рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роман Виктора Пелевина "Жизнь насекомых"

Работа сделанна в 2002 году

Роман Виктора Пелевина "Жизнь насекомых" - Доклад, раздел Литература, - 2002 год - Научно-Практическая Конференция По Литературе Доклад На Тему Художественный ...

Научно-практическая конференция по литературе Доклад на тему Художественный мир в романе Виктора Пелевина Жизнь насекомых Выполнила ученица 11 класса А школы 6 Шамело Евгения Преподаватель Савельева Т. В. г. Миасс 2002 г. Виктор Пелевин- один из самых модных современных писателей, культовый писатель нынешней молодежи. Несмотря на это, в его творчестве немало белых пятен, которые дают богатейший материал для возможных исследователей.В данной работе автором предпринимается попытка анализа модного писателя.

Ведь куда легче писать реферат о Пушкине или Толстом вс уже разобрано, расписано и обдумано за нас, но гораздо интереснее, хотя и сложнее, разобрать современную прозу. Именно по данной причине выбор пал на Пелевина. Темой данной работы служат художественное пространство романа Жизнь насекомых, тот мир, в который попадает читатель, его краски, архитектоника, населяющие его образы.Хотя творчеству П. Посвящено множество критических статей и очерков, к великому удивлению, о данном романе написано очень мало. В ней автор лишь опирается на исследования творчества П. Леонидом Филипповым, Александром Генисом и Андреем Даниловым.

Тем не менее в основной части своей работа самостоятельна, так как роману Ж.н. не посвящено ни одной монографии, а только несколько критических статей в периодических изданиях журнал Звезда и газета Деловой Урал. Результатом данного исследования явились несколько выводов В романе с названием известной книги Фабра Ж.н опубликованном журналом Знамя в апреле 1993 года, Виктор Пелевин создает особое художественное пространство, мир, где фантасмагории перемешиваются с реальностью, являя собой череду искусственных конструкций. В нем действуют непривычные правила раскрывая ложь, не приближаешься к правде, но и умножая ложь, не удаляешься от истины.

Пелевин помещает своих героев в условия плохой реальности, где постоянны социальные бури и катаклизмы.Заурядные явления постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов.

Однако ритуализация действительности играет вспомогательную роль основное содержание романа составляет описание состояний сознания, воспринимающего представленную картину мира в качестве реальности.При этом советская действительность оказывается своеобразным вариантом ада, где в качестве адских мук фигурирует безысходное переживание специфических состояний ума. Окружающий мир для П череда искусственных конструкций, где мы обречены вечно блуждать в напрасных поисках из начальной действительности.

Стремление воссоздать потерянное достоинство человеческой личности основная тема романа Ж. н. Место действия романа - небольшой курортный городок близ Феодосии, где узнаваемы приметы постсоветского времени ветшающее здание пансионата, кооперативные ларьки, где продают позорные кооперативные штаны, бетонные молы, бытовка на вершине холма, фанерные щиты с рисунками несбывшегося социалистического будущего, полузаклеенные афишами с призывами посетить лекции об НЛО от всего этого веяло печалью.

Как в любом курортном городке здесь есть танцплощадка, кино-бар АО ЛЮЭС с неоновой вывеской, кафе, где громкие названия блюд не соответствуют их вкусу. В романе обозначено несколько сюжетных линий, и каждая из них связана с какой-либо категорией людей, являющихся лицом своего времени.В романе 15 героев кстати, ровно столько, сколько и глав. В каждой истории внимание сосредоточено на изображении странной жизни, бессмысленно жестокой в круговороте рождений, совокуплений и смертей.

Но никто не спросит у героев Зачем жившь. Герои произведения узнаваемы, потому что маски насекомых удивительно точно передают их сущность, они типажи постсоветского периода. В нашей стране в последнее десятилетие XX века появились так называемые новые русские.Это комары из советской Шамбалы Арнольд бывший Паша и Артур, но эти звучные иностранные имена плохо сочетаются с образами обычных кровопивцев, как иронизирует автор, в блоковском стиле характерного цвета мне избы серые твои. Но устремления у них самое современные наладить на продаже крови соотечественников совместный бизнес с американцем Сэмом Саккером имя которому дано не случайно, во всм мире именно Америку называют uncle Sam, для них Сэм существо высшей породы.

Не выдерживают натиска новых русских непородистые пример тому, судьба Арчибальда, работающего в пункте сдачи крови.Он сам расценивает сво прозябание как существование мимо жизни.

Его попытка встать вровень с Артуром заканчивается плачевно крылья его уже не держат, а муха Наташа, у которой он хочет напиться крови, попросту прихлопывает его ладошкой. Современны устремления и у самой Наташи она мечтает уехать с Сэмом в Америку, не желая оставаться в России и повторить бесцветную жизнь своей матери, муравьиной самки Марины, или растягивать меха баяна, как это делал е покойный отец, офицер Магаданского муравейника, Николай.Ещ два героя романа драматический актр Максим, то торгующий бессодержательными картинами, то увлекающийся постмодернизмом искусством советских вахтров, и его друг Никита.

Оба они наркоманы. Кстати, начиная с Ж. н. герои П. регулярно потребляют наркотики, однако писателю глубоко безразлична проблема наркомании его гораздо больше интересует состояние расширенной через набор психики, которая изображается им очень жстко со всеми е изломами и падениями.С точки зрения формы П. посмодернист в классическом его варианте, экспериментирующий и изобретающий.

Но он уходит дальше то этого, развивая традиции постмодернистской эстетики, он выписывает в романе картину мироздания. Принцип буддизма о возможном переселении человеческих душ в животных, насекомых П. доводит до абсурда. Обитатели этого мира взаимодействуют друг с другом в 2-х равноправных телесных модусах людей и насекомых. Каждое действие героя как насекомого немедленно отзывается в нем как в человеке.Жизнь людей-насекомых оказывается непрекращающейся взаимосогласованной симуляцией актов существования.

Читателю невозможно уследить за превращениями. Думаешь, что это человек, а он вонзает хоботок и пьет кровь, думаешь, муха, а она снимает платьице и идет купаться и т.д. Но вс сливается в единое целое и по отдельности один модус ничего не значит без другого. Целое это человек-насекомое, пытающийся жить в мире, который кажется ему реальностью.По этому же принципу всеобщей связанности и взаимосогласованности, построена и структура самого романа.

Самопознание пелевинских героев в ситуации плохой реальности определяется через примат духа над материей. Это мысль о том, что источник всех бед нравственная неполноценность личностного начала, неизбежным следствием чего является общая социальная неустроенность. П. поднимает в романе проблемы, что без внимания к смыслу собственной жизни и свободы от коммунальной зомбированности ничего хорошего не получится.Это показывает он на героях романа, точнее на 4-х их них. Глава вторая под названием Инициация рассказывает об отце и сыне жуках-скарабеях.

Мудро и просто смотрит на жизнь отец, для которого вся жизнь и весь мир навозный шар, который он называет египетским слогом Йа. Тому же учит и сына. И хоть жизнь эта непростая башкой об бетон, она прекрасна. Невесело сложилась жизнь насекомого Сержи. Вгрызшись в мягкий суглинок, он уподобился простому таракану, к тому времени, когда он стал задумываться, вс ли делает верно, его жизнь стала рутинной.И в России и в Америке он оставался вс тем же обычным тараканом, обывателем с характерным набором предметов материального благополучия.

Сержа пытается вырваться и для этого роет вверх всю жизнь он рыл в сторону, под землй от него остатся лишь навозный шар. Выбравшись на поверхность, он вернулся на то место, откуда начал рыть, но уже совсем старым.Он стал цикадой и затрещал своими горловыми пластинами о том, что жизнь прошла зря, и о том, что она вообще не может пройти не зря, и о том, что плакать по всем этим поводам абсолютно бессмысленно.

