"Наполеон" Раскольникова и Болконского

Модина Виктория 10а НАПОЛЕОН РАСКОЛЬНИКОВА И НАПОЛЕОН АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В отличие от плеяды выдающихсязападноевропейских поэтов-романтиков, в восприятии которых образ Наполеона былеще окружен героическим или высоким трагическим ореолом Толстой и Достоевский показали, что сама идея наполеонизма глубоко бесчеловечна, эгоистична,буржуазна и антидемократична по своей сущности Наполеона можно по правуназвать культовой фигурой IXX века,которая выражает суть эпохи потрясений.Тема сильной личности , живущей толькожаждой абсолютной власти над дрожащей тварью была весьма актуальна в условияхбурно развивающегося капитализма в России, и поэтому она приковала вниманиемногих писателей того времени.

Пушкин и Лермонтов во многих своих произведенияхобращались к личности Бонапарта.Он владел умами и душами многих литературныхгероев, например, Евгения Онегина, у которого в кабинете стоял столбик скуклою чугунною под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом молодого француза Жюльена Сореля из Красного и черного Стендаля.

Люди, жившиена самом деле и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном,подражали ему, мечтали о подвигах подобных тем, какие он совершил.В середине IXX века два гениальных русских писателя Ф.М. Достоевскийи Л.Н. Толстой обратились к этой теме. С одних и тех же высоких,гуманистических позиций они выступали с критикой индивидуализма,античеловеченой морали сверхчеловека , отрицающего за другими право поступатьсвободно, подчиняющего их своей деспотической власти.Герои романов Преступление и наказание и Война и мир разночинец Родион Раскольников икнязь Андрей Болконский родные братья по своему нравственно-психологическомуоблику. В первую очередь их роднит сознание своего превосходства, что явилосьблагоприятной психологической почвой для развития их индивидуалистических черт,притязаний на власть.

Вот почему, Наполеон, как идеал сильной личности, оченьувлекал их.Студент Раскольниковвыстроил свою жестокую философию, Которая заключалась в следующем все людиподразделяются на две категории твари дрожащие , безропотно принимающиепорядок вещей, и творцы истории , сильные мира сего , люди нарушающиеморальные нормы и общественный порядок, гении, которым все дозволено , аразвитие общества совершается за счет попрания первых последними.

Идеалом сверхчеловека у Раскольникова является Наполеон.Для героя Достоевского этоличность, действующая по правилу все дозволено , человек, могущий пожертвоватьвсем ради достижения собственной выгоды.

Это гений, который уверен, что имеетправо распоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей нагибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тенижалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова.Молодой человек завидуетспособности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию,спокойствию, хладнокровию.На первый взгляд кажется,что Андрей Болконский думает совершенно о другом Наполеоне. Впервые опристрастии князя к этой исторической личности мы узнаем в салоне Анны ПавловныШерер Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту,в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но но есть другие поступки,которые трудно оправдать . Князь восхищается блестящей карьерой Бонапарта,проделавшего путь от поручика до императора и старается закрыть глаза на егожестокость.

Он видит в нем бесстрашного, честолюбивого героя, который взялТулон, предложив свой план, доблестно захватил Аркольский мост, бросившись в гущу сражения со знаменем вруках, мужественно пожимал руки больным чумой солдатам в госпитале.

Андрейверит в силу единичной воли, в способность сильной личности по собственномуусмотрению вершить судьбу народов.Как имногие другие юноши той эпохи, он мечтает о своем часе, когда он сможетпоказать на что способен Но где же? Как же выразится мой Тулон? Князь Андрей Болконский иРодион Раскольников близки друг другу и потому, что их мечты о наполеоновскойвласти над людьми не были выражением только их индивидуалистическогосамоутверждения.

Эту власть они предполагали использовать во имя общего блага.Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразованиемира к лучшему.В отличие от него князь Андрей говорит Хочу славы, хочу бытьизвестным людям, хочу быть любимым ими Я не виноват, что я хочу этого, дляодного этого я живу Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую .Болконский завидует Наполеону, ведь тот добился самой главной из побед победынад своими поданными его обожают люди.Но, если стремясь статьНаполеоном Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечьсестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызениясовести, то для князя Андрей жизнь близких людей не более священна, чем жизнь миллионов людей И как ни дороги, не милы мне многие люди отец, сестра,жена самые дорогие мне люди, но как нистранно и не естественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы,торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не будузнать . И он действительно преступил бы через эту святыню за минуту славы.

Этосближает Болконского с Наполеоном, который сказал Такой человек, как я,плюет на жизнь миллионов людей . Славолюбие явилось для князя силой, готовойсмести объективные начала нравственности.Как для Наполеона, так идля молодых людей наступает их Тулон .Для Раскольникова это убийство старухи,то есть самопроверка героя выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь,является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном Я просто убил для себя убил, для себя одного . Тулон Болконского поначалу очень похож натриумф Бонапарта те же дрогнувшие солдаты, побежавшие с битвы, знамя.

Средиполного безумия, охватившего всех, он делает то, что задумал еще перед боем Вот оно! думал князь Андрей, схватив древко знамени и побежал вперед снесомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним . Однако подвигкнязя и подвиг императора совершается в разных ситуациях когда молодойНаполеон взбежал на Аркольский мост, за ним шли солдаты, только на минутузаколебавшиеся, тогда как исход Аустерлицкого сражения был заранее предрешен.Таким образом, иРаскольников, и Болконский потерпели неудачу.

Их поступки приводят к нарушению моральных норм и крахунравственных ценностей.

Однако оба они путем тяжких испытаний пришли косознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию вНаполеоне.Их спасла одна и та же сила любовь и соединение с вечным.

Лежа наАустерлицком поле, князь Андрей передлицом высокого неба освобождается от своей тайной веры в Бонапарта,раскаивается.Он знал, что это был Наполеон его герой, но в эту минутуНаполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с этимвысоким бесконечным небом, с бегущими по нем облаками . Он вернулся к вечному семье, дому. Так и любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его квечным нравственным ценностям.

Оба молодых человека приходят к признаниюнравственного закона, как общеобязательного и объективно существующего, чтоприводит к разочарованию в кумире. В отличие от плеядывыдающихся западноевропейских поэтов-романтиков, в восприятии которых образНаполеона был еще окружен героическим или высоким трагическим ореолом Толстойи Достоевский показали, что сама идея наполеонизма глубоко бесчеловечна,эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности.