Болдинская осень

Болдинская осень.Но я не хочу, о други, умирать Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья А. Пушкин Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. ВПетербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ отБенкендорфа, коему Николай давно уже поручил специальный надзор за поэтом, Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя быв Китай, Был получен отказ.Заметно охладевали к поэту его светские знакомые.

Ивот Пушкин получает согласие на повторное свое предложение Гончаровой.По случаю помолвки с Натальей Гончаровой Пушкинходатайствовал у царя разрешение на печатание своего Бориса Годунова . Правительство одобрило намерение Пушкина сделатьсясемьянином. Бориса Годунова разрешили напечатать, однако под личнуюответственность автора.Отец поэта определил во владение сыну деревнюКистеневку, поблизости от Болдина. Пушкину пришлось выехать для устройствасвоих дел в Болдино.После того как поэт вступил во владение деревней он могуехать в Москву, к любимой невесте, но его задержала холера.

Он застревает вБолдине и проводит там ту самую осень, которая, как горный кряж с целым рядомотдельных вершин, возвышается в его творчестве.Пушкин не знал, что делать, думая о Москве и оневозможности свидеться с невестой, но он отлично знал, что вообще надо делать,и фактически трудился каждый день не покладая рук, трудился с такимнапряжением, как, может быть, никогда.Если мы сделаем простой список того, что и когда былоим написано, то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будеткрасноречивее всяких объяснений.Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября, а 9-го ужезакончил Гробовщика , 14-го Станционного смотрителя , 20-го Барышню-крестьянку , 25-го - девятую главу Евгений Онегин между 5 и 10-мнаписан Домик в Коломне , между 12 и 14-м - Выстрел , 20-го окончена Метель , 23-го - Скупой рыцарь , 26 - го - Моцарт и Сальери , и в октябре жеокончено Путешествие Онегина , 4 ноября окончен Каменный гость , и в ноябреже написан Пир во время чумы . За эти болдинские месяцы был создан поэтом рядисключительно сильных лирических стихотворений.Тематика всех этих вещей чрезвычайно разнообразна, нонетрудно заметить, что когда человек начинает темой гробовщика и кончает темойчумы, то он недал к от мысли о смерти об этом свидетельствует и некоторые изстихотворений, написанные тогда же . Это становится понятным, если вспомнить,что жестокая холера охватила страну.Однако присущее поэту мужество и здесь не изменяетему не темы владеют поэтом, а поэт владеет темами.

В Гробовщике все ужасыоказываются простой фантазией подвыпившего героя рассказа, а в Пире во времячумы дана такая сила упоения жизнью, что она заставляет преодолеть даже самоесознание близости смерти Вс , вс , что гибелью грозит,Для сердца смертного таитНеизъяснимы наслажденья -Бессмертны, может быть залог!И счастлив тот, кто средь волненьяИх обретать и ведать мог.Чтобы подобное ощущение не было результатом простогонервного подъема, явствует хотя бы из того, что оно было знакомо и совсем юномуПушкину.

Так, в лицейском Послании к Юдину 1815 встречаем строки,заключающие ту самую мысль, слитую в одно целое с чувством, которую мы толькочто привели из гимна чуме. Вот эти юношеские строки Питомец муз и вдохновенья,Стремясь фантазии вослед,Находит в сердце наслажденьяИ на пути грозящих бед. О чем же они говорят? Все о том же не только обутверждении борьбы с грозящими бедами , но и о том высоком наслаждении жизнью,которое дает эта борьба.

Беляев Дмитрий.