Софокл

Софокл496 406 гг. до н. э.Софокл занимает почетное место в триаде великихтрагиков. Младший современник и ученик Эсхила Софокл запечатлел пору расцветаафинской демократии, сумев достойно сменить своего учителя и стать любимымдраматургом современников.Он был поистине любимцем богов, прожил долгую исчастливую жизнь, наделенный всевозможными талантами, драматическими имузыкальными способностями, он обладал чувством ритма и сценическогопространства, отличался отменным здоровьем, был внешне привлекателен, неутомимв работе.

Греки считали Софокла идеалом гармонического человека, являвшегособой физическое, духовное, нравственное совершенство.Он участвовал почти в 30драматургических состязаниях, 24 раза был первым, в остальных случаях вторым.Софокл написал 123 пьесы, но до нас дошли лишь 7. Это трилогия о царе Эдипе Царь Эдип , Эдип в Колоне , Антигона , Электра близкая по сюжету к Хоэфорам Эсхила, т. е. ко второй части Ористеи , Филоктет , Трахиянянки , Аякс . Он входил в кружок людей искусства, окружавших Перикла, вождя афинскойдемократии, находился с ним в дружеских отношениях.Его не раз выбирали на общественные должности,например казначеем, даже военным стратегом и дипломатом, но тут его успехи былискромнее, чем на драматургическом поприще. Человек традиционных консервативныхвзглядов, Софокл примкнул к олигархическому заговору 411 г. до. Н. э но,когда заговорщики потерпели неудачу и были схвачены, Софокла не тронули,учитывая его возраст, ему тогда исполнилось восемьдесят пять лет, да и славапервого трагика не позволила этого сделать.

После смерти, наступившей ввозрасте девяноста лет, Софокла, подобно Гомеру, Архилоху и Эсхилу, причислилик лику героев. Было решено устраивать жертвоприношения в его честь, сооруженабронзовая статуя и издан закон относительно выверенного текста и спискатрагедий Софокла а также Эсхила и Еврипида , хранившихся в специальном месте.Актерам запрещалось отходить от канонического текста ведь гений считалсянациональным достоянием Греции.

По словам Гете, никто не знал сцены и своего ремесла, как Софокл . Продолжая дело Эсхила,Софокл придал трагедии, всем ее элементам законченность и совершенство.

Если уЭсхила герои нередко выступают как орудие богов, внешних сил, то у Софоклаперсонажи более очеловечены , более самостоятельны в своих действиях и поступках,хотя все же остаются ограниченными в своих знаниях.А потому человек бессиленпротивостоять злому року, не в состоянии переломить уготованную ему судьбу.Классическая трагедия рока Царь Эдип , герой которой не может уйти отсудьбы, несмотря на все свои усилия, которые приводят его лишь кпротивоположным результатам.Некогда могущественный царь покрывает себя позором.

Ив то же время Софокл показывает людей такими, какие они должны быть , то естьгероизированными, возвышенными, наделенными высокими нравственными качествами.Таков Эдип, который ищет преступника, т. е. самого себя, а потом беспощадносебя казнит такова и Антигона из одноименной трагедии, которая совершаяпогребальный обряд над братом, объявленным Креонтом врагом выполняет свойвысший долг, но тем самым обрекает себя на смерть.

Софоклвыступает как мастер четко выписанных человеческих характеров. Он используетприем контраста, противопоставляя одних героев другим Эдипа Креонту в ЦареЭдипе , Антигону Исмене в Антигоне . Его трагедии обычно имеют развернутые предыстории . Многие обстоятельства выясняются в процессе развития событий.Наглазах зрителей обычно происходит развязка, и мы непременно обнаруживаемотголоски прошлого в настоящем.

Блистательный образец такой композиции трагедия Царь Эдип . Она не случайно считается одним из шедевров мировойдраматургии. Мастерски владея архитектоникой, построением пьесы, Софокл придаетпартиям очаровательную сладость и величие хор же, в свою очередь, удачнодополняют исполненные драматизма диалоги. Пьесы Софокла столь совершенны игармоничны, что его называли Фидием литературы.