рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Островский - "Гроза"

Островский - "Гроза" - раздел Литература, Кризис Патриархального Мира И Патриархальногосознания Оста Ется В Центре Авто...

Кризис патриархального мира и патриархальногосознания оста ется в центре авторского внимания и в Грозе . Но вэтой драме Остро вский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматриваетее под принципиально новым углом.Классицистическая окаменелость персонажей глубоко соответ ствует всей системепатриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростноесопротивление любому чужеродному эле менту порабощает всех, входящих в кругпатриархального мира, фор мирует души, неспособные существовать вне егозамкнутого круга.

Безразлично, нравится им эта жизнь или нет - в другой онижить просто не сумеют. Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от негозависимость - скрытая пружина всего действия пьесы пружина,заставляющая героев совер шать по большей части марионеточные движения, постоянно подчер кивать свою несамостоятельность,несамодостаточность.Образная сис тема драмы почти повторяет общественную исемейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центрпатриар хальной общины, помещены семья и семейные проблемы.

Доминанта этогомалого мирка - старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются наразличном отдалении члены семейства - дочь, сын, невестка и почти бесправныеобитатели дома Глаша и Феклуша.Та же расстановка сил организует ивсю жизнь города в центре Дикой и не упомянутые в пьесе купцы ем уровня , напериферии - лица все менее и менее значительные, не имеющие денег иобщественного положения.От мира Калинов отгородился столь прочно, что вотуж больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни.

Посмотрите накалиновском прогрессиста и просветителя Кулигина! Этот механик- самоучка,чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его на грань юродствав глазах окружающих, все пытается изобрести перпету-мобиль он, бедняжка,и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальнаяневозможность вечном дви гателя Он вдохновенно декламирует строки Ломоносоваи Держави на, и даже сам пишет стихи в их духе И оторопь берет будто небыло еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некра сова!Архаизм, живое ископаемое - Кулигин.

И его призывы, ем идеи, егопросветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцамбезумными новшествами, дерзостным потрясением основ Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну,говори!Кулигин.Электричество.Дикой топнув ногой . Какоееще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказаниепосылается, чтобы мы чувст вовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, простигосподи,обороняться.

Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А?Говори! Татарин?Кулигин.Савел Прокофьич, ваше степенство, Державинсказал Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю.Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигательКалинову не нужны всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А чтоже происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются бездны -словом, Сатана там правит бал . В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное инезависимое существование двух миров патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося,Островский видел их принци пиальную несовместимость, обреченность застывшей, неспособной к обновлению жизни.

Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющейего всей стремительно несущейся жизни , патриархаль ный мир вообщеотказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особоемифологизированное пространство, в котором - единст венном - может бытьоправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость.

Вокруг Калинова творится невообразимое там с небападают це лые страны, населенные кровожадными народами например, Литва на нас с неба упала и где был какой бой с ней, там для памяти курганынасыпаны . Там живут люди с песьими головами там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий.

Нечего делать, надо покориться! А вот когдабудет у меня миллион, тогда я поговорю . Этот миллион даст Кулигину на судилище право сноса , будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллионанет, умница Кулигин покоряется . Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все Варвара,Тихон, лихой Кудряш, покоряется затя нутый уже в замкнутое пространствоКалинова Борис. Катерина же покориться не может.Выродившаяся в патриархальномсознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всеголичностно она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще врелигиозной обрядности.

И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долгавыводит Катерину из замкнутою круга и противопоставляет ее калиновскому миру. Вней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса илидеклами рующего стихи Кулигина.Потому Калинов и организовался в судилище надКатериной.В блестящем этюде А судьи кто? В. Турбинтонко исследует тему суда в Грозе Никого не хочет судитьКулигин.

С усмешечкой укло няется от роли судьи простушка Варвара Чтомне тебя судить? У меня свои грехи есть . Но не им противостоятьохватившему Калинов массо вому психозу.А психоз разжигают две мельтешащих насцене чудачки странница Феклуша и барыня с лакеями . Феклушиныповествования о Махнутах и людах с песьими головами представляются Турбинуважнейшим элементом поэтики пьесы И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира фантастический и реальный.

И опять мывстречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз ихпричудливые фигуры - только фон, накотором, по мысли скиталицы-странницы, яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот суд затаился в ожиданиижертвы. И жертва является в раскатах грома, в сверкании молнии раздаетсяестественное, честное слово взалкавшейочищения грешницы. А что было дальше, слишкомизвестно.Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловалибы но в Калинове пощады ей нет.Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим,всенастигающим словом самодеятельного суда, грешница уходит из жизни Вомут лучше Да скорей, скорей!.

– Конец работы –

Используемые теги: Островский, Гроза0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Островский - "Гроза"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза"
Английский драматург Сомерсет Моэм заявил, что в отношении комедии выдвигать требование реалистичности едва ли разумно. Комедия - искусственный… Его комедия, прежде всего, умна, более того, она философична. Она вызывает… Именно таков был смех Мольера. Театр Мольера, в сущности, великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает…

На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза")
Когда читаешь Грозу , невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомствос Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой… ЖилаКатерина в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка,… Вводя впьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою героиню,тоскует вместе с ней в неволе.…

Протест Катерины в драме "Гроза" Островского
Не исключение идрама Гроза , вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост итипичен для той среды и эпохи молодая замужняя женщина Катерина… ОбразКатерины является самым ярким образом в пьесе Островского Гроза .… Воспитываясьв хорошей семье, она сохранила всепрекрасные черты русского характера.Это чистая, искренняя, горячая…

Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка"
По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей впокаянии, сама себя покарала.Причем самоубийство для верующего человека- грехеще… Герой трагедии всегда нарушитель некоторогопорядка, закона. Хотя он… Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской…

Художественные функции пейзажа в пьесах Островского "Гроза" и Чехова "Вишневый сад"
Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой,суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством… Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, нодобрый и чуткий человек всю жизнь не мог… Дикой,Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красотеприроды, в глубине души боятся ее.…

Особенности конфликта в пьесе Островского "Гроза"
Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не… Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы,… Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина -…

Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза"
Говорящие имена, употребляемые в Грозе это отголосокклассицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIXвека.Имя Кабановой… Важны женские греческиеимена. Катерина обозначает чистая , и действительно,… Кулигин, Катеринанаходятся на распутье, как и вся Россия.

Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”
Кулигин говорит Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по… И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышимвластные… Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличаетбеспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного…

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского "Гроза"
Одна из них олицетворяет гне тущую власть темного царства . ЭтоДикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис,Кудряш… Ласкиматери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у… Порой она погружалась в какие-то снынаяву, подобные сказочным видениям.Катерина рассказывает о детстве идевичестве, о…

Островский "Гроза"
Кроме того, ей была невыносима жизнь в доме Кабановых, так как она привыкла к честной, вольной жизни. В родительском доме ее окружали любовь,… Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие. Каждый день приходилось жить… Из-за такого отношения людей друг к другу Катерина стала совершенно одинокой, несчастной, отгороженной от всего мира…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Катерины в пьесе Островского Гроза Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является… И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В…
  • Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…
  • Душевная драма Катерины по пьесе Островского "Гроза" Душа, а что это такое? Душа она внутри иглубоко, и есть в каждом человеке. Она красива и нежна у Катерины молодой. Катерина отличается по складу… Катерина сама говорит Да здесь вс , какбудто, из-под неволи В отличие от… Продолжая о снах, она говорит А то, будто ялетаю, так и летаю по воздуху . Выданная рано замуж, она пытается ужиться…
  • Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского "Гроза" Сточки зрения критика, характер Катерины составляет шаг впер д во всей русскойлитературе того времени. В образе Катерины является решительный,… Катерина гуляла, молилась,вышивала. Вообще она была воспитана в условиях… Под тяж лой рукой свекрови нет простора е светлым мечтам. Поначалуиз-за врожденного благородства и доброты Катерина…
  • Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза" В мещанстве выничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам невыбиться из этой коры . И люди здесь не живут страдают,… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти,сколько из зависти.… Понимаю я это да что ж ты мне прикажешь с собойделать, когда у меня сердце такое! говорит он о себе. И Кабанова…