Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Начало нашего века прошло вихрем, яркой вспышкой, огненным всплеском революции, войны, новые открытия. Литература тоже кипела и пенилась новыми именами, новыми формами. За 20 лет на страницах сменилось множество назва-ний течений и стилей. Появились стихи и Марины Цветаевой, с бунтарской ду-шой, глубоко индивидуальной. Она не приняла революции.Цветаева так опреде-лила поэта Равенство дара душе и глагола вот поэт . В ней самой счастливо со-четались эти два качества дар души о себе она сказала душа родилась крыла-той и дар слова.

Краткость, лаконичность дают ей возможность передать и выра-зить общечеловеческие мысли и чувства, раскрыть сво Я. М арина Ивановна Цветаева 1892-1941 - драматург и прозаик, одна из самых известных русских поэтесс, трагическая полная взлетов и падений судьба которой не перестает волновать сознание читателей и исследователей ее творчества. 26 сентября 8 октября 1892 в Москве, в семье Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина, а спустя два года - Анастасия.

По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции.Мать, высокоодаренная, грустная и романтическая, с измученной душой , умерла от чахотки, когда Марине и Анастасии было четырнадцать и двенадцать лет. Отец ученый и обществен-ный деятель, профессор Московс-кого университета, основатель му-зея изящных искусств им. Алек-сандра II в Москве теперь это музей изобразительных искусств им. Пушкина.

Погруженный в работу, он любил детей, но не за-мечал, что они взрослеют. Поэтому Марина росла вне реальности в мире культу-ры, книг, музыки, мечтаний. Одиночество, в котором она оказалась, усугубило трагический склад на-туры. Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый.Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту . Жизнью Марины Цветаевой с детства и до конца жизни правило воображе-ние. Воображение, которое пробудили книги и их герои, вымышленные и реаль-ные. Прекрасное знание с детства французского и немецкого расширяло границы проникновения в неведомые эпохи и характеры.

К восемнадцати годам Марина прочитала огромное количество книг Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой немецкие и французские романти-ки Гюго, Гте, Ламартин, Ницце, Жан-Поль Рихтер Стихи Цветаева начала писать с шести лет не только по-русски, но и по-французски, по-немецки, печататься - с шестнадцати.

Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою работу . Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, сделать это сама . Только в данном случае это было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей.

Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. С 1902 года, когда М. А. Мейн заболела неизлечимой чахоткой, семья вынуждена была жить заграницей в Италии, Швейцарии, Германии.В 1905 году семья Марины Цветаевой приехала в Крым. Летом 1906 года Мария Александровна скончалась в Тарусе.

Марина Цветаева переменила несколько гимназий, не задержавшись ни в одной. Писала стихи, собирала книгу. В 1905 году в Ялте Марина вторично первый раз в 1902 году, в Италии переболела революцией первой русской революцией, которая воплотилась для не в новых знакомствах, в непривычных и романтически звучащих словах арест , обыск , манифестация и прочее.Здесь она создала несколько риторических стихотворений о юном поколении . Марину мучило одиночество, она пишет о том что жизнь однообразна, что хочется уйти из не и единствен- ное, что удерживает, ради чего стоит жить, это революция.

Это было все то же воображение, которое никогда не позволяло Цветаевой подчиняться реальности В декабре 1909 года она отказала человеку, сделавшему ей предложение Владимиру Оттоновичу Нилендеру, который был старше е на девять лет, поэту, близкому к московскому кружку символистов.В чувствах к Нилендеру юная Марина, по-видимому, не разобралась, а отказав ему, начала страдать.

Свои переживания она облекла в лирическое стихотворение о несостоявшейся любви двоих, о невозвратности минувшего и о верности любящей Ты все мне поведал - так рано Я все разглядела - так поздно В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос Темнеет Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи Люблю тебя призрачно-давний, Тебя одного - и на век На прощанье , 4 9 января 1910г. В стихах появляется лирическая героиня тоскующая молодая девушка, которая мечтает о любви.

В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой Вечерний альбом , получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью Волшебство в стихах Брюсова . Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты.Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию повседневность , непосредственные черты жизни , предостерегая ее, впрочем, опасности впасть в домашность и разменять свои темы на ненужные, хотя бы и изящные безделушки . Она жадно любили жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто - непомерные.

В стихотворении Молитва скрытое обещание жить и творить Я жажду всех дорог . Они появятся во множестве - разнообразные дороги цветаевского творчества.В стихах Вечернего альбома рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала недетская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудреную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки.

В Вечернем альбоме Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии конфликта между землей и небом , между страстью и идеальной любовью, между стоминутным и вечным. 5 мая 1911 года Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель.

С этого дня жизнь е обрела смысл. Встреча с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из Гельсингфорсского пансиона. Любовь с первого же дня и на всю жизнь. Чувства, связавшие двух юных людей, сильны и прочны. Здесь и нежность и дружба, и единомыслие. В привязанности Цветаевой что-то материнское, опекающее.В начале июля Марина Цветаева и Сергей Эфрон уезжают из Коктебеля Сергею нужно лечиться кумысом. 27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой Волшебный фонарь . 29 февраля это же года новобрачные уехали в свадебное путешествие Италия, Франция, Германия. Пятого сентября у М. Цветаевой родилась дочь. Я назвала е Ариадной, вопреки Сереже, который любит русские именадрузьям, которые находят, что это салонно , говорила Цветаева.Девочка царица бала Или схимница, Бог весть Сколько времени Светало.

Кто-то мне ответил - Шесть. Чтобы тихая в печали, Чтобы нежная росла, Девочку мою встречали Ранние колокола. В феврале 1913 года в печати выходит третий сборник М. Цветаевой Из двух книг и в то же время Марина Цветаева работает над новой книгой Юношеские стихи 1912 1915 гг которая не была издана.Юношеская лирика Цветаевой дневник е души. В стихах она запечатлевает всех, кого любит, кем захвачена е лирическая героиня тождественна с ней. В это время Цветаева великолепная и победоносная - жила уже очень напряженной душевной жизнью.

Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи - все это было поверхностью, под которой уже зашевелился хаос настоящей, не детской поэзии.К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту уже в 1914г. она записывает в своем дневнике В своих стихах я уверена непоколебимо , но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.

Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов. Апрель август 1913 года Марина Цветаева с семьей живут в коктебельс-ком доме М. Волошина, но 30 августа в Москве скончался И. В. Цветаев. Период с сентября по декабрь семья Цветаевой живет в Крыму Ялта, Феодосия, где выступает на литературных вечерах.Осенью Цветаева нашла наконец волшебный дом в Борисоглебском переулке.

Переезд и хлопоты, с ним связанные, естественно, отвлекали Цветаеву от творчества. К стихам она вернулась во второй половине 1914 года, вдохновленная новой встречей с поэтессой Софьей Яковлевной Парнок.В цветаевских стихах она непостижима и таинственна, это грустная трагическая леди , которую никто не спас , она язвительна и жгуча , нест в себе вдохновенные соблазны и темный рок . Роман Парнок и Цветаевой был очень коротким, но насыщенным по силе и известным всей литературной Москве. 11 февраля 1915 года Цветаевой было написано первое стихотворение, обращенное к Анне Ахматовой Узкий, нерусский стан Над фолиантами.

Шаль из турецких стран Пала, как мантия. Вас передашь одной Ломаной четкой линией. Холод в веселье, зной В вашем унынии. В утренний сонный час, Кажется, четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова.Так в поэтическом воображении Марины Цветаевой родился образ Анны Ахматовой и существовал долгие годы, вплоть до их знакомства в 1941, когда Цветаева почувствовала главное их с Ахматовой противоположность.

Именно природа у них была разная. В марте этого года Сергей Эфрон начинает ездить на фронт с санитарным поездом, весну и лето Марина проводит с С.Парнок в Коктебеле и Малороссии, где происходит встреча с Осипом Мандельштамом, что оказало определенное влияние на творчество Марины Цветаевой.В августе 1915 Цветаева возвращается в Москву, но в декабре снова уезжает с С.Парнок в Петроград, где и встречает Новый год. Здесь происходит встреча на вечере с Михаилом Кузминым и уже вторая встреча с О. Мандельштамом, сделавшая обоих небезразличными друг к другу. После поездки в Петроград укрепится связь Цветаевой с Северными записками она будет печататься почти в каждом номере журнала за 1916 год. Двадцатого Марина Цветаева снова в Москве и выступает на вечере поэтесс в Политехническом музее.

Отзывы очень одобрительные Е интеллектуализм женственен, тонок и самобытен.Она не раба книги и модных течений, не задавлена кружковыми темами и вопросами, не тянется на буксире очередных вопросов и тем Е будущее чрезвычайно интересно . В Москве, судя по стихам тех дней, ощущает себя какой-то иной, обновленной.

Летом 1916 года была предпринята поездка М. Цветаевой в г. Александров Владимирской губернии, где был написан цикл стихов к А. Ахматовой.Во второй половине года М. Цветаева пишет много романтических стихотворений многие стихи 1916 года составят впоследствии книгу Версты 1 . В январе марте 1917 года было написано несколько лирических стихотворений, в том числе на Февральскую революцию Пал без славы Орел двуглавый.

Царь Вы были неправы . В первые дни 1917 года в тетради Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини. В наиболее удавшихся стихах, написанных в середине января - начале февраля, воспевается радость земного бытия и любви Мировое началось во мне кочевье Это бродят по ночной земле - деревья, Это бродят золотым вином - грозди, Это странствуют из дома в дом - звезды, Это реки начинают путь - вспять И мне хочется к тебе на грудь - спать. 13 апреля 1917 года у Цветаевой родилась дочь Ирина которую она сначала хотела назвать Анной в честь Ахматовой, и сентябрь октябрь М. Цветаева живет в Феодосии.

После Октябрьского переворота, воспринятого поэтессой как непоправимая катастрофа, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа, появляются ее трагические стихи о конце, гибели, муках.

Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. С нею произошло по истине роковое происшествие. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого одушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.Марина Цветаева все больше и больше становится поэтом осмысленного чувства или, что то же, проникнутого страстью смысла.

Созвучие смыслов Стихи созвучие смыслов , скажет она к этому высшему достижению она придет в зрелой лирике 20-х годов. К лучшим стихам семнадцатого года относятся такие, в которых лирическая героиня выявляет свою драматическую суть, как, например, в стихотворении из цикла Князь тьмы Да будет день и тусклый день туманный Как саван пал над мертвою водой.Взглянув на мир с полуулыбкой странной Да будет ночь тогда сказал другой.

И, отвернув задумчивые очи, Он продолжал заоблачный свой путь. Тебя пою, родоначальник ночи, Моим ночам и мне сказавший будь. Ночь и день, тьма и свет, лучи, лунный и солнечный предпочтение первых вторым Тема, пришедшая ещ из детских стихов Связь через сны , Оба луча , приобретает философский оттенок.В январе 1918 года Сергей Эфрон тайно появился на несколько дней в Москве, а затем уехал в Ростов, где формировалась Добровольческая армия, 18 ян-варя М. Цветаева видела его в последний раз перед более чем четырехлетней раз-лукой.

Весной и летом ею было написано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу Лебединый Стан при жизни М. Цветаевой издана не была. В январе феврале 1919 Марина завершила пьесу Приключение и написала пьесу Фортуна . В период с апрель по октябрь недолгая служба М. Цветаевой в должности регистратора статистическо-справочного отдела по учету русских военнопленных.

Между работой она написала две пьесы июнь июль пьеса Каменный ангел и июль август пьеса Феникс . В то время в стране царил голод, холод и разруха. Свой пещерный разоренный, нищий быт поздней осенью 1919 года она описывает так Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате.Муки нет, хлеба нет, под письменным столов 12 фунтов картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями весь запасЖиву даровыми обедами детскими . Не имея возможности прокормить обеих девочек, младшую Ирину она отдала в приют, где девочка умерла от голода. 27 ноября 1919 М. Цветаева по чьему-то совету отправила Алю и Ирину в Кунцевский приют, где детей не кормили, а обворовывали.

В январе 1920 тяжелобольную Алю М. Цветаева забрала из приюта и поселилась у знакомых, а 15 февраля в приюте умерла Ирина. Старшую у тьмы выхватывая, Младшую не уберегла В стихах появляются ноты безысходности О души бессмертный дар Слезный след жемчужный Бедный, бедный мой товар, Никому не нужный и совсем беспросветно Я не хочу ни есть, ни пить, ни жить. А так руки скрестить, тихонько плыть Глазами по пустому небосклону В апреле 1920 М. Цветаева пишет большой лирический цикл. 9 мая того же года М. Цветаева впервые увидела А. Блока на его выступлении в Политехническом, но подойти познакомиться не решилась. 27 мая она присутствовала во Дворце Искусств на юбилейном вечере К. Бальмонта.

С 14 июля по 17 сентября ей была написана поэма-сказка Царь-девица , после чего 11 декабря М. Цветаева выступала в Политехническом музее на вечере поэтесс. 7 августа 1921года умер Александр Блок, на что М. Цветаева откликнулась несколькими стихотворениями.

А 25 августа был расстрелян Николай Гумилев, в связи с чем М. Цветаева пишет большое письмо Анне Ахматовой.Осенью 1921 года она пишет стихи и собирается ехать к мужу. В конце ноября М. Цветаева завершает стихотворный реквием А. Блоку. И в 1921 году, после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве Костры вышла небольшая книжка М. Цветаевой Версты всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 г. по декабрь 1920г. В январе-мае 1922 М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму Переулочки прощание с Москвой.

А 3 10 мая. М. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу и 11 мая отъезжает. В литературном мире она по-прежнему держалась особняком.За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.

Поначалу белая эми-грация приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего, для Цветаевой наступило жесто-кое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных фракций и партий , сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе.Постепенно ее связи с белой эми-грацией рвутся.

Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведе-ния годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора. Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не придавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое.В ее стихах зазвучали совсем иные ноты Берегитесь могил Голодней блудниц Мертвый был и сенил Берегитесь гробниц От вчерашних правд В доме смрад и хлам. Даже самый прах Подари ветрам Она была одинока.

Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадо-ваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала, не покладая рук. Вот что замечательно не поняв и не приняв револю-ции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов.Самое ценное, самое несомненное в зре-лом творчестве Цветаевой е неугасимая ненависть к бархатной сытости и всякой пошлости.

В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине.Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови писала она Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот теряет ее лишь вместе с жизнью . Родина видится Цветаевой Россией масс , страной без нас , которая нас не позовет . Для не новое название СССР никак не вяжется с Русью, Россией Русь прадедам, Россия нам Вам просветителям пещер Призывное СССР. В стихотворении Родина 1932 воспевает красоту России и выражает свою любовь к ней. С течением времени понятие Родина для нее наполняется новым содержанием.

Поэт начинает понимать размах русской революции лавина из лавин , она начинает чутко прислушиваться к новому звучанию воздуха . Тоска по России, сказывается в таких лирических стихотворениях, как Рассвет на рельсах , Лучина , Русской ржи от меня поклон , О, неподатли-вый язык , сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает, о Советском Союзе, о его жизни, культуре и поэзии. 1 февраля 1925 у Цветаевой родился сын Георгий.

С 1922 по 1928 гг. в печати появляются Версты 1916 года и сборник Версты , Царь-девица , Ариадна , трагедия Тезей , книги стихов Разлука , Стихи к Блоку , Ремесло и Психея , в которые входит далеко не все написан-ное. В Праге в 1924 году издана поэма Молодец , в Париже в 1928 году книга стихов После России Время шло. В марте 1937 года дочь Цветаевой Ариадна, исполненная радостных надежд, уехала в Москву.

Все лето Цветаева напряженно работала писала очерк Пушкин и Пугачев и Повесть о Сонечке . А осенью судьба всей семьи круто повернулась. Сергею Эфрону, продолжавшему свою деятельность в Союзе возвращения в СССР, пришлось, в связи с участием в одном политическом детективе, спешно и тайно уехать в Москву.Нападение гитлеровцев на Чехословакию в 1937 году вызвало в е сердце гнев и негодование, и хлынула лавины антифашистских Стихов к Чехии . Верила Россия Чехию сожрать не даст и с горячей любовью воспевала не отдельного человека и любовь к нему, а героический страдающий народ и прекрасную страну, в которой некогда нашла приют.

Летом 1939 подготовка к отъезду. 12 июня 1939 года Марина Цветаева уехала в СССР. В Москву Цветаева с сыном Муром приехала 18 июня. Е семья наконец воссоединилась все вместе жили в подмосковном поселке Болшево.

Но это последнее счастье длилось недолго в августе арестовали дочь, в октябре мужа. Она с сыном скиталась по чужим углам снимала комнату в Голицыне, перемени-ла три жилья в Москве. Ездила с передачами Але и Сергею Яковлевичу тряслась над хрупким здоровьем Мура вызволяла прибывший из Франции багаж, который задерживали целый год. И занималась переводами с французского, немецкого, грузинского, английского, болгарского, польского и других языков.Она совершала истинно подвижнический труд, работая с тем же самоотречением, как если бы это были е оригинальные стихи.

Тайный жар не угасал в ней. Свидетельство тому - несколько прекрасных лирических стихотворений, затерянных в переводческих тетрадях.Деньги Да плевать мне на них. Я их чувствую только тогда, когда их нет . Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник цветаевских стихов Марина Цветаева, старательно и волнуясь, составляла его Сборник был отвергнут К. Зелинским Человек, в лицо ей хваливший е стихи, объявил их формалистическими . Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсия Лорки. Работа была прервана события привели поэта в состояние паники, безумного страха за сына, полной безысходности.

Тогда-то, вероятно, и начала слабеть е воля к жизни Восьмого августа Марина Цветаева с Муром уехала пароходом из Москвы в эвакуацию восемнадцатого прибыла вм6есте с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работые не принимали даже судомойкой А 31-го, в воскресенье, когда все ушли из дому, повесилась Оставила три записки Асеевым в Чистополь, чтоб взяли к себе Мура, людям, которых просила помочь ему уехать, и сыну Мурлыга Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно.

Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але если увидишь что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик . У последней черты чувства Цветаевой достигли своего абсолюта.Тоска полнейшего одиночества и заброшенности, ощущение собственной ненужности роковое убеждение, что она ничего не умеет паралич воли страх за сына, которого она невольно втягивала в лабиринт отчаяния и безнадежности.

Через три года Муру суждено будет погибнуть на войне. Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на Елабужском кладбище. Моги-ла не найдена ЛИТЕРАТУРА Анна Саакянц Марина Цветаева жизнь и творчество Москва, Эллис Лак , 1999г.