Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следуетразличать идейное содержание и художественную форму.А. Идейноесодержание включает 1 тематику произведения- выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии 2 проблематику -наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров,выделенные и усиленные им в художественном изображении 3 пафос произведения -идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность .Пафос- высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая вего творчестве.

Утверждение величия подвига отдельного героя или целогоколлектива является выражением героического пафоса, причем действиягероя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены косуществлению высоких гуманистических принципов.Предпосылкой героического вхудожественной литературе является героика действительности, борьба со стихиямиприроды, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей,борьба за мир.Когдаавтор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое инеустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу ипринципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос.Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы.

Драматическийпафос отличается отсутствием принципиального характера противостояниячеловека внеличностным враждебным обстоятельствам.

Трагический характер всегдаотмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различияхарактеров Катерины в Грозе и Ларисы в Бесприданнице Островского нагляднодемонстрируют разницу в указанных видах пафоса.Большоезначение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, спомощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоциональнопредвосхищаемому универсальному идеалу.К романтическому близок сентиментальныйпафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувствгероев и писателя.

Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало иреализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.Общейэстетической категорией отрицания негативных тенденций является категориякомического.Комическое - это форма жизни, претендующая назначительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтомувызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могутбыть осознаны сатирически или юмористически.

Гневное отрицаниесоциально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафосасатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сферечеловеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемоепротиворечие.Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своихпроявлениях улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка,гомерический хохот.Б.Художественная форма включает 1 Детали предметнойизобразительности портрет, поступки персонажей, их переживания и речь монологи и диалоги , бытовая обстановка, пейзаж, сюжет последовательность ивзаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени ипространстве 2 Композиционные детали порядок, способи мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения,отступления, вставные эпизоды, обрамление композиция образа -соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа 3 Стилистические детали изобразительно-выразительныедетали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфическиеособенности поэтической речи в целом.Схема анализалитературно-художественного произведения.1. Историясоздания.2. Тематика.3. Проблематика.4. Идейнаянаправленность произведения и его эмоциональный пафос.5. Жанровоесвоеобразие.6. Основныехудожественные образы в их системе и внутренних связях.7. Центральныеперсонажи.8. Сюжети особенности строения конфликта.9. Пейзаж,портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.10. Речевой строй произведения авторское описание, повествование,отступления, рассуждения .11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоникапроизведения.12. Место произведения в творчестве писателя.13. Место произведения в истории русской и мировой литературы. Общий план ответа на вопрос о значении творчестваписателя.А. Место писателя в развитии русской литературы.Б. Место писателя в развитии европейской мировой литературы.1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традициии новаторство писателя в области а идей б тематики, проблематики в творческого метода и стиля г жанра д речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.Примерный планхарактеристики художественного образа-персонажа.

Вступление.

Местоперсонажа в системе образов произведения.Главная часть.

Характеристикаперсонажа как определенного социального типа.1. Социальноеи материальное положение.2. Внешний облик.3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,склонностей и привычек а характер деятельности иосновных жизненных устремлений б влияние на окружающих основнаясфера, виды и типы воздействия .4. Областьчувств а тип отношения к окружающим б особенности внутреннихпереживаний.5. Авторскоеотношение к персонажу.6. Какие черты личности героя выявляются в произведении а с помощью портрета б в авторской характеристике в через характеристику другихдействующих лиц г с помощью предыстории илибиографии д через цепь поступков е в речевой характеристике ж через соседство с другимиперсонажами з через окружающую обстановку.Заключение.

Какаяобщественная проблема привела автора к созданию данного образа.План разбора лирическогостихотворения.

I. Датанаписания.II. Реально-биографическийи фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие.IV. Идейное содержание 1. Ведущая тема.2. Основная мысль.3. Эмоциональная окраскачувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.4. Внешнее впечатление ивнутренняя реакция на него.5. Преобладание общественныхили личных интонаций.V. Структура стихотворения 1. Сопоставление и развитиеосновных словесных образов а по сходству б по контрасту в по смежности г по ассоциации д по умозаключению.2. Основные изобразительныесредства иносказания, используемые автором метафора, метонимия, сравнение,аллегория, символ, гипербола, литота, ирония как троп , сарказм, перифраза.3. Речевые особенности вплане интонационно-синтаксических фигур эпитет, повтор, антитеза, инверсия,эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.4. Основные особенностиритмики а тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих б ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.5. Рифма мужская, женская,дактилическая, точная, неточная, богатая простая, составная и способырифмовки парная, перекрестная, кольцевая , игра рифм.6. Строфика двустишье,трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинскаястрофа .7. Эвфония благозвучье извукозапись аллитерация, ассонанс , другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах. 1. Автор. Даты жизни.

Общественная среда, в которой формировалось егомировоззрение.2. Точное заглавие произведения.

Даты создания и появления в печати.3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основныхсобытий.

Общественная среда, представители которой выводятся автором впроизведении дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы,интеллигенция, рабочие .4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение состороны экономических и общественно-политических интересов и стремленийсовременников .5. Краткий план содержания.