Иного мнения придерживается ночной мотылек Митя, сопровождаемый двойником Димой. Митя ищет в жизни истинный свет, для этого он летит к площадке, освещнной двумя красными фонарями, посередине е трухлявый пень с гнилой водой, а вокруг мириады насекомых, спешащих к нему, как к алтарю, но лишь Митя понимает всю бессмысленность их стремления и стремится прочь.Теперь он заглянет в колодец своей жизни и поймет, что жизнь существует лишь один миг, что мы носим в себе источник всего.

И миг этот освещн внутренним светом, который дарован изначально каждому Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идт, и плачет уходя. Этим новым знанием Митя растревожил могущественное существо, которое как он говорит незаметно жевало меня почти всю жизнь и сожрало почти целиком.Думал и жил вс это время не он, а это существо его труп, который превратился вскоре в навозный шар. Митя сбрасывает его с обрыва.

Нигде не находит он Димы, ведь Дима и был тем трупом, тем навозным шаром, который не давал Мити жить вс это время.После всего этого нет уже ни того, ни другого, а есть только один настоящий, живущий Дмитрий вот откуда не случайность их имн. Он нашл свой источник света, заключающийся во внутренней гармонии ты круг ослепительно яркого света, кроме которого ничего никогда не было и нет. То, что в экзистенциальной философии называется конечностью человеческого существования, некие первичные условия человеческого бытия в мире, через которые и посредством которых человек живт, П. объявляет навозным шаром.

У каждого из 4-х уже рассмотренных героев есть свой Йа. Для отца и сына скарабеев этот шар сам мир, для Сержи это то, что делали его тараканы, для Мити же нечто отмершее, мешающее жить полноценно. Роман Ж. н особый фантасмагорический мир, царство живых и мртвых живых мертвецов, таких как труп Мити и мртвых живцов, таких как Сержа и скарабеи.Критики видят в П. продолжателя многих традиций, сам же он сказал В русской литературе было очень много традиций, и куда ни плюнь, обязательно какую-нибудь продолжишь.

Прозу Пелевина пытались истолковать как турбореалистическую, фантастическую, постмодернистскую, но в целом его творчество не укладывается в какие-либо жанровые рамки произведения его многослойны. Однако, возникает вопрос, почему ранние произведения Пелевина были отмечены малой букеровской премией, а его зрелые творения воспринимаются многими критиками с нескрываемой враждебностью.

Возможно, так произошло потому, что костяк этих произведений, в данном случае романа Ж.н составляют ирония и интеллектуальная игра и используются в том числе и применительно к позитивному содержанию, к ценностям сакрального характера, а такая литература обычно переводится в разряд несерьзной, фантастической, а то и нравственно сомнительной. Бессмыслица П. вовсе не отсутствие смысла, напротив, это гиперсмысл, или даже смысл смысла.Некоторые критики указывают на проповеднический характер прозы Пелевин, провоцирующего читателя принимать его произведения как манифестацию некоего целостного мистического учения.

Такому пониманию противоречит особая ,специфическая для Пелевина концепция авторства, определяющая его особое положение в современной литературе. По замечанию критика А. Гениса, Пелевин пишет в жанре басни мораль из которой должен извлекать сам читатель.Автор ничего не хочет сказать, и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно.

Многочисленные эксперименты со стилями, контекстами, художественной формой служат у П. организации этой особой формы авторства, редуцирующей взаимоотношения автора с читателем вплоть до полного упразднения.Список используемой литературы 1. Леонид Филиппов статья Полты с Затворником. вариации на заданную тему - ж. Звезда 1999, 5 2. Александр Генис статья Поле чудес - ж. Звезда 1997, 12 3. Андрей Данилов статья Синтетическая правда Пелевина. попытка анализа модного писателя - г. Деловой Урал 1997.

– Конец работы –

Используемые теги: Роман, Виктора, Пелевина, Жизнь, насекомых0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роман Виктора Пелевина "Жизнь насекомых"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью… Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное… На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения . Евгений считает русских людей темными, с ограниченным…

Символика в современном мире, по роману В.Пелевина «Generation П»
Все и всюду говорят о том, что надо что-то предпринимать, чтобы не потерять будущие поколения в этой все укрепляющейся системе ложных символов. Но… Это история карьерного роста невостребованного эпохой выпускника … Хотя большинство людей и так догадывается, что реклама и политика граница между которыми очень расплывчата по сути…

Роман «Жизнь Арсеньева»
Не раз случалось: я возвращаюсь из какого-нибудь далекого путешествия, возвраща¬юсь в те степи, на те дороги, где я некогда был ребенком,… Я чувствую, что это совсем не воспоминание прошлого: нет, просто я опять… Первые семнадцать лет — три книги, потом сорок лет — в одной — неравномерно Знаю. Да что делать?» [3]. Всего написано…

Судьба доктора Сартанова в романе В. Вересаева "В тупике". История создания и публикации романа
Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие читателями, но все они очень живучи.Среди… Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом… Чтобы понять концепцию этих книг, чтобы получить ясное представление об основных вехах исканий Вересаева, о его…

Творчество Виктора Пелевина в литературной критике
Определение это в равной степени относилось и относится до сих пор как к творчеству молодого прозаика, так и к самой личности Пелевина. Он до сих пор не дал ни одного интервью в обычном понимании этого слова –… Пожалуй, наиболее полно и достоверно биография писателя представлена в статье Дмитрия Быкова, опубликованной в…

Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому
Научная доказательность этой мысли может быть достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа . В числе особенностей модернистского… В русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с… Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его…

Выявление роли хронотопа в произведениях Виктора Пелевина
Он закончил Литинститут, грамотен, начитан и, безусловно, талантлив. В своих произведениях он поднимает множество извечных вопросов человечества.… Сам он себя относит к школе поп-арта [4,1]. Объединение опыта множества школ… Мировоззрение В. Пелевина, основанное на философии дзен-буддизма, мистическом учении Карлоса Кастанеды выражено с…

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

Настоящая жизнь в романе Толстого "Война и мир"
Он в приподнятомнастроении, в боевом духе отправился на военную службу.Увы Опять не то!Суровые военные события способствовали его ра зочарованию в… Как же выбраться из этой страшной, головокружительной обстановки? Ноздесь… Однако строит всознании планы действительно, как он считал в тот момент, настоящей жизни полностью отдать ся занятию…

Это книга о том, как жизнь меняет человека, и о том, что каждый может изменить жизнь
Зеркало Кассандры... Бернард Вербер... Ей всего семнадцать Она ничего не знает о своем прошлом Ее зовут Кассандра...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Нравственная концепция романа Виктора Гюго "Отверженные" Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике… Это делает роман Гюго не столько обличительным, сколько и проповедническим —… Его высоко оценили Герцен, Некрасов, Щедрин, Толстой и Достоевский. При всем различии идейных позиций и творческих…
  • Жизнь на фронтире (на материале романа Д.Ф. Купера "Прерия") В ходе национального развития Фронтир утверждался как уникальное историко-культурное явление, наполняясь важным и и многообразным содержанием. [3.… На эти земли шли и авантюристы, искатели приключений, и фермеры, ищущие… В качестве духовного ориентира опыт «подвижного» пограничья долгое время способствовал поддержанию мифа о личной…
  • Виктор Гюго Эпиграфом ко всему творчеству великого француза могут быть его слова : “ Первая потребность человека , его первое право , первый его долг - свобода… Поэзия выражала у него бесконечное богатство внешнего и внутреннего мира ,… Ритмическое, интонационное, лексическое многообразие и богатство стихов само по себе было программным для утверждения…
  • Виктор Сиротин. США. Перья Серафимов. (Лермонтов в искусстве его времени) Вникая в живые образы и нездешний колорит его живописи, ты становишься свидетