рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Арбузов: биография, анализ творчества, пьеса "Иркутская история"

Арбузов: биография, анализ творчества, пьеса "Иркутская история" - Реферат, раздел Литература, Реферат Ученика11А Бизнес Классасредней Школы 49Гур...

Реферат ученика11А бизнес классасредней школы 49Гурина ИванаЛитература 50х-80х годов.Драматургия.Нравственная проблематика пьес.Алексей Николаевич Арбузов Иркутская история Арбузов Алексейниколаевич русский советский драматург.Он родился 26 мая 1908 года. Закончил театральную школу в Москве.Литературной деятельностьюначал заниматься в 1923 году. Первая пьеса Арбузова Класс 1930г . В 1935 написалкомедию Шестеро любимых и пьесу Дальняя дорога в которой отчетливо обозначилисьосновные мотивы творчества Арбузова пристальное внимание к формированию духовногооблика советского молодого человека, тонкий лиризм, склонность к интимным формамдрамы, и длительной, охватывающей обычно несколько лет, протяженности действия.Эти особенности, позволяющие драматургу последить становление характера героя, особеннопоследовательно выражены в одной из лучших его пьес Таня 1939г , которая принеслаАрбузову широкое признание, была поставлена почти во все театры страны.

В 1939 годуАрбузов организовал Московскую театральную студию, которая во время Великой Отечественнойвойны стала фронтовым театром.

После окончания войны студия закрылась.В 1947 годуАрбузов написал легкую комедийную шутку Встреча с юностью , в 1948 году инсценировал роман Тургенева Накануне . К лучшими наиболее характерным произведениям Арбузова пьеса Годы странствий 1954г . В1959 году создал драму Иркутская история , в 60 году трагикомедию Двенадцатыйчас . Пьесы Арбузова широко ставятся в разных странах.Определяющие черты того или иного эстетического течениянаходят в творчестве каждого писателя осо бое выражение, обусловленное особенностямиего та ланта и художественной индивидуальности.

Будучи до конца верным лирико-романтяческомунаправле нию, А. Арбузов выступает как художник, обладаю щий своей темой, своимпочерком, своим неповтори мым обликом. Главная тема Арбузова тема молодежи.Он по святилей свою первую драму Город на заре . И эта же тема стоит в центре одной из егопоследних пьес Мой бедный Марат . Средний возраст арбузовских героев 20 25 лет.Партийная принадлежность ВЛКСМ. И если в его пьесах фигурируют люди неком сомольскоговозраста, то лишь в той мере, в какой это диктуется законами самой жизни.Тема арбузовских пьес тесно связана с их роман тическимстилем.

Герои Арбузова это люди, в кото рых романтика юности, ее мечтательность,ее порывы, ее ищущий дух сочетаются с той романтикой, какая свойственна созиданиюновых, еще незнакомых чело вечеству форм жизни.Арбузов стремитсясмотреть на все окружающее глазами своих молодых героев.

И это ему удается. Да жесамые простые вещи таинственны и прекрасны по тому, что ты впервые увидел их своимиюными глаза ми, и потому, что за ними таятся неизведанные и сия ющие просторы жизни.Чего, казалось бы, проще на взгляд взрослого человека по московской улице вече ромидет трамвай. Но нет! Факт этот многозначителен и чудесен. Москва. Июльская ночьвстала над окра иной. Уже било двенадцать.По улицам, сквозь парки, огороды, речки,мосты мчится ночной трамвай.

Оста новка. Из вагона вышла девушка Или уже совсемнесложно лето, Сокольнический район. Но и это ка жется простым только для тех,кто не понимает тай ного смысла, скрытого в подобном словосочетании, ибо Сокольникамиюль самый любимый месяц .Стремясь наполнитьсвои пьесы романтикой све жих и юных чувств, Арбузов наполняет их и романти ческимветром летящего времени.Почти все пьесы Ар бузова построены в общем одинаково.Между отдель ными актами проходит очень длительное время. Арбу зов показывает своихгероев совсем молодыми, потом скрывает их на несколько лет, ознаменованных огром нымиисторическими событиями громадные сдвиги в ходе социалистического строительства,начало Вели кой Отечественной войны, ее победоносное заверше ние , и затем вновьвыводит их на сцену изменив шихся, выросших, много переживших, закалившихся ввихре суровых событий.Арбузов смотритна своих персонажей сквозь приз му времени, и это хорошо, потому что он доказываетих в потоке жизни.

Но художественные средства, пря помощи которых Арбузов создаетобраз одного из сво их любимых героев времени , далеко не равно ценны.С драматическойточки зрения большинство пьес Арбузова хроники, обладающие свойственной этой формеисторичностью и вместе с тем страдающие, как мы увидим, всеми характерными для неенедостат ками.Жизнь молодыхарбузовских героев овеяна и ро мантикой странствий. И это верно отражает биографи ческиечерты поколения первооткрывателей и первосозидателей.Художественныеособеннос ти арбузовских пьес, их романтический колорит, их хроникальное построениене случайны и определены главной проблемой, зани мающей Арбузова как писателя.Проблема эта воспитание и рост молодежи в ус ловиях коммунистического строительства.

Арбузовхо чет раскрыть душу молодого человека нашей эпохи, показать, как формируют егосознание новый труд и новый быт, изобразить взаимоотношения, складываю щиеся в средемолодежи, товарищество, вражду, лю бовь, соперничество, рассказать о ее жизненныхстрем лениях и духовных интересах.В этой связиАрбузова особенно занимает один во прос. Это сущность подлинной и ложной романти ки.Все основные герои Арбузова находятся в плену ложной романтики.

И конфликты, переживаемыеими, обусловлены преодолением этой мнимой, иллюзорной романтики и достижением романтикиподлинной.

Лож ная романтика это романтика призрачная, отвле ченная, книжная.Она рождена юной незрелостью ге роев или недостатками их мировоззрения.

Романтикаподлинная это романтика самой советской жизни, наполняющего ее созидания и напряженнойтворче ской борьбы.Нельзя не признать,что внимание Арбузова к про блеме ложной романтики объективно несколько пре увеличено.Если перечитать подряд его пьесы, может возникнуть впечатление, что отвлеченно-романтиче скоемироотношение не только необыкновенно широко распространено среди нашей молодежи,но и является главным и даже единственным источником духовных недостатков, свойственныхее представителям.

На деле эти источники гораздо более многообразны.Однако мы неможем отказать писателю в праве разрешать в сво их произведениях именно те проблемыи изображать именно те стороны действительности, которые его наи более .интересуют.Важно при этом подчеркнуть, что Арбузов почти всегда рассматривает псевдоромантиче скиеувлечения своих героев не обособленно, а отчет ливо раскрывая связь между ложноромантическиммировоззрением и мировоззрением индивидуалистиче ским. Абстрактно-романтическиевзгляды героев Ар бузова препятствуют их творческой, созидательной деятельности,уводят в сторону от реальной действи тельности, замыкают в кругу неверных представлений,болезненно отражаются на судьбе близких героямлю дей. Постижение романтики подлинной, земной укреп ляет связи человека с жизньюсоветского общества, делает его сильнее.Таким образом,психологические и художествен ные проблемы, занимающие Арбузова, хотя и разре шаютсянесколько односторонне, обладают серьезным социальным содержанием.Общественнаязначимость арбузовских пьес увели чивается и благодаря социальной типичности изобра женныхв них героев.Арбузов пишето самых простых, рядовых людях.

Его любимый герой рабочий паренек или девушкаиз рабочей семьи.

Он показывает их нам в тесной ком натке по соседству с заводом,в молодежном общежи тии Метростроя или нового заполярного города.С дру гими мызнакомимся, когда они, оставив мартенов скую печь или пневматический молоток, переселилисьв студенческую аудиторию или уже стали молодыми врачами, инженерами, конструкторами.Жизнь их ра достна, но отнюдь не легка.

Жить на свете очень хорошо, но очень трудно , говоритодин из персона жей Арбузова. Родина дала арбузовским героям высо кое наслаждениетворчества, открыла перед ними свои необъятные богатства.Они ее любимые, но отнюдьне балованные дети. Позади у арбузовского героя скром ное детство на рабочей окраине,бессонные ночи у станка или над вузовским учебником, леденящие вет ры промышленнойновостройки в тундре, палящая жара среднеазиатской магистрали, разрывы враже скихфугасок, фашистский танк на расстоянии мет ра Внутренняя жизньмолодого арбузовского героя не менее сложна и напряженна, чем его трудовая деятель ность.Герой Арбузова искатель и мечтатель.

Жизнен ный путь его зигзагообразен. Геройэтот упрям, и, про никшись ложным убеждением, он преследует свою обманчивую цель,настойчиво, закрыв глаза на все другие цели, скользя, спотыкаясь.Убедившись в оши бочностиизбранного пути, он с такой же страстью бро сается на другой и, долго блуждая изаблуждаясь, на ходит наконец верную дорогу.Герой Арбузова сильная личность.

Но силы его бродят, и он мучительно ищет для них применения,берясь за множество дел и не завершая ни одного.Он чистый, честный и в то же времянепокладистый, уг ловатый, самолюбивый, ершистый человек, трудный для людей и ещебольше для себя. Арбузов всегдапоказывает своего героя в движе нии, в росте, в развитии Достоинство его героеви его пьес в том, что жизнь, наполняющая их, как и под линная жизнь, сложна и насыщенапротиворечиями.

Правда, Арбузов иногда пытается вместить в пре делы драмы так многоразнообразных конфликтов, что они не умещаются в них и, не раскрываясь до конца,дробят образы и сюжет, превращают что сочетается и с другими причинами романтическуюдраму в неглу бокую мелодраму. Но лучшие пьесы Арбузова сооб щают зрителю ощущениежизненности и художествен ной достоверности.Как и у всехживых людей, особенно людей духов но растущих, у арбузовского героя есть и достоинстваи недостатки.

Но поскольку Арбузов ставит своей це лью создать типический образсоветского молодого че ловека и в лучших пьесах это ему удается, человече ская,моральная основа его героя положительная. До стоинства героя помогают ему преодолеватьслабости, недостатки и благодаря этому возникают в особенно ярком свете.Ведущий геройАрбузова положительный герой.Но его психологические и художественные особенно сти,метод и форма его обрисовки, соотношение в его образе позитивных и негативныхчерт соответствуют, и не могут не соответствовать, сущности художествен ного мировоззрениядраматурга, его человеческому, писательскому интересу именно к такому, а не к дру гомуразряду людей и жизненных явлений, его инди видуальной эстетической манере изображатьэти явле ния и этих людей.В образе положительногогероя Арбузова отраже ны и сильные и слабые стороны таланта писателя.

Арбузов умеетне только поставить острую, содер жательную проблему и создать правдивые образыи ситуации, художественно раскрывающие эту проблему.

Он обладает способностью глубоко,точно и тонко по казывать те чувства, которые рождает в душах людей реальное жизненноеразрешение этой проблемы. У Арбузова главный источник движения челове ческие характеры. Развитие сюжета определяется у него прежде всего духовным ростом героев, сменой,развитием их мыслей, чувств, отношений.Но при этом события и взаимосвязи людейс событиями Ар бузов изображает наименее убедительно.

Тут он сразу теряет почвупод ногами. События часто возникают у него как лавина непредвиденных происшествийи да вят героев, и тогда правда уходит из его пьес.Может быть, сознавая это, Арбузов и строит почти все свои произведения как хроники. Ведь хроникапо зволяет оставлять за сценой важнейшие события, а в самой пьесе показывать толькорезультаты их воздей ствия на людей. Но метод этот, давая ряд преиму ществ, оченьнесовершенен.И им объясняются многие несовершенства арбузовских пьес. Хроника прерываеткак развитие сюжета, так и развитие характера.

Из менения обстановки сценическогодействия и многие внутренние перемены, происходящие в героях, проте кают за кулисами.Зритель вынужден лишь строить догадки по поводу того, что произошло в душе героевв течение двух-трех условных лет, истекших за время антракта.В 1959 году вышла Иркутская история . Если мож но говорить о большом, серьезном событии театраль ном,гражданском, общественном, психологическом, именно оно произошло вместе с выходомэтой пьесы.

Арбузов, о котором стали почтительно забывать, про снулся , как принятописать в театральных рецензиях ведущим драматургом . Это негласное первое местообычно занимает кто-либо из наиболее репертуарных, нравственно-авторитетных писателей.И нет здесь ниче го зазорного.Если чемпионов знаетспорт, если звезд знает кино, если лидеров знает политика, отчего бы и литературене знать властителей дум. Как справился Арбузов с шапкой и бармами , полученными при не гласном этом избрании, мы еще попробуем рассказать.

А пока в советской литературе, советском театре по явилась Иркутская история . Поначалу пьесу сразу же захотели вывести из разряда любовныхдрам лю бовная ее стихия мешает ясному гражданскому звуча нию. Появились статьи, где наивно разделяются сферы чувств и сферытруда, будто бы в жизни не связаны эмоции и идеи, будто бы любовь не несет в себеника ких элементов общественного бытия времени.Многие считают, говорилось в подобных статьях, что пьеса Арбузова о любви потому-то она и пользуется такой популярностью, потому-де спектакль на вечную тему так долго не сходитсо сцены многих театров Но спек такль вахтанговцев это меньше всего спектакль о любви это взволнованныйи честный рассказ о рабочей семье экипажа большого шагающего . Таким образом,пьеса Арбузова, посвященная силе преобразующей люб ви, вдруг стала рекламироватьсякак рассказ об экипаже большого шагающего.

К счастью, эта идея не осталась в умахни театральных коллективов, ни зрителей.

Иркут ская история пьеса о любвии одновременно о новом типе жизни людей, о том, как один человек, осознавший себяличностью, может поднять другого, сделать лично стью и его, разрушить одиночествои цинизм, искусствен но создаваемые иногда вокруг себяслабыми и неуверен ными. Именно любовь дважды спасла героиню пьесы от нравственногопадения. Первый раз это была любовь Сергея Серегина,которая помогла ей обрести женское достоинство.Во второй раз это была любовь Виктора,которая помогла ей обрести человеческое трудовое до стоинство. Любовь связаласьздесь и с жизнью экска ваторщиков, и с коллективной их моралью, и с величи ем новойстройки.

И уже не различишь, где в пьесе гражданское,а где лирическое, это особый сплав публицистического лиризма, героическихчувств, граж данских эмоций и глубоко личных переживаний.Все спаяно и потому прекрасно,потому так сильно отозва лось в сердцах современников они узнали и о новом уровне чувств, и о новой радости труда.Главная героиняпьесы кассирша Валька, которую за легкостьповедения так и называли Валька-дешевка . Думала она,что главное красивое личико, привычные любовныепризнания, вороватые по целуи в темноте последнего сеансада бойкий, острый язычок городского мещанства, одновременно и прима нивающий парнейи отталкивающий их, когда ухажива ния переходят границу.

Наиболее постоянным былпри ней Виктор. Не щадил и он Валиной репутации, и онго ворил о ней цинично, неуважительно, грубо.О том,чтобы жениться, не было и речи. Вот бы насмешил всю стройку, ведь с ней можно итак, без обязательств.

Но случилось неожиданное, то, чего не поняли, не узнали,пока что еще не почувствовали они оба. Из пошлой этой историйки рождалась историяих любви Валя и Вик тор полюбили друг друга.Но Виктор еще и не подозре вал об этом, поощряемый Валинымлегкомыслием к без обязательной канители вечерних свиданий, ленивой болтовни, кпривычному, гаденькому неуважению.Валя отчетливее слышала свою любовь, но ей недавала вы сказаться гордость, а вдруг он высмеет, оборвет ее. Да и странным казалосьхорошее, нежное чувство ведь привыкла размениватьсяна случайные встречи, на лип кий уют чужих комнат, на легкую свободу неподотчетныхсовести дней. Так и не слышали они пока что друг дру га, разговаривая каждый день,так и не знали друг дру га, каждый день встречаясь.

А потом появился Сергей, другВиктора, давно приметивший Валю, разгадавший за внешней бравадой ее чистое сердце.Сергей предло жил ей стать его женой, и Валя согласилась.

Тут мы подходим к самомупереломному, самому драматиче скому моменту пьесы. На секунду остановимся, чтобыразглядеть нечто очень существенное писательсовер шает сдвиг в области морали, явление не такоеуж частое, обычно сюжет движется по традиционным дорогам мо ральных правил. Но Арбузоврешается на акцию слож нейшую, он ищет своего нового поворота, новых воз можностейдля разговора о новом уровне человеческих отношений.Сколько помнит себя человечество любовь двоих была главной основой для соединения,конечно если речь шла об условиях нормальных, не трагических, не социально-искривленных.Брак без любви всегда по читался куплей-продажей, цинизмом, несчастьем, нару шениеместественных человеческих норм. Там, где речь шла о настоящей любви, к ней не примешивалосьни до водов рассудка, ни голоса уважения, ни мыслей о нужностиили ненужности решительного шага. Все, что шло от разума, оскорбляло, принижалоподлинную любовь, сводило ее до уровня обычных житейских дел, где можно было и продуматьвсе выгоды и невыгоды предпринятого союза, и порассуждать о возможном его финале.Стоило только Вронскому на один из бесконечных вопросов Анны Карениной о любви ответить ей, что он ее уважает, как онапоняла, что любовь его кончилась, и прозвучала отчаянная, трагическая ее реплика Уважение выдумано вме сто любви.

Там, где нет любви, говорят обуважении . Нечто прямо противоположное найдем мы в Иркутской истории . Валя любит Виктора, но замуж выходит за Сер гея. На секундуужаснулись все окружающие, те, кто знал больше, чем сами герои, Хор, существующий в этой пьесе, Что ты делаешь?Одумайся, Валентина.

Ведь ты не любишь его , такскажет ей Хор в Последнюю ночь перед свадьбой с Сергеем.Ужаснется Хор, но не испугается автор.

Валя выйдет замуж за Сергея без пе чали,без осуждения, напротив, в белом подвенечном платье будет Валя на свадьбе, и этимнарядом подчерк нет писатель, что все правильно, все хорошо, все как надо. Бываютслучаи, когда любовь вовсе не главное, для того чтобы соединиться с человеком, скажет Ар бузов.

Многие твердили Вальке о любви,но никто, ни один из них не сказал Валентине об уважении, о высоте ее женского достоинства.Все предлагали ей любовь, один Сергей предложил ей уважение, дружбу, товари щескуюподдержку.Любовь тех, других, была легкой и не пробуждающей душу, уважение этогозаставило Валю одуматься, почувствовать радость семьи, вкус верности, счастье покоя.И важнее всех любовных при знаний оказались ей сейчас эти слова доверия, уваже ния,слова аванс ее будущей чистой жизни.

Это нечто совершенноновое в пьесе Иркутская история , нигде не встречавшаяся ранее точка зрения насоюз людей, на возможные мотивы этого союза, среди которых лю бовь вовсе не единственная,благородная, бескорыст ная причина.И то, что Сергей решился жениться на Вале, понимая,что любви с ее стороны, той самой на стоящей, единственной любви, нет, что она идетк нему, боясь одиночества, боясь окончательно потерять себя, делает его натуройисключительной, незаурядной.

Где тут говорить о его обыкновенности , обычности .Необычный человек экскаваторщик Серегин крепкая рабочая закалка, высокая трудовая гордостьпомогли ему стать законодателем и новых моральных катего рий. Он не политик и не ученый, не государственный деятельи не писатель устанавливает свой закон жиз ни.Уважение, доверие вот главное между людьми,а любовь придет, она не может не прийти, если в основе ее заложено товарищество,взаимное понимание, трога тельное желание помочь, поддержать, спасти .Сергейгибнет.

Валя остается одна с дочкой и сы ном. Почему гибнет Сергей? Нередко этотвопрос зада вали себе зрители, читатели, недоумение по этому по воду высказывалосьи в отдельных критических статьях. Смерть Сергея не обязательна в сюжете Иркутскойис тории , все здесь случайно, случайно он оказывается на реке, где тонут дети,случайно ему приходится стать их спасителем и утонуть самому.Нет неизбежной законо мерностиэтой гибели, она вроде бы ничего не обозна чает, ничего не символизирует.

А ведьв драме смерть это тоже особое раскрытиеи характера, и авторской идеи. Но законо мерность гибели Сергея все же проступаетв драме, если мы посмотрим на судьбу героя с позиций новых моральных критериев,выдвинутых автором в Иркут ской истории . Сергей первым решился на поступок, всегдапочитаемый и безрассудным и отвратительным назватьсвоей женой девушку, еще не полюбившую тебя той не рассуждающей любовью, о котороймечтают в пьесах Арбузова.Такой любви нет у Вали к Сергею, но он решается первымизменить нечто устойчивое, освященное веками.

А первые часто гиб нут. И пусть тобудет великий подвиг или едва видимый сдвиг в сфере морали, эти люди достойны бытьтраги ческими героями, судьба их необычна, подвержена са мым непредвиденным поворотам.И своя драматиче ская вина есть у Серегина, к идеалупрорывается он че рез нарушение идеальной гармонии.А те, кто нарушает гармонию,чтобы потом когда-либо она стала еще бо лее идеальной, в чем-то и виновны передсвоим истори ческим мигом.

Гибель их есть искупление необычного поступка, непривычногорешения, неожиданных изме нений в заведенном пути морали, человеческих отноше ний. В этом смысле, не просто сюжетном, но в высшем нравственном, необязательная, непродиктованная усло виями пьесы смерть Сергея закономерна.Он умирает затем, чтобыснова торжествовала любовь, но пусть зазвучат в нейи новые, им добытые мотивы уважения, доверия, дружбы.И тогда в действиевступает вторая кульминация драмы второй драматический этап любви, осознавший свои чувства Виктор, и его новое отношение к осиротевшей Вале. Нарушая все законы драматургии Арбузов позволяет Иркутской истории подойтико второй своей кульминации, хотя всем известно, что накал, апогей бывает в пьесе однажды, затем развязываясь, отпуская нервы и устрем ляяськ финалу.

Но в Иркутской истории взлет идей и страстейповторяется дважды, что и придает этой пье се неповторимое обаяние, особый драматическийпри вкус дисгармонического изящества. Казалось бы, что дальше умер герой, совершилось нравственное воз рождениегероини, куда еще двигаться сюжету? Но смерть героя еще не вся драма, на сцену выступает Виктор, доселе оттесненный перипетиямижизни Вали и Сергея.

Бригада, где работал погибший Серегин,решает выплачивать Вале и ее детям зарплату, которую полу чал раньше ее муж, а теперьбудут вырабатывать его товарищи. Валя принимает это решение друзей Сергея как естественноеи справедливое.Но тут неожиданно идет против всех Виктор.

Тот самый Виктор, которыйне очень поначалу разбирался в вопросах морали, сейчас говорит об унижении человекаподачками, деньгами, не заработанными им самим. Несчастье потеря люби мой сделалоВиктора умнее и мужественнее, интел лигентнее и прозорливее. И Вале предлагают пойтира ботать к ним, на шагающий экскаватор, где трудился Сергей. Пьеса начинается икончается самой важной для Арбузова сценой.На мостике,возле тускло горящего фонаря, стоит Валя, в руке ее зажата первая в жизни, поистинетрудовая зарплата.Появляется Виктор.

Валя. Витенька .родной .Спа сибо . Виктор. За что? Валя. Получка.Первая . Эта сцена важнее всего длядраматурга. Ею он начинает и кончает пьесу, потому что в этот момент героиня обре таетчеловеческое достоинство, достоинство тружени ка. И снова любовь дает ей этот толчок.И быть может, Валя еще будетс Виктором, то тоже оченьважно,для писателя любовь, пройдя через все испытания,выдерживает их, мужает, ей не страшны даже и ошибки, истинное прорвется, покажетсебя.

В тонкой психологи ческой манере письма Арбузова это предощущение возможногосчастья Вали и Виктора, счастья, очищенно го и искупленного трагедией Сергея, разлитов воздухе, оно в зрительных образах, сделанных поистине теат ральным писателем.Вот Валя выходит из родильного дома с близнецами. Идет развернутая литературнаяарбузовская ремарка Сергей протягивает ей цветы. Онацелует его и передает ему ребенка.Сергей осторожно кладет его в колясочку Нянечка передаетСергею второго ребенка. Чтобы освободить место, Сергей на клоняется к колясочкеи на мгновение отдает ребенка Виктору.

Виктор смотрит на ребенка, потом на Валю .Вот все и сказано. Хотя впрямую не сказано ничего.Сергей отдает ребенка Виктору,как бы предопределяя возможное будущее, когда Виктор должен будет заме нить егодетям отца. В этой короткой пантомиме об разныйнамек на последующие события, события, что разыграются, быть может, уже за рамкамипьесы.Как бы два планаесть в этой драме план реальный, житейскийистория века, строящего новых людей.История житейскаязавязывается нарочито простенько, как бы между прочим,соскользнув из раздумий Хора, из патетики пролога.

Валя и ее подружка Лариса за крываютмаленький магазинчик, где одна кассирша, другая заведующая. Мешая им уйти, появляется под выпившийпрохожий, требующий пол-литра. Не сердясь, привычно отшучиваясь, девушки спроваживаютвесело го покупателя.А потом пройдут события разные,большие и малые, другими станут люди, погибнет Сер гей, и в финале снова появитсяпрохожий.

Он не ищет пол-литра, его слова совсем другие и о другом Я бро жу поАнгаре Я вижу,как недалеко от меня, на отко се, расположились шестеро рабочих и рядом с ними девушка.Они сидят, не жестикулируя, словно думают каждый о своем. Но о чем же Почему эти людиза нимают меня Я прислушиваюсь и не могу уловить ни слова. А внизу, у самого берега, какая-то женщина стирает белье.Один из мужчин заметил ее, сказалчто-то батальным, и они молча смотрят вниз, на реку. Какай между ними связь Поначалу, только завязывалась житейскаяистория Валька и Лариса шутили с пьяненьким прохожим.

Обычноедело, ничего особенного, а к финалу все приобрело нравственный смысл, на жизни людей сказалась история, через частные судьбы и вдруг проявилосьобщественное течение времени, и вместо прохожего вдругпоявился Прохожий, вместо дружка-собутыльника Наблюдатель,вместо человечка из Валькиного окружения Автор, осмысляющий со бытия Времени.И уже не оВальке-дешевке болтает прохожий, о Валентине женеСерегина, собирающей ся работать на экскаваторе, думаетон, смотря вниз, на реку, где она стирает белье.

Прошла пьеса, прошла дра ма и все изменилось и в тех, кто был перед нами,и в самих читателях, зрителях.Идеальный исход работы над пьесой, говорит Арбузов, это когда слово ко нец обозначает, что и автор, размышлявший в течениевсего действия, и его зрители все поняли,что им не нужно больше ни одной реплики, ни одного дополни тельного объяснения .И в финале Иркутской истории -не нужно ничего больше. Валя на мостике с получкой, зажатой в руке, и Виктор, робко спрашивающий о буду щем,все и обо всем здесь сказано.

Мы поняли, какая связь была между разными людьми икакая связь была между ними и веком.Эта связь людей называлась но вой моралью,это единство со временем называлось строительством Иркутской ГЭС в середине двадцатоговека.В художественномпостроении Иркутской исто рии видное место занимает хор. Это обстоятельство вызвалоцелую дискуссию, участники которой выска зывали полярно противоположные взгляды.Роль хора весьмамногообразна.

В одних случаях хор по ясняет зрителю обстановку, в других, раздвигаярам ки времени, излагает предысторию героев. В третьих он вступает с ними в беседу.В четвертых он произ носит вслух скрытые мысли героев. А в сцене с Сер дюком вхоре звучит голос давней возлюбленной Сер дюка фронтовой санитарки.Девичий голосэтот рассказывает зрителю о печальном заблуждении ге роя Сердюк полагал, что любимаяизменила ему. На самом деле она была убита.В любом из этихприменений хор обогащает выра зительность пьесы.

Непривычный для современного зрителя,он уже по этой причине обостряет его инте рес к происходящему на сцене, придаетсвежесть его восприятию.Хор существуетв драматургии ни много ни мало три тысячелетия.Вероятно, никто не будет оспари вать,что за это время он доказал свою оправданность как средство сценической выразительности.Хор сопровождаетлюдей и дела этой пьесы, Хор, уже давно ставший неотъемлемой частью арбузовских произведений.

Разные были мнения высказаныо Хоре в Иркутской истории . Считался он и не нужным, и ис кусственным, и ничегоне меняющим в ходе сюжета, и претенциозным.Думается, дело состояло в том, что ниодин из театров, включая и Театр имени Вахтангова, дав шего этой пьесе путевку вогромную сценическую жизнь, не сумел разглядеть в ее Хоре своеобразный замысел драматурга.Хор появлялся на различных сценических площадках либо в абстрактных концертных костюмах,подчеркивающих его остраненность, либо в будничных комбинезонах,подчеркивающих, что Хор это как раз не абстракция,не символика, но обычное окружение ге роев, их друзья по работе.

Но если внимательновгля деться в реплики Хора, открывающие пьесу, когда Пер вый юноша, Второй юношаи Девушка заговорят о силе изменяющей человека любви можно распознать и не что другое. Сразу же за этими репликами, сказаннымиюношами и Девушкой, в сюжет вступят Валя, Сергей, Виктор.Их выход не обозначен,они не появляются и не уходят, а как бы преобразуются из Хора, будучи за секунду назад юношами и Девушкой вообще, они обре тают конкретныеимена и конкретные судьбы. Хор это олицетворенные душиВали, Сергея и Виктора, их олицетворенный внутренний мир, лучшее в них, чего ониеще не знают о себе сами. То, что Валя, Сергей и Виктор говорят обычно, будничнои просто, их двойни ки в Хоре повторяют патетически, эмоционально, в вы соком лирическом регистре.

Люди не могут сами гово ритьо себе словами торжественными, звучными, гром кими. Это было бы и неправдиво и неестественно.Но люди, преображенные в Хор, как бы отделившиеся от земной своей оболочки, могутговорить о себе, друг о друге словами яркими, праздничными.От Сергея, реально действующегов драме, мы бы никогда не услы шали того, что говорит в ней Второй юноша А развене может случиться, что сила моей любви переменит тебянеузнаваемо, и ты станешь такой прекрасной, что дажея сам не узнаю тебя? Но от этих слов, не сказан ных Сергеем в сюжете, особый новыйсвет падает на его характер, собранный, строгий, не склонный к чувст вительным излияниям.Соединив в своем сознании Сер гея реального и Сергея из Хора, выговаривающего то что неслышно звучит в душе арбузовского героя, мы познакомимсяс человеком более содержательным, бо лее многогранным, чем если бы судили по одномулишь конкретному тексту бригадира экскаваторщиков.

Хор в Иркутской истории это не комментарии и не акком панемент, не абстрактныесимволы и не обычные рабо чие парни и девушки.

Хор из Иркутской истории это лирические отступленияпьесы, ее патетический план, ее поэтический подтекст.

Таким образом, в Иркутскойис тории одной из ключевых драм Арбузова соеди няются вместе многие роды искусств язык кинемато графа, патетика поэзии, условностьтеатра, эпичность литературы, правда документа, правда большой иркут ской стройкисередины двадцатого века Заканчивалисьпятидесятые годы. Наступали новые шестидесятые.Рубежом между ними в творчестве Арбузова была Иркутскаяистория пьеса, близкая и годам прошлым и времени наступающему.

– Конец работы –

Используемые теги: Арбузов, биография, анализ, творчества, пьеса, Иркутская, История0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Арбузов: биография, анализ творчества, пьеса "Иркутская история"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Литература 50 х -80 х годов. Драматургия. Нравственная проблематика пьес. Алексей Николаевич Арбузов “Иркутская история”
Эти особенности, позволяющие драматургу последить становление характера героя, особенно последовательно выражены в одной из лучших его пьес… После окончания войны студия закрылась. В 1947 году Арбузов написал легкую… Будучи до конца верным лирико-романтическому направлению, А. Арбузов выступает как художник, обладающий своей темой,…

Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений
Отец его, Василий Петрович военный инженер. По материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил училище в г.… Сам Северянин говорил: «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не… В «Прологе эгофутуризма» (1911 г.) он манифестировал: Мы живы острым и мгновенным И что ни слово, то сюрприз В его…

Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений
Отец его, Василий Петрович военный инженер. По материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил училище в г.… Сам Северянин говорил: «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не… В «Прологе эгофутуризма» (1911 г.) он манифестировал: Мы живы острым и мгновенным И что ни слово, то сюрприз В его…

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

В.А.Моцарт - Биография и анализ творчества
Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Большое влияние на музыкальное развитие М. оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на… В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор 1-я ч. сценической … Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы Митридат, царь Понтийский. В следующем году там же…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

В.А.Моцарт - Биография и анализ творчества
Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Большое влияние на музыкальное развитие М. оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на… В возрасте 11 лет выступил как театральный композитор 1-я ч. сценической … Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы Митридат, царь Понтийский. В следующем году там же…

Анализ правил землепользования и застройки в части видов разрешенного использования територии проектируемого объекта Архитектурно-градостроительные решения. Классификационные признаки проектируемого объекта SWOT-анализ проекта (пример). Анализ рынка недви
Государственное образовательное учреждение...

Анализ проблемы исторического творчества
Проблема эта из категории «вечных», и неоднозначность ее решения неразрывно связана во многом с существующими различиями в подходах к самой сути… Можно говорить о том, что проблема не снята с повестки дня современной науки… В самом общем плане предметом социальной антропологии является человек творящий, который несёт личную ответственность…

0.065
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Технико-экономический анализ. Анализ типа производства и его организации Эти изменения происходят под воздействием конкуренции как внутренней, так и внешней. Они влияют на производительность и рентабельность предприятий. Поэтому при… В ситуации, когда основной формой конкурентной борьбы является ценовая, приоритет дается экономике с массовым…
  • История создания и анализ работы основных мировых производителей легковых автомобилей Двухколёсные самоходные транспортные средства, даже с прицепом, а также небольшие трёх- и четырёхколёсные самоходные транспортные средства к… Первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат… В 1769—1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколёсный тягач для передвижения артиллерийских орудий.…
  • Анализ организации и деятельности коммерческой службы фирмы с позиций маркетингового анализа Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике. Маркетинг… Маркетинг требует творческого подхода. "Не существует единой универсальной… Сегодня в информационную эпоху, когда запросы и нужды потребителей быстро распространяются по миру, структуры рынков…
  • История природы и история человечества Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…
  • Биография Вильяма Шекспира (SHAKESPEARE, WILLIAM), подробный обзор его творчества. There are, however, a fair number of contemporary allusions to him as a writer, and these add a reasonable amount of flesh and blood to the… His wife, Mary Arden, of Wilmcote, Warwickshire, came from an ancient family… Stratford enjoyed a grammar school of good quality, and the education there was free, the schoolmasters salary being…