Серебряный век

Серебряный векСеребряный век занимает совершенно особое место вроссийской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий,породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительнообогатило все виды искусств и философию. На пороге нового века начали менятьсяглубинные основы жизни.Представления о любви и смерти, о реальности и душе,незыблемые на протяжении столетий, перестали действовать автоматически.Традиционные регуляторы существования - религия, мораль, право - не справлялисьсо своими функциями.

Начинался век модерна.В начале ХХ века происходит разложение гуманистическойкультуры XVII - XIX веков, отрицание ееценностей, получившее название декаданса. Особенную популярность приобретаетучение Ницше. Именно Ницше раньше и острее других сформулировал новую длячеловечества и отныне главную для него проблему - проблему обоснованияобыденной жизни.Ницше же наметил и главное направление в поисках ответа человеком движет то в нем, чего он не может осознать, и это больше и сильнееего.

Индивидуальное и коллективное бессознательное занимает в новом мире местостарого Бога. Крушение старой картины мира происходило одновременно во всехобластях модерн в искусстве, нигилизм ницшеанской философии, теорияотносительности Эйнштейна. В этот период люди ищут новые основания для своейдуховной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможныемистические учения.А если предыдущие десятилетия российской истории невызывали сочувствия у людей Серебряного века, то события столетней давности,напротив были предметом моды. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом,в мистицизме Александровской эпохи.

Возникла своеобразная мифология, в которойлюди начала ХХ века продолжали дело, которое не удалось закончить столетиеназад. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества,русского раскола, западных гернгутеров, квакеров и иных мистиков.В своихмемуарах Максимилиан Волошин описывает свои этапы блуждания духа буддизм,католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер.

Периодбольших личных переживаний романтического и мистического характера . Средирусских литераторов Серебряного века особенно тяготели ко всему потустороннемусимволисты. В статье Наследие символизма и акмеизм Николай Гумилев пишет, что русский символизм направил свои главные силы в область неведомого.Попеременноон братался то с мистикой, то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом.Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа. Многие творческие люди того времени принимали участиев мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание.Магическими экспериментами увлекались Брюсов, Андрей Белый, Мережковский,Гипиус, Вячеслав Иванов, Михаил Кузьмин, Бердяев и многие другие.

В 1908 годуБлок и Ремизов ездили на заседание хлыстов, после чего Блок в письме материсообщал пошли к сектантам, где провели несколько хороших часов.Это - не впоследний раз. Писать об этом - как-то не напишешь .Особое место среди распространившихся в начале ХХ векамистических обрядов занимала теургия.

Теургия мыслилась какединомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовнымиусилиями одиночек , но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу кактаковую . Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всегообщества в целом. Символисты мало задумывались механизмах и массовыхпоследствиях такого массового преображения.

Однако в узком смысле задачитеургии понимали почти так же как и задачи терапии. Идея преображения человека,присутствовавшая и в работах Ницше, оказала значительное влияние не только насимволистов. Идею о необходимости создания нового человека мы на находим итаких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургиюпредставлена в произведениях Булгакова преображение Ивана Бездомного в Мастере и Маргарите , Собачье сердце .Серебряный век - время противопоставлений.Основноепротивопоставление этого периода - оппозиция природы и культуры.

Эта идеяпостоянно повторялась, хотя и под разными названиями, как плоть и дух, Дионис иАполлон, хаос и космос, бессознательное и сознание, наследственность и среда. Выстроив оппозицию природы и культуры мысль пыталась преодолеть ее множествомспособов . Модерн сдвигает границу между природой и культурой. Естественныепроявления человека кажутся мнимыми и вторичными.Они скрывают за собой болееглубокую реальность, которая и имеет подлинное значение. Главной задачейпредставляется постижение этой реальности, которая скрывается за пределамиобыденной жизни и неведома обычному человеку.

Эта реальность - феноменкультуры, а не природы.Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияниена формирование идей Серебряного века, считал, что победа культуры на природойприведет к бессмертию, так как смерть есть явная победа бессмыслия на смыслом,хаоса над космосом . Мысль о победе над смертью занимала многих в началестолетия.

К победе над смертью должна была в конце концов привести и теургия.По мнению Розанова смерть побеждается деторождением. А Федоров призывал ковсеобщей борьбе со смертью и единому акту оживления всех умерших с помощьюновейшей науки, которая должная была превратить энергия эротическую в энергиювоскрешающую . Таким образом, тесно связывались проблемы смерти илюбви.Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формамисуществования человека, главными средствами его понимания а став таковыми, онисливаются между собой в некоем сверхприродном единстве . Такое понимание любвии смерти сближают культуру русскую Серебряного века и психоанализ.

Фрейд такжепризнает основными внутренними силами воздействующими на человека либидо сексуальность и танатос стремление к смерти . По мнению Вл. Соловьева человек смертен из-заразделения полов.Таким образом задачей любви становится единство мужского иженского, которое в реальности не достижимо, а половой акт является лишьсуррогатом любви, так как не позволяет достичь человеку своей высшей сущности,андрогинной целостности.

Любовь рассматривается не как средство для продолжениярода, а как цель сама по себе. Дионис и Гадес одно и то же . Дионис, молодойи цветущий бог материальной жизни в полном напряжении ее кипящих сил, богвозбужденной и плодотворной природы то же самое, что Гадес, бледный владыкасумрачного и безмолвного царства отшедших теней.Бог жизни и бог смерти - одини тот же бог .В статье Смысл творчества Бердяев рассматриваетпроблему пола и творчества. По его мнению, половой акт - поиск утраченногоандрогинизма, лишь призрачное соединение.

Он пишет, что половое влечение естьтворческая энергия в человеке Существует глубокий антагонизм междутворчеством вечного и рождением временного . Бердяев считает, что долженнаступить новый природный порядок.В котором творчество победит. пол рождающийпреобразится в пол творящий. Как же воплощались идеи Серебряного века в жизни людейтворческих? Судьбы многих из них так же причудливы и необычны как и само этовремя.

Им свойственно стремление вырваться за пределы обыденной жизни, поискиной реальности. Их жизнь насыщена и переполнена переживаниями. Личность частоне отделяется от творчества. Жизнь претворяется в искусство, а искусство вжизнь. Ярким пример этому может служить судьба Николая Гумилева.Он не простомечтал о далеких странах, но и объездил многие трудно доступные уголки Африки иАзии, не только прославлял в своих стихах подвиги, но и стал героем Первоймировой воины.Об образе жизни литературной среды начала векарассказывает Андрей Белый, описывая башню - дом Вячеслава Иванова И такдень за днем попадая на башню - дня на три, живал до пяти недель яркая, носумасшедшая жизнь колебала устои времен а хозяин, придравшись к любомупредлогу, вколачивал принцип Эйнштейна ни утра, ни ночи, ни дня день -единый глядишь прошел месяц уже. В своих воспоминаниях Владислав Ходасевич рассказываето писательнице Нине Петровской.

Как писатель она не создала ничего выдающегося,но ее личность повлияла на многие обстоятельства и события.

Она прекрасносоответствовала духу времени . Из жизни своей она воистину сделала бесконечныйтрепет, из творчества - ничего.Искуснее и решительнее других создала она поэму из своей жизни . Она стала героиней романа Брюсова Огненный ангел . Еежизнь, как и жизнь многих людей ее круга протекала в неистовом напряжении,постоянной лихорадке. Все пути были открыты с одной лишь обязанностью - идтикак можно быстрее и как можно дальше.

Это был единственный, основной догмат Разрешалось быть одержимым чем угодно требовалась лишь полнота одержимости .Кратчайший доступ к кладезю эмоцию открывала любовь, все и всегда быливлюблены если не на самом деле, то хоть уверяли себя, что влюблены малейшуюискорку чего-то похожего на любовь раздували изо всех сил. Люди гнались заэмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательностии целесообразности.Однако следствием такого накопления переживаний частооказывалась глубочайшая опустошенность.

Поэтому судьбы многих людей Серебряноговека трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породилопрекрасную и самобытную культуру.