Пьер Монте. "Египет Рамсесов"

РЕФЕРАТ по книге Пьера Монте Египет Рамсесов.Верховых Анна, группа 1091. Москва 2000 Египта, и его книга Египет Рамсесов является одним из подобных трудов. Понимая, что именно обыденная, повседневная жизнь людей является основной составляющей жизни государства, автор концентрирует на ней сво внимание и задатся целью подробно описать е. Эта книга комплексная, в определнном смысле итоговая работа, в которой автор, не приводя научные размышления и анализ, излагает установленные в своих более ранних трудах факты, стараясь максимально широко охватить все аспекты выбранной темы, то есть наиболее полно воссоздать картину повседневной жизни египтян в эпоху великих фараонов.

Книга разделена на части, в каждой из которых рассказывается об определнной стороне жизни, например о быте, искусстве и ремслах, военной службе, деревенской жизни и т.п. Части, в свою очередь, подразделяются на главы, отражающие тот или иной аспект темы конкретной части.Монте задатся вопросом, можно ли, опираясь только на такие свидетельства, как храмы и гробницы, которые сегодня являются основным источником по истории Египта, реконструировать повседневную жизнь египтян и не будет ли такая реконструкция поверхностной.

Отвечая на свой вопрос, автор говорит о колоссальном количестве росписей и рельефов, обнаруженных на стенах гробниц и рассказывающих именно об обычной, повседневной жизни египтян, а храмы он сравнивает с каменными книгами С. 8 так как их поверхность и внутри и снаружи полностью покрыта иероглифами.

Также Монте иногда привлекает и письменные источники, в частности такое знаменитое художественное произведение Египта, как Повесть о Синухете С. 351-352 Монте обращает внимание на то, что история древнего Египта охватывает около трх тысячелетий, а за это время многое менялось в жизни людей, и из-за этого повседневную жизнь египтян нельзя рассматривать как нечто статичное.Поэтому он выбрал для своего исследования конкретный, сравнительно небольшой период из истории Египта, а именно отрезок времени примерно с 1320 до 1100 г. до н. э то есть время царствования трх фараонов Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Ввиду того, что основной источник, которым пользовался Монте, это наглядные изображения, следует заметить, что автор включил в повествование массу эпизодов из жизни египтян, и он постоянно прерывает повествование, чтобы в красках и лицах рассказать о том, как проходило то или иное мероприятие часто в таких описаниях приводится и речь персонажей.

Также автор нередко воссоздат какую-либо ситуацию с конкретными действующими лицами, чаще всего в их роли выступают хозяин гробницы, его жена, слуги.

В этом случае Монте называет их по именам, а, рисуя картину действия, не забывает сказать о деталях одежде, украшениях, мелочах интерьера и т. п. Например, в главе Жатва Монте представляет читателю Мена, хозяина полей, который пришл посмотреть, как работают его земледельцы.Автор описывает его парадную одежду рубашку с короткими рукавами и поясом над набедренной повязкой, парик, ожерелье и сандалии.

Упоминается и одежда землемеров та же рубашка с короткими рукавами и гофрированная юбка С. 139 Окружающая действующих лиц обстановка тоже интересует автора, поэтому неоднократно он описывает е предельно детально.Так, например, в главе Домашние праздники Монте упоминает кресла с высокими резными спинками, инкрустированными золотом, серебром, бирюзой, сердоликом и лазуритом, табуреты с перекрещенными или вертикальными ножками, подушки из хорошо выделанной кожи С. 140 В этой же главе описываются музыкальные инструменты, распространнные среди египтян арфы, цитры, флейты, трещтки и так далее.

Наглядность источника рельефов и картинок позволяет автору рассказать даже о строении инструментов и принципе их звучания.Подобное заострение внимания на мелочах помогает автору воссоздать атмосферу египетской жизни, показать е изнутри так, чтобы читателям запомнились е яркие образы.

Монте словно структурирует жизнь египтян, то есть выделяет общие и частные моменты.К общим, единым для всех аспектам жизни, можно отнести систему деления года на сезоны ахет- период разлива Нила, перет- время сева и шему- время уборки урожая С. 45 всеобщие праздники, которых в Египте было очень много например, Новый год, праздник богини Сопдет, праздник Опет, праздник техи и многие другие, устройство городов, религиозную жизнь и тесно связанные с ней представления о смерти.

Более частные стороны жизни, которые не всегда были одинаковы у разных слов населения, представлены описанием быта, жилищ, семейной жизни. Отдельные разделы посвящены людям, занимающимся жизненно важной для государства деятельностью земледельцам, воинам, жрецам, чиновникам. Однако нельзя сказать, что в книге присутствует лишь описательный элемент. Монте часто делает глобальные обобщения, обычно в начале разделов.Безусловно, нельзя представить ту или иную сторону жизни, составляя повествование только из описания отдельных ситуаций, поэтому автор суммирует данные и делает выводы о роли и значении, а также об особенностях различных моментов египетской жизни.

Например, в разделе Семья, рассказывая о женитьбе, Монте говорит о том, что из-за развитой бюрократии, при заключении брака между двумя египтянами чиновник записывал имена молодожнов и регистрировал их имущество, из которго две трети вносил муж и одну треть жена С. 63 В этом же разделе затрагивается очень важный вопрос о том, могли ли в Египте заключаться браки между братьями и сстрами.

Хотя довольно известным является тот факт, что фараоны женились на своих сстрах и даже на своих дочерях, автор указывает на то, что по закону не разрешалось делать этого египтянам, в то время, как фараону закон дозволяет делать вс, что он хочет С. 62 Начиная повествование об искусстве и ремслах, Монте отмечает их исключительную важность для культурной, экономической, социальной и политической жизни Египта.

Кроме того, здесь просматривается авторская идея того, что данной стороне египетской жизни мы обязаны многими памятниками, сохранившимися до наших дней не говоря уже о том, что источником для написания данной книги явились в основном данные из храмов и гробниц, то есть предметов искусства и ремесла.Рассматривая принцип построения книги, следует обратить внимание на то, что автор отводит значительную роль писцам, отношение которых к той или иной проблеме приводится довольно часто. Так, Монте пишет, что воинов писцы ставили ниже себя С. 262 мастеров искусства и ремесла намного ниже себя С. 160 а к земледельцам вообще относились с презрением и ставили их ниже всех, потому что на своей работе последние изнашивались так же быстро, как их орудия С. 125 Вероятно, такое внимание автора к мнению писца обуславливается тем, что именно рукой этого представителя администрации были написаны многие документы, частично предоставляющие материал и для данной книги.

В связи с этим осведомлнность об отношении писцов к тем или иным категориям населения позволяет нам в некоторых случаях критически оценивать сообщаемые ими данные.

Так, в разделе Войско и война присутствует описание того, как военачальник из-за стычки со своими завистниками падает в придорожную канаву на глазах у высшего начальства, за что его приговаривают к палочному наказанию С. 263 После этого Монте замечает, что в этом описании много фальши, так как писцы не любили военных.

Следует также отметить, что статус писца в Египте был очень высок, и получение подобной должности считалось большим жизненным достижением для египтянина. Даже дети чиновников чтобы занять место своих отцов должны были сначала окончить школу, а затем подниматься по служебной лестнице, усердно трудясь и стараясь угодить людям, занимавшим высокое положение.Как уже было замечено выше, автор не был бы историком, если бы просто пересказывал содержание изображений и некоторых письменных памятников, преимущественно произведений художественной литературы.

Монте как исследователь смотрит на хорошо известные факты под разными углами, и не только сам оценивает их критически, но иногда находит критическое осмысление реальности в среде самих египтян. Чрезвычайно интересным является пример, касающийся египетского культа.Известно, что египтяне предельно серьзно относились к религии и очень тесно связывали сней свою жизнь. Особенно значимой и волнующей в этом отношении для жителей Египта была проблема загробного существования, о котором не забывали даже во время повседневных дел. Монте всячески подчркивает важность для египтянина культа смерти, ведь даже праздники не обходились без присутствия статуэтки в виде мумии для напоминания о бренности человеческого существования.

Однако, что необычайно интересно и важно, автор обращает внимание читателей и на другой момент Египет во время Рамсесов был уже древней страной, и каждый мог видеть, что стало с пирамидами, поэтому некоторые египтяне в это время уже критически относились к заупокойному культу и к традиционному мнению, что после смерти человек может обрести вторую жизнь.

Одним из наиболее образных и ярких свидетельств, приводимых автором для подтверждения подобного критического отношения, является рассказ одного из арфистов данные из гробницы Неферхотепа.Арфист говорит о том, что от пирамид гробниц богов не осталось ничего, и никто ещ не приходил из загробного мира, чтобы рассказать о свом посмертном существовании он призывает забыть о приготовлениях к просветленью и наслаждаться текущей жизнью.

Заканчивается это своеобразное обращение к невидимому собеседнику весьма важными строками, ещ раз подчркивающими основную мысль рассказчика Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно. С. 119. Таким образом, Монте удерживается от односторонности в изображении той или иной стороны жизни, что позволяет назвать его труд объективным и исторически достоверным.

Итак, подводя итог, можно сказать, что труд Пьера Монте является очень интересной и полезной книгой не только для обывателя, но и для профессионального историка, так как автор старается отобразить в своей книге все стороны повседневной жизни египтян, воздерживаясь от односторонней оценки фактов.Ситуации, действующими лицами которых являются, как прквило, люди с изображений в храмах и гробницах или герои литературных произведений древнего Египта, чередуются с обобщающими выводами автора, превращающими на первый взгляд разрозненный материал в стройную систему.

И в заключение стоит ещ раз подчеркнуть, что тема повседневной жизни, выбранная Монте, исключительно важна для исторической науки. Без знания многих аспектов и тонкостей этой жизни невозможно понимание и многих проблем государственного масштаба, и поэтому книга Египет Рамсесов является очень ценным трудом.