Поэзия у А. С. Пушкина

Тема поэзии у А. С. Пушкина. Одной из центральных тем в Пушкинской поэзии является тема музы. ИмяМузы, античной богини, покровительницы и вдохновительницы поэтов, отсылает насещ к временам Гомера Муза, воспой Ахиллеса, Пилеева сына . В новое время XVI- XIX в муза становится символомтрадиций, той цепи, которая связывает живущих поэтов с умершими, новыепроизведения с образцами. Пушкин продолжил древнюю традицию обращения к музе,осмыслил е и завершил.На первом этапе своего творчества 1810-е годы Пушкин- продолжательтрадиций.

В программном стихотворении КЖуковскому 1816 он, совершая древний поэтический ритуал, присягает на верностьмузам Я с трепетом склонил пред музами колени Мой жребий вынул Феб, и лирамой удел . Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, былмежду унылой , вес лой и торжественной музой. Вес лая вдохновляла напесни во славу Вакха и Венеры, унылая - на элегические любовные исповеди, торжественная - на одические прославления, обличения и призывы.Друзья-декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды. Поэт жерешил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все три музы былиобъединены одной страстью Пушкина- стремлением к свободе.

Свобода раннего Пушкина многолика.В шутливых посланиях е синонимамиявляются праздность и разгул , музы здесь- милые и молодые , в одном ряду с ленью и легкомысленной любовью , творческая свобода здесь сродни буйнойвольнице перов, Феб в античной мифологии покровитель творчества рядом сВакхом богом вина . В лицейские и ранние петербургские годы свобода впервыеоткрылась Пушкину в своеволии разгула, за стаканом вина, в ветреномволокитстве, овеянном музой XVIIIвека. И в то же время муза юного Пушкина могла становиться грозной и строгой.Так, в Вольности поэт призывает возвышенную одическую музу- свободы гордуюпевицу.

Со второй половины 20-х годов Пушкин уже непросто продолжает традицию, а осмысливает е . Я понять тебя хочу, Смысла яв тебе ищу так писал Пушкин о загадке жизни Стихи, сочин нные ночью вовремя бессонницы , 1830 г. та же воля к глубинному знанию движет поэтом,когда он обращается к загадке музы. Муза для зрелого Пушкина есть метафора поэтического служения и поэтической свободы,служения высшему, свободы от черни , толпы и низких истин . Идея служенияглубоко традиционна, она исходит из представления о божественной природепоэзии Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в полной мере и додуманадо конца. Да, Пушкин говорил то, что до него уже не раз говорилось певец- богом избранный , лира его- священна но при этом взгляд поэта на место поэзии и поэта в мире- предельнотрезвый.

Если в ранний период Пушкин, следую традиции, писал о всесилии музы Хочу воспеть свободу лиру, На троах поразить порок - Вольность , 1817 ,то уже в конце 20-х годов он отрицает даже полезность поэзии.