Николай Алексеевич Некрасов. "Кому на Руси жить хорошо?"

Лирический герой Некрасова почти всегда человекнадломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый своимнесовершенством.Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором онпостоянно исповедовался читателю, заставлял его искать среди предшественников исовременников свой идеал, неустанно созидать высокий образ рыцаря безстраха и упрека .То, что мы привыкли определять как образположительного героя , и в малой степени не передает возвышенный идеалнекрасовской лирики, воплощенный то в собирательном образе Гражданина,призывающего Поэта на благо ближнего живи , то в образе пламенногопевца, умевшего любить - ненавидя Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянноменяется ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особыечерты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 6О-хгодов.Прошло совсем немного времени после проведениядемократических реформ - и стало ясно общество обмануто. И Некрасов, такповеривший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается кпрежним темам по сути, освобождение не состоялось.

Однако теперь в поэзииНекрасова, в самом его тоне звучит нечто новое надлом, разочарование.

И нетолько в возможности все разом изменить переживший крушение главных своихнадежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся в самом НАРОДЕ Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощениевечных человеческих добродетелей - он меняется. в зависимости от требованийэпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего дела жизни во имянарода . Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ увиделся Некрасовуне только страдающим, но и забитым, лишенным воли к счастью, любящимсобственное рабство Некрасов первый из русских литераторов так близкоподошел к пониманию всей противоречивой глубины народного характера.

Ведь 60-егоды - время особой увлеченности народной темой в народе искали ответы на всевопросы, в нем видели исток и надежду, полагая, что все - и духовное, исоциальное - сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, в terra incognita - в демосе.В лирике Некрасова в то время призывы к освобождениюнарода от крепостной зависимости стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта свобода, как он ее примет, как осознает.

Посмотрите его персонажи сейчас - подчеркнуто безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения.Таковы и строители железной дороги Железная дорога , 1864 г которые, подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь на строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему и ходоки Размышления у парадного подъезда , 1858 г, шли в столицу за правдой и легко уходят, непущенные даже на порог роскошных палат Автор не только и не столько жалеет их, сколько пишется понять, в чем причина их долготерпения,где его предел и есть ли он Где народ, там и стон Эх, сердечный!Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Все, что мог, ты уже совершил, -Создал песню, подобную стону,И духовно навеки почил Размышления у парадного подъезда ,1858г . Одним из главных духовных ориентиров Некрасова былЛермонтов.

Вспомните горестную лермонтовскую благодарность За жар души, растраченный в пустыне вспомните его Пророка -осмеянного, побиваемого каменьями за то, что посмел провозглашать любви иправды чистые ученья . Та же мука впустую растраченного душевного жара, то женеизбывное страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного им,звучат в каждой строке некрасовской Элегии 1874 года.Художественноесвоеобразие поэмы Кому на Русижить хорошо? Поэма Кому на Руси жить хорошо? занимаетцентральное место в творчестве Некрасова.

Она стала своеобразным художественнымитогом более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасоваразвиты в поэме заново осмыслены все волновавшие его проблемы использованывысшие его художественные достижения.Некрасов не только создал особый жанр социально-философскойпоэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче показать развивающуюся картину Россиив ее прошлом, настоящем и будущем.

Начав писать по горячим следам , то есть сразу после реформы1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.Поиски счастливцев на Руси увели его изсовременности к истокам поэт стремится осознать не только результаты отменыкрепостного права, но и саму философскую природу понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять сутьнастоящего момента и увидеть будущее народа.Принципиальная новизна жанра объясняетфрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединеннаяобразом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей.Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды илиромана. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа,его исторический путь от рабства к свободе.

Именно поэтому лишь в последнейглаве появляется образ народного заступника Гриши Добросклонова -того, кто поведет людей на волю.Авторская задача определила нетолько жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорныммотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорнойоснове.

Обратите внимание в Кому на Руси жить хорошо? в той илииной степени задействованы все основные жанры фольклора сказка,песня, былина, сказание.Каково же место и значение фольклора в поэме? Уфольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы исвои художественные средства.

Самое же основное отличие фольклора отхудожественной литературы - отсутствие в нем авторства народ слагает, народрассказывает, народ слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечтопринципиально иное - общенародная мораль.Индивидуальная авторская точка зрениячужда самой природе устного народного творчества.Авторская литература обращается к фольклору, когданеобходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали когда самопроизведение обращено не только к интеллигенции основная часть читателей Х1Хвека , но и к народу.

Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме Кому на Руси жить хорошо? И еще один важнейший аспект отличает авторскуюлитературу от фольклора.Изустное творчество не знает понятия канонический текст каждый слушатель становится соавторомпроизведения, посвоему пересказывая его. К такому активному сотворчеству автораи читателя и стремился Некрасов.

Именно поэтому его поэма написана свободным языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют гениальной находкой Некрасова.Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыливозможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю егометкость, афористичность и особые поговорочные обороты органически вплести вткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки волшебная скатерть-самобранка потчует странников искусно воспроизвести изадорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологикрестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика,Красочные народные сцены, полные жизни и движения,множество характерных лиц и фигур - все это создает неповторимоемногоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора,а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.