Сочинение по Пушкину: Чувства добрые я лирой пробуждал

Сочинениепо литературеУченика10 А классаЛебедянскойобщеобразовательной школы 1ШарыкинаАнтона 1.11.98г. ЧУВСТВАДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ Милосердие состоит не столько в вещественнойпомощи, сколько в духовнойподдержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего внеосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.Л.Н.Толстой Милосердие Если спросить кого-нибудь, что это такое в большинствеслучаев получишь такой ответ это великодушие, доброта к людям, готовностьпростить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то оченьплохое.

Термин милосердие несколько устаревший, непопулярный сегодня. Нечтосвойственное лишь прежним временам. Сестра милосердия , Брат милосердия -даже словарь дает их как устар Но изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейшихпроявлений нравственности милости к поверженным и пострадавшим. Вспомнимрусских писателей-гуманистов Тургенева, Толстого, Достоевского, Короленко идругих.Какое созвездие имен! Каждый сказал о милосердии свое и по-своему.

Милостьк униженным , оскорбленным, становится для русской литературы нравственнымтребованием, одной из высших обязанностей писателя. Живое чувство сострадания,вины, покаяния в творчестве писателей России росло и ширилось благодаряпушкинскому завету милости к падшим. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.Как бы ни трактовать последнюю строку стихотворения А.Пушкина Памятник ,в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.

Можно проследить, как впоэзии и прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. Все творчество Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства,милосердия. Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина Капитанскаядочка . Ее можно назвать повестью о милосердии.Центральная сюжетная линияповести - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - есть прежде всегоистория милосердия.

С милосердия начинается эта история, им и кончается.Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдатьПугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулупдорог. Подарок бессмыслен.Зачем ему твой заячий тулуп ? Он его пропьет,собака, в первом кабаке . Да не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские окаянные плечища! И Савельич прав тулуп трещит по швам, когда Пугачевнадевает его Однако пишет Пушкин Бродяга был чрезвычайно доволен моимподарком . Тут не в тулупе дело Тут впервые промелькнуло между офицеромГриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное В благодарности Гринева непросто благодарность.

Тут жалость, милосердие и уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человекухолодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы недолжны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что этокощунство.Все это почувствовал Пугачев.

Потому и такое теплое напутствиеГриневу Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Векне забуду ваших милостей! И завязались между героями отношения, где высший инизший едины , где нет ни господина, ни раба, где враги - братья. Чем можноответить на милость, на милосердие ? Чем его измерить Только милосердиемже.И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идетименно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнавГринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни.

Я помиловал тебя затвою добродетель , за то, что ты оказал мне услугу - говорит ПугачевГриневу. Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние стакан вина, заячий тулупи жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется война. Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гриневразглядел человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Все вповести полно милосердием.Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи ИвановныМироновой - не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а христианская любовь,жаления.

Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталосьникого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужаснойучасти бесчестия Марья Ивановна. Милосерден Гринев и к своему врагу к Швабрину . Когда Гринев вырывает спомощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточнооснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника.Однако вот как кончаетсяглава Сирота . Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбываютиз крепости.

Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящегоШвабрина. Лицо его изображало мрачную злобу.Я не хотел торжествовать надуниженным врагом и обратил глаза в другую сторону . Торжествовать над уничтоженнымврагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно.Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следуеттем более надеяться и человеку.

А устраивать пир победителей над поверженнымпротивником - хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опятьмилосердие целомудренной души. Наконец на суде Швабрин оказывается главным - и, собственно,единственным - обвинителем Гринева. Швабрин возводит на Гринева сознательную ичудовищную клевету, грозящую последнему самым худшим. Интересна реакцияГринева. Генерал велел нас вывести. Мывышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова.Онусмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорилсвои шаги . Где-то слова уже бессильны И не только слова, но и любые жесты,грозящие ли, осуждающие ли. Так глубоко может отравить зло человеческую душу И так важно здесь противопоставить болезни зла спокойный, трезвый взгляд.

Иможет быть Бог знает этот спокойный человеческий взгляд сможет послужитьопорой мятущейся, одержимой, потерявшей себя преступной душе, поможетостановиться и не упасть в последнюю геенскую бездну отчаяния Конец повести счастливый, но не слащавая подачка читателю романтическойповести , а логическое следствие целостной мировоззренческой позиции автора,утверждающий, что мир, лежащий во зле , стоит на добре.

Господствующим принципом отношений Пушкин считал гуманность. Гармониямежду человеком и природой, внутри общества, в самом человеке покоится на егодобрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию.Искомую им гармонию, благородную простоту, нравственный артистизм имеетсама его личность, запечатленная в лирических стихотворениях, в прозе.

В заветной лире , по слову самого поэта, отлилась его душа . В ней, как сказалГоголь, чувствуется прообраз прекрасного человека, который явится на Руси,может быть через двести лет.