"История одного города" - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития

История одного города сатира на прошлое России илипредостережение о будущих опасностях общественного развития я совсем не историю предаю осмеянию, а известныйпорядок вещей.Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из первыхмест в мировой литературе.История одного города - странная и замечательнаякнига , в которой писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы сбольшей силой и гневом обличить современный ему государственный строй,рождающий Угрюм-Бурчеевых, Брудастых, Прыщей, Грустиловых,Перехват Залихватских.

Это сатира, бичующая народную пассивность идолготерпение, призывающая к активному действию.Произведение Салтыкова Щедринанаполнено подлинными фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровеньграндиозного обобщения.В Истории одного города можно разглядеть две силы,действующие одновременно власть и терпеливо выносящий свою борьбу городГлупов. В романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретномгороде, со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что всегерои и происходящее города напоминают нам историю страны.

Опись градоначальникам представляет собой краткиебиографические справки с описанием подвигов двадцати двух правителей городаГлупова. Перехват Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О семумолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки . ВРоссии к тысяча восемьсот семидесятому году сменилось как раз такое же числоцарей.И поэтому я считаю, что История одного города задумана и исполнена каккарикатура на историю России вплоть до начала Х1Х века, как пародия на трудырусских историков. Это естественное первое мое впечатление, восприятие. ДажеТургенев, высоко оценивший произведение, писал Это в сущности сатирическаяистория русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнегостолетия . Мрачные идиоты и прохвосты , правившие городомГлуповым правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России.

Именнопоэтому картина, созданная Салтыковым Щедриным, отображала не только русскуюдействительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских государствФранции, Германии.

История одного города создана писателем, горячолюбящим народ, страстно ненавидящим угнетение и произвол.Суровыми, горькими, полными осуждения словами, порицалЩедрин благодушие, смирение и пассивность народа, выносящего на своих плечахБородавкиных, Угрюм-Бурчеевых и им подобных.Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу.Сатира Щедрина и ставила своей целью приближение того дня, когда народ положитконец существованию царских властей, она не только не убивала веры и ввозможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту. ежели мое делосправедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, - мне и там с правдой будет хорошо! Писатель знал, что только борьбой может быть завоеванасвободная и счастливая жизнь.

Из города Глупова в Умнов дорога лежит черезманную кашу утверждал сатирик.Салтыков Щедрин - великий мастер художественногопреувеличения, заострения образов, фантастики и, в частности, сатирическогогротеска, показывающего, явления реальной жизни в причудливой, невероятнойформе, что позволяет ярче раскрыть их сущность.

Брудастый Органчик тут же, насамой границе, пересек уйму ямщиков . И остался бы он на многие годыпастырем , если бы однажды утром в его кабинете не увидели необычное зрелище градоначальниково тело сидело за письменным столом, а перед ним лежала совершенно пустая градоначальникова голова .Еще более жестоким представителем глуповских властейбыл Угрюм Бурчеев самая зловещая фигура во всей галерее градоначальников.Народная молва присвоила ему звание сатаны . Начертавши прямую линию, онзамыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с такимнепременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, нинаправо, ни налево . Приказ Угрюм Бурчеева о назначении шпионов по всемпоселенным единицам был каплей, переполнившей чашу . Произошел разрыв долгосдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма.Но действительно ли повесть Щедрина - только пародияна Россию второй половины восемнадцатого начала девятнадцатого века,карикатура на реальные государственные события? С одной стороны, кажется, что думать так есть основания, так как автор впроизведении упоминает и Сперанского, и Карамзина, и других лиц той эпохи.

Ктому же сквозь них можно просмотреть их же прототипы в образе Угрюм Бурчеева,Грустилова, Негодяева, Перехват Залихватского.

И поэтому я думаю, чтоСалтыков Щедрин, создавая Историю одного города , опирался на русскуюдействительность, события.

Но все же сатира писателя состоит не только восмеянии прошлого России, но и в предостережении о будущих опасностяхобщественного развития, в важнейших проблемах современности. Он сам так об этоми говорил Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее.И еще я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей . Сэтой точки зрения, фантастика, гротеск, ограниченность пространства все этосредства художественного обобщения, создающего картины варианты государственногоустройства.Повторяя историю, Щедрин показывает, что егопроизведение в момент своего появления, в последующие времена зазвучат в высшейстепени актуально.

Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и внастоящее и в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикойписателя. Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти.Сатира настолькоглубока и остроумна, что сейчас, я думаю, воспринимается чем - то злободневным.Салтыков Щедрин использует и все средства и способы обличения, чтобы вызватьчувство отвращения к деятелям самодержавия, что достается уже в Описиградоначальникам . За этой краткой главой следует развернутая сатирическаякартина деятельности наиболее отличившихся правителей города Глупова.

Ихсвирепость, бездушие и тупоумие заклеймены сатириком в образах Прыща,Негодяева, Брудастого.Наряду с этим нетрудно было бы проследить, как вразных произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мереприбегал к гиперболе.

Она служит к наиболее яркому раскрытию самых реакционныхсторон политики самодержавия, и выражению вызываемых ими негодования и насмешкисатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой, служит средством эзоповскогоязыка.Фантастика Салтыкова Щедрина фантастика, которая неуводит от действительности, а только служит средством идейно художественногопознания и сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной жизни.

История одного города является популярнымпроизведением и в сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбутам, где существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России,предостерегая ее от ошибок в будущем.