рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников - раздел Литература, Хлебников, Велимир Виктор Владимирович 28.х9.хi. 1885, Малодербетовский Улус...

Хлебников, Велимир Виктор Владимирович 28.Х9.ХI. 1885, Малодербетовский улус б. Астраханской губ. поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье учного- естественника, орнитолога и лесовода. С 1903 г. студент Казанского, в 1908-1911 гг Петербургского университета не окончил . В Петербурге посещал литературные среды в башне Вяч. Иванова и Академию стиха при журнале Аполлон. С поздним символизмом Хлебникова сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору.Однако не смотря на внешнее ученически-истовое следование заветам символизма , Х. был внутренне чужд этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму.

Расхождение основывалось на коренном различии взглядов на природу Слова языка и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлечнном слове закодированные вечные сущности и перемещали современность в контекст предшествующей культуры, уводили настоящее к первозданной ясности прошлого.Философско-эстетическая ориентация Х. была принципиально иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по соц. заряду 1905 г. Мы бросились в будущееот 1905 г Остро переживая позорное поражение на Востоке и удушение первой русской революции, напряжнно размышляя над ходом истории, Х. предпринял утопическую попытку найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы России и всего человечества.

Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластично и циклично повторяющегося в свом круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, получало таким образом возможность перемещения в научно предсказуемое будущее.

Х. подходит к данному вопросу как учный-исследователь, но, будучи поэтом по своей природной сути, он постигает Время сквозь мифопоэтическую призму и превращает предмет исследования в свою главную и пожизненную тему наряду с другим его постоянным героем своей поэзии Словом, языком.

Слово в его философско-поэтической системе переставало быть только средством передачи его культурной традиции в е смысловых и эстетических значениях, а становилось собственнозначимой и самоценной чувственной данностью, вещью и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время, зафиксированное Словом и превращнное в пространственный фрагмент, осуществлялось искомое философское единство пространства- времени.Единство, допускающее возможность его переоформления в слове и, значит, поддающееся активному регулированию по воле речетворца.

Создавалась внешне логически-ясная концепция преодоления физического времени как пространства за счет реставрации в прошлом и реконструкции в настоящем и будущем слов-вещей и пересоздания на этой основе всей застывшей в пространстве и времени системы узаконенных художественных форм и социальных институтов.Открывалась как бы единая книга бытия, книга Природы утопическая мечта Х поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою жизнь.

Искания Х. вполне согласовывались с общим путем устремленного в будущее футуризма, относившего смыслы, в противовес символистским, потусторонним отвлеченностям, к чувственным данностям.Это происходило и в живописи, также искавшей единство пространства времени и насыщавшей пространственную изобразительность четвертым измерением, т.е. временем. Не случайно поэтому после знакомства с В. Каменским, способствовавшим первой публикации поэта Искушение грешника Весна. 1908 10, и сближения с группой поэтов и художников Д. Н. Бурлюки, Е. Гуро, М. Матюшин Х. становится невидимой, но главной осью вращения футуризма.

В 1910 г. вышел совместный сборник группы футуристов будетлян в придуманной Х. славянской огласке Садок судей. Позже к ним присоединились А. Крученых, Б. Лившиц и В. Маяковский.Другой сборник будетлян Пощечина общественному вкусу 1912 почти наполовину состоял из произведений Х. поэма И и Э, Гонимый кем, почем я знаю знаменитые экспериментальные Кузнечик и Бобэоби пелись губы. На последней странице сборника была напечатана исчисленная поэтом таблица с датами великих исторических потрясений.

Последней датой был 1917 г. ср. с порожденным Х. пророчеством в поэме В. Маяковского Облако в штанах в терновом венке революции грядет шестнадцатый год. Подобные расчеты Х называвший себя художником числа вечной головы вселенной, проводил постоянно, проверяя свою теорию кругового Времени и стараясь разумно обосновать право на провидение см. его кн. Учитель и ученик, 1912 Битвы 1915 1917 гг. Новое учение о войне, 1915 Время мера мира, 1916 Доски судьбы, 1922 статьи Спор о первенстве и Закон поколений, 1914. Некоторые идеи Х. о жизненных ритмах подтверждаются современной хронобиологией.

В 10 гг. выходят книги Х. Ряв, Творения 1906 1908, Изборник стихов. 1907 1914, получают развитие разработанные им ранее первобытные славяно-языческие утопии Змей поезда, 1910 Лесная дева, 1911 И и Э, 1912 Шаман и Венера, Вила и леший, 1912 Дети Выдры, 1913 Труба марсиан, 1916 Лебедия будущего, 1918. В них поэтически формулировалась мечта Х. о всесветном единении творян и изобретателей их антиподы дворяне и приобретатели в лоне единой и всевременной матери Природы, одухотворенной человеческим трудом.

Х. предлагал Исчислить каждый труд ударами сердца денежной единицей будущего, коей равно богат каждый живущий V, 157 . Раскрытие важной для Х. темы труда см. Мы, Труд, Первый и прочее и прочая , Ладомир и др. Верховным представителем творян, по мысли Х является поэт, а искусство становится проектом жизни идея жизнестроительного искусства.

Поэтические утопии и жизненное поведение поэта сливаются начинаются пожизненные странствия Х. по России как выражение особого внебытового существования творца. К 1917 г. понимание искусства как программы жизни трансформируется в обобщенно анархическую утопию о мессианской роли поэтов тайновидцев и пророков, которые вместе с другими деятелями культуры должны создать международное общество Председателей Земного Шара из 317 членов 317 одно из выведенных Х. магических чисел Времени.

Председатели призваны осуществлять программу мировой гармонии в надгосударстве звезды Воззвание Председателей Земного Шара,1917. Одновременно с созданием первобытных и космо мифологических утопий Х. выступает и как мятежный автор антибуржуазных и антитехнократических гротескных пророчеств о бунте вещей, которых, по мнению поэта, неизбежен в урбанизированном будущем, если его распорядителем станет сообщество приобретателей и дворян поэма Журавль, 1909 пьеса Маркиза Дэзес, 1909 1911, и др В годы первой мировой войны социалистическая активность Х. значительно возросла, отчетливо выявился его интерес к теме современности в 1916 1917 гг. поэт служил рядовым в армии.

Эта тенденция усилилась в годы революции и гражданской войны.

Х смыкаясь в гуманистическом пафосе с Маяковским, не приемлет империалистическую бойню поэмы Война в мышеловке, 1915 1922 Берег невольников, 1921, но в дерзком восстании колодников земли он, подобно А. Блоку, видит справедливость исторического возмездия и по-славянски былинный размах переустройства Вселенной на новых научно трудовых человеческих основах Каменная баба, 1919 Ночь в окопе, Ладомир, 1920 Ночь перед Советами, Настоящее, Ночной обыск, Малиновая шашка, 1921. Х. активно сотрудничает с Советской властью, работает в Бакинском и Пятигорском отделениях РОСТА, во многих газетах, в Политпросвете Волжско Каспийской флотилии.

Однако и в эти годы поэт остается утопистом-мечтателем.Главную силу, способную преодолеть земной хаос и объединить творян всего мира, Х. по-прежнему видел наряду с овладением числовыми законами Времени в заново созданном, изобретенном им звездном языке, пригодном для всей звезды- Земли. Именно этим, а не только однозначно нигилистическим эпатажем футуристов, отвергавших весь комплекс культуры прошлого в т.ч. и язык, объясняются обширные поэтико-лингвистические эксперименты Х сопутствующие всему его творчеству и казавшиеся многим современникам единственной самоцелью и сущностью хлебниковской поэзии.

Х. предпринял реформу поэтического языка во всем его объеме.Звук в его поэтической системе несет в себе самоценное значение, способное насытить произведения художественным смыслом см. статью Наша основа, 1919. Истоки смысла несущих фонем Х. находил в народных заклинаниях и заговорах см. поэму Ночь в Галиции, 1913, бывших, по определению поэта, как бы заумным языком в народном слове V, 225 отсюда термин заумь, заумный язык. Слова, разложенные на первоначальные фонетические значения, Х. собирает на основе созвучий заново, стремясь сформировать гнезда неологизмов одного корня этот процесс он называл поначалу сопряжением корней, а позднее скорнением . По такой методике строились экспериментальные произведения Заклятие смехом, Любхо и др. Эксперимент распространялся и на синтаксис вплоть до отказа от знаков препинания , порождая особую ассоциативную структуру стиха на внешней основе примитивистской техники и подчеркнутого инфантилизма поэтики раешник , лубок, анахронизм, графоманство и т.п. Ребенок и дикарь писал Ю.Тынянов о Х были новым поэтическим лицом,вдруг смешавшим твердые нормы метра и слова Вступ. ст 1, 23 . Антиэстетическое дикарство и инфантилизм Х. действительно были формой футуристического эпатажа по отношению к застывшему в общепринятых нормах старому буржуазному миру. Однако целостная суть поэтико-лингвистических экспериментов была шире и включала в себя не только разрушающий, но и созидающий пафос.

С уходом в послеоктябрьском творчестве Х. нигилистического начала поэт отказывается от многих крайностей своих экспериментов в сфере заумной поэтики.

В то же время он продолжает поиски методов обновления жанровой структуры лирики, эпоса и драмы на пути создания единого синтетического жанрообразования.

Сюда следует отнести неудачные хлебниковские попытки создания сверхповестей Царапина по небу, 1920 Зангези, 1922, замысленных как своеобразная книга судеб, содержащая универсальные ключи к овладению новыми знаниями и законами жизнетворчества. Оставаясь в русле утопических идеалистических концепций, Х. в условиях нового времени объективно не мог объединить вокруг своего философско-поэтического учения продолжительно действующее художественное направление.

Однако его художественный вклад в теорию и практику советской поэзии чрезвычайно значителен словотворчество и рифмотворчество, разработка интонационного стиха, многоголосие ритмов, философская проблематика, гуманистический пафос, жанровые новообразования и др Маяковский, считавший стихи Х. образцом инженерной, изобретательской поэзии, понятной только семерым товарищам-футуристам, говорил, однако, что стихи эти заряжали многочисленных поэтов.

Действие хлебниковского заряда, в силовое поле которого попали Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М.Цветаева, Н. Заболоцкий и мн. др распространяется и на современную советскую поэзию В. Высоцкий, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, представители т.н. рок-поэзии и др.

– Конец работы –

Используемые теги: Велимир, Хлебников0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Велимир Хлебников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов). Велимир Хлебников
На сайте allrefs.net читайте: "Янко Слава (библиотека Fort/Da) ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (А.А. Грицанов)"

Хлебников и его творчество
В 1911г. исключен за неуплату. Первая публикация Хлебникова в столице в газете “Вечер”, в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины… Революцию встретил с энтузиазмом. Гордился, что в своих числовых… После смерти поэта круг этот несколько расширился.

В. Хлебников
Однако не смотря на внешнее ученически-истовое следование “заветам символизма” , Хлебников был внутренне чужд этому течению, равно как и… Хлебников подходит к данному вопросу как учёный-исследователь, но, будучи… Слово в его философско-поэтической системе переставало быть только средством передачи его культурной традиции в её…

Серебряный век русской литературы. В. Хлебников
Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов иностранные языки,… Судьба определилась литература и философско-математические изыскания.… Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками Хлебников был одаренным художником. Однако сближение с…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам