рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина

Работа сделанна в 1998 году

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина - Реферат, раздел Литература, - 1998 год - Реферат По Литературе I Ученицы 9 Б Класса Ппк Отде...

Реферат по литературе I Ученицы 9 Б класса ППК отделения гимназии Научный руководитель Псков 1998 г. Из предложенных тем рефератов я выбрала именно эту. Может быть, потому что я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи.Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина.

Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности.Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершнного Петром, и продолжительности влияния этого дела- чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нм во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке е мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать е, применять к новым условиям, новой обстановке жизни в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки С. М. Соловьв, Чтения и рассказы по истории России. Москва, 1989 год, стр. 416 Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь привлекал многих поэтов 18-19 веков.

В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев потому что они служили государству, мир потому что он способствовал процветанию государства.

Птр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. И насколько Птр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы.Тема Петра сквозная тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности.

Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стесннным в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре Он с большой буквы, как принято было говорить лишь о богочеловеке.Впервые Пушкин коснулся темы Петра в Заметках по русской истории 18 века. Поэт видит в нм мудрого царя реформатора, защитника просвещения.

Ничтожные наследники северного исполина, изумлнные блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всм, что только не требовало нового вдохновения. Птр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон. Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры.В 1826 году он пишет о Петре I в Стансах.

Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например Петра Великого Ломоносова и Вельможу Державина.Идеалом их была просвещнная монархия, а идеальным героем Птр I К тебе я вопию, премудрость бесконечна, Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна И полон ревности спешит в восторге дух Петра Великого гласит вселенной вслух И показать, как он превыше человека Понс труды для нас неслыханны от века Птр Первый, Ломоносов Оставя, скипетр, трон, чертог, Быв странником, в пыли и в поте, Великий Птр, как некий бог, Блистал величеством в работе Почтен и в рубище герой Вельможа, Державин В Стансах проводится параллель между Николаем I и Петром такая параллель была лестной для любого русского монарха.

Пушкин убеждал Николая Во всм будь пращуру подобен. Птр I в Стансах просвещнный монарх Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не призирал страны родной Он знал е предназначенье.То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

Образ Петра вечного работника на троне - Пушкин продолжал развивать и в Арапе Петра Великого. Птр I раскрыт в романе уже с разных сторон Птр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Птр вечный деятель с покоряющей простотой и непринужднностью обхождения, Птр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской.Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана.

Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русским человеком. Как изображает Пушкин, Птр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости.Беседуя с Ибрагимом, Птр обнаруживает такое добродушие и веслость, что никто пишет Пушкин в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений в 6 ти томах. Том 4, стр. 16 Птр берт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь по русскому обыкновению отдохнуть.

Он искренне заботится об Ибрагиме Послушай, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб Надобно тебе пристроится, пока есть ещ время найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством. Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство вс это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера.

Пушкин дат глубокое освещение демократичности Петра. Птр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям.Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость.

Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили Арапа Петра Великого. В.Г.Белинский писал Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман В.Г.Белинский, Полное собрание сочинений. Том 12, стр. 213 Художественный опыт Арапа Петра Великого как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме Полтава. Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия.Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории.

Птр поставлен вне круга личных отношений, он свыше вдохновленный А.С.Пушкин, Полное собрание сочинений. Том 4, стр. 216 Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы.Он назвал е не Мазепа, не Птр Великий, а Полтава, указывая на великий народный подвиг, совершнный в этой битве, которая была одним из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого.

А.С.Пушкин, Полн. собр. соч т.4, стр. 386. Пушкин сумел придать Полтаве черты глубокой народности в содержании и в стиле. Птр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттеннное и как бы комментированное эпитетами Лик его ужасен. Движенья быстры.Он прекрасен, Он весь, как божия гроза И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдат должное и сильным противникам русских шведам.

Однако поэт дат почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Птр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Птр восхищается благородством Петра на пиру При кликах войска своего, В шатре свом он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих заздравный кубок подымает.Благородство Петра Пушкин подчркивает и в Моей родословной, указывая милость царя к арапу своему прадеду.

Это стихотворение было своеобразным ответом на пасквиль Булгарина, в котором было затронуто достоинство предков Пушкина.Возмущнный поэт писал тогда в незаконченной статье Опровержения на критики В одной газете сказано было, что прадед мой, крестник и воспитанник Петра Великого был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то вероятно дшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Пушкин ответил Булгарину стихами, притом очень круто, как сам выражался в Post scriptum e к Моей родословной Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулаль земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля.

Но в первой части указано на жестокость Петра Упрямства дух нам всем подгадил В родню свою неукротим, С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им. В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра шкипер славный, упрямства дух нам всем подгадил, был повешен им. Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии.

В 1833 г. написана поэма Медный всадник. В Полтаве Пушкин говорил о Петре Первом В гражданстве северной державы, В е воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника воплощнный в металле памятник Петру Великому, основателю военной столицы.Пушкин в Медном всаднике поднимает проблему взаимоотношений государства и личности.

Птр у Пушкина деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города на берегу пустынных волн Невы. В стилистике Медного Всадника отчтливо обозначены два разнородных начала торжественная ода и смиренная элегия.Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслу Пушкина.

Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта ногою тврдой стать при море. Он видел, как перед Петром, мощным властелином судьбы, смирялась побежднная стихия.Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга.

Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Птр, воплощнный в Медного всадника, видится как мощный властелин судьбы, а не игралище в е руках.Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о свом бессилии человека перед лицом рока. Восторженное настроение поэта омрачается думой о противоречиях существенности и скорбном уделе малых сил возникает новый образ Петра И, обращн к нему спиною В неколебимой тишине, Над возмущнною Невою Стоит с простртою рукою Кумир на бронзовом коне. Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки.

В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке.Птр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в свом безумии и высок в своей способности протестовать.

В. Г. Белинский говорил, что Медный всадник вместе с Полтавой образуют самую великую Петриаду, какую только в состоянии создать гений великого национального поэта В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений. Том 7, стр. 547 Мысли Петра историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершнной поэтом Истории Петра, написанной в последние годы его жизни.Действие переносится из Москвы в Голландию, где Птр с топором в руках работает на верфях и в Англию.

Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии таково огромное пространство действия, представленное нам в повествованиях Пушкина.С первых страниц История Петра перед нами в живом изображении является юный Птр. Пушкин показывает его после усмирения одного из стрелецких бунтов, противопоставляя Петра царствовавшему с ним вместе брату Иоанну В то время, как стрельцы стояли по обеим сторонам дороги, падая ниц перед государями Иоанн оказывал тупое равнодушие, но Птр быстро смотрел на все стороны, оказывая живое любопытство.

Изображая Петра, едва не ставшего жертвой нового заговора, когда он во время суда над заговорщиками занемог горячкою, Пушкин говорит Многочисленные друзья и родственники преступников хотели воспользоваться положением государя для испрошения им помилованияно Птр был непреклонен слабым, умирающим голосом отказал он просьбе и сказал Надеюсь более угодить Богу правосудием, нежели потворством.

Пушкин подчркивает противоречие между целями, осуществляемыми Петром, и средствами, которые он применял для их достижения. Когда народ встречался с царм читаем мы в Истории Петра то по древнему обычаю падал перед ним на колена. Птр Великий в Петербурге запретил коленопреклонение, так как улицы были грязные и болотистые, а народ, его не слушался, то Птр Великий запретил уже под жестоким наказанием.Пушкин рисует черты великодушия Петра и в то же время пишет в связи с делом первой, постриженной в монахини жены Петра, которая была высечена кнутом Птр хвастал своей жестокостью. Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами и препятствиями.

Против Петра вели борьбу за власть бояре и правительница Софья. Эта борьба закончилась избранием на царство Петра. Царь уделял большое внимание просвещению.Он отправил боярских и дворянских детей за границу для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Птр сам намерен был учиться в чужих краях всему, чего недоставало ещ государству, погружнному в глубокое невежество.

Возвращающихся из чужих крав молодых людей он сам экзаменовал. Птр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но, как показано в Истории Петра, и талантливым дипломатом в решении внешних политических вопросов.К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра, закончить не удалось.

Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, и великий труд остался незавершнным. Итак, в работе А. С. Пушкина над темой Петра очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности в единстве е противоречивых сторон.Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, в его бывшем окружении многого не достат, исчезает тот центр, вокруг которого вс собиралось, вс двигалось.

Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал ничтожными наследниками северного исполина. Пушкин в своих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834 года он пишет В нм немножко от Петра Великого много от прапорщика. Этим Пушкин подчркивает неповторимую личность царя-реформатора.Почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра 1. Птр величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь. 2. Птр был интересной, сложной личностью.

Это привлекательно для писателя. 3. Пушкин, зная историю своего предка арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра Стансы, Заметки по русской истории 18 века, Моя родословная, Медный всадник, Полтава, Арап Петра Великого, История Петра. Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Пера, многие современники создали свои замечательные произведения, например А. Толстой Птр Великий и т. д. Список литературы. 1. А. С. Пушкин.

Полное собрание сочинений в 16 томах. М Художественная литература 2. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1986 г. 3. Г. П. Макогоненко.Творчество А. С. Пушкина в 30 е годы. Л Художественная литература. 4. Б. В. Томашевский.

Пушкин. Работы разных лет. М Книга, 1990 г. 5. И. Фейнберг. Незавершнные работы Пушкина. Москва, Художественная литература, 1979 г. 6. С. М. Петров. Исторический роман Пушкина. М Издательство Академии Наук СССР 1953 г. 7. Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. М Просвещение, 1988 г.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, Петра, творчестве, Пушкина0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина
Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. « Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела,… В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство,… Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти…

Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина
Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности.Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершнного… В то время они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство,… Птр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти…

А.С. Пушкин. Образ Петербурга в его творчестве.
Для нас, наоборот, и в этом архитектурном облике города и в самих предметах сопоставления многое сменилось, сдвинулось или исказилось, и только… Актуальность Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый… Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны.

Пушкин: Биография; Народность сказок Пушкина; Всемирность Пушкина (критика)
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир -… Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе это такой колодец, из которого может…

Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"
Эти событияоставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясе ние.Петр рос очень подвижным, возбудимым, впе чатлительным его… До всего он должен дойтисам чтобы проводить ре формы, ему необходимы… Товарищами по этим играм становятся мальчишкииз простонародья, смышленые, пре данные и смелые ядро будущей гвардии.В…

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное… Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая… Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой…

Пушкин: Биография; Народность сказок Пушкина; Всемирность Пушкина (критика)
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир - целый мир -… Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе это такой колодец, из которого может…

Образ женщины в творчестве Г. Климта
Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность… Одна из ранних работ мастера Любовь1895. Черты девушки и ее возлюбленного… С одной - стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой - тревожность и…

Романтизм в творчестве Пушкина
III Заключение. Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу. а) Содержательный романтический мир страстей. б) «Солнце нашей поэзии… В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на… Положительный герой романтической литературы- это «человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически…

Образ "маленького человека" у Пушкина, Достоевского и Гоголя
По моему мнению, автор делает это длятого, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем авторначинает свой рассказ. Главным… Но в это размеренное течение егожизни врывается горе, его воз любленная гибнет… Пушкин очень ярко описал маленького человека , этот человек не только имел свое собственное мнение, нои попытался…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам