил здесь гроза - проявление демонических сил Одне зарницы огневые Воспламеняясь чередой, Как демоны глухонемые Ведут беседу меж собой. либо посредством эпитетов, зачастую пародоксальных - звучные волны ночи,гремящая тьма, поющие деревья и т.п которые у Тютчева представляют собой приемы классификации явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые, внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал космоса.

Осознание в творчестве всего как единого и признание в видимом духовного начала означает пантеизм.

Однако, само конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращению к всей его поэзии мы ясно видим как эта двойственность пронизывает все ее содержание.Наиболее яркий пример - стихотворение День и ночь День - сей блистательный покров - День - земнородных оживление, Души болящей исцеленье, Друг человека и богов.

Но меркнет день, настала ночь Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Собрав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена , С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами Вот отчего нам ночь страшна.День и ночь здесь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последнюю из которых, олицетворение бездны безымянной, названа Тютчевым хаосом О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой Из смертной рвется он груди И с беспредельным жаждет слиться.

О, бурь уснувших не буди Под ними хаос шевелится Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь, лето и зима. И, что самое главное, не только светлое начало но и хаос божественен, прекрасен и привлекателен.Это подтверждается и эпитетами - родимый хаос, святая ночь. Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не только в природе, но и в самой человеческой душе человек как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной И чудится давно минувшим сном Ему теперь все светлое, живое И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое.

Темная стихия страсти, угрюмый огонь желания таит очарование даже более сильное, чем светлая пламенно-чудесная игра, день - лишьотраден и чудесен, ночь - святая, воля к смерти Самоубийство и воля к жизни Любовь одинаково привлекательны для человека И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней, Ей продающего сердца.

В человеке - желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального эфирного мира Сумрак тихий,сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утеши. Дай вкусить уничтожения , С миром дремлющим смешай.Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом тоска, охватывающая при встрече с проявлениями хаоса - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достегается блаженство самоуничтожения.

Это тоска - причина трагедии человека.Человек - лишь греза природы. Отсюда, ощущение человеком себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни Душа моя, Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою В лирике Тютчева образно выражена мысль, что стихия хаоса, как бы неадекватная, соответствующая ограниченности человеческого существа, позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним. На этом новом уровне противопоставление хаоса и идеального начала космоса находит выражения не в образах дня и ночи, а в образах тишины, успокоения и зноя, мятежностии столкновение их - это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания.

Здесь подчеркивается черта, присущая самому космосу - сила возвышения над самим собой жизненность умирания, богатство бедности, сила бессилия, красота страдания. Хаос, таким образом олицетворение преодоления земного и смертного.

Обе разнородные силы как бы с обеих сторон сближаются между собой и выявляют присущую им высшую гармонию, недостижимую вне духовного преобразования, страдания и умирания.

Этот синтез достегается Тютчевым и в описаниях осени Есть в светлости осенних вечеров Умильная,таинственная прелесть. Ущерб, изнеможение, и на всем Та кроткая улыбка увядания Что в существе разумном мы зовем Возвышенной стыдливостью страдания.И в описании состояния старого человека - Одна улыбка умиления в измученной душе моей. И в описании вещей души человека, бьющейся на пороге двойного бытия Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть Итак, в лирике Тютчева, самой ночной души русской поэзии, открывается в неподвижной, завершенной форме, в чистой красоте божественное единство космоса, обнимающего собой двойственность хаоса и идеального начала, в борьбе между которыми протекает злая жизнь с ее мятежным жаром.

Список литературы. 1. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М.1957. 2.Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд.1971. 3.Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль.Кн.11. 1913. 4.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И.Тютчева.

В сб. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М. 19917 5.Дарский Д.С. Чудесный вымысел. Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб. 1914.

– Конец работы –

Используемые теги: Хаос, космос, лирике, Тютчева0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хаос и космос в лирике Тютчева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Хаос и космос в лирике Тютчева
Ведь если мы говорим о выражении в поэзии таких философских понятий как хаос и космос, то она становится сродни философии, но не может стать самой… Если этот материал пересекается с тематикой философских проблем, то уже можно… Содержание бытия открывается непосредственно через образы. Естественно, что без дарования поэта рифмованные строчки не…

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева
Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой вечности жизнь человеческая —.лишь… Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге… Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн» и в то же время «шагает по высям творенья».…

По статье Писарева "Лирика Тютчева"
Странное противоречие, не правда ли Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении Эту несоразмерность внешнего… Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте,… И. Аксаков Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду…

«...И поединок роковой...» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)
Таких строк у раннего Тютчева много.Но со временем все чаще у Тютчева встречается грешная запретная страсть как противопоставление светлой… Тютчевская философия любви как рокового, убийственного чувства сложилась,… Все это отразилось в стихотворениях той поры, вылилось болью и гневом против толпы. Но эта боль не могла затмить…

«Природа — сфинкс...» (Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)
Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании,… Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл.… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. …

Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Но мне кажется, что такая оценка ошибочна. В лирических произведениях А. С. Пушкина слова точно выражают мысль, вое ясно и четко. Из-за этого его… По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.…

Стиль лирики Тютчева и совершенство художественных образов
У каждого большого художника слова есть индивидуальные приёмы словесного отбора, свой синтаксис, своя философия.И так, как мы узнаём голос знакомого… В авторстве трудно ошибиться. "Что же нам помогает ощутить "знакомое"?… У лирики не только свой мир чувств, но и свой язык, то есть средства, которые передают от человека к человеку (от…

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева
Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И, тем не менее, честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850… Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» — проявление индивидуализма,…

По статье Писарева "Лирика Тютчева"
Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении? Эту несоразмерность внешнего… Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте,… История литературы также не должна забыть этого имени. Н. Некрасов. Тютчев может сказать себе, что он, по выражению…

По статье Писарева "Лирика Тютчева"
Странное противоречие, не правда ли Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении Эту несоразмерность внешнего… Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте,… И. Аксаков Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • По статье Писарева "Лирика Тютчева" Странное противоречие, не правда ли Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении Эту несоразмерность внешнего… Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте,… И. Аксаков Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных ценителей и любителей изящного наряду…
  • Отражение мира в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Ф. Тютчева. И не только поэтической, но и философской. Романтизм, как литературное… Ф. Тютчев - автор “Весенней природы” и “Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его…
  • Библейские мотивы в лирике Тютчева Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель. По отношению к Тютчеву мы… В его поэтических философских созерцаниях и раздумьях есть внутренняя связь, а… Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике Ф. И. Тютчева библейские мотивы.Для достижения…
  • Библейские мотивы в лирике Тютчева Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель. По отношению к Тютчеву мы… В его поэтических философских созерцаниях и раздумьях есть внутренняя связь, а… Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике Ф. И. Тютчева библейские мотивы.Для достижения…
  • Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева С поэзиейТютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика.Но главное у Тютчева - не изображение, а осмысление природы… Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся иобъектом и… Таковы стихотворения Бессонница , Видение , Последний катаклизм ,Как океан объемлет шар земной , О чем ты воешь, ветр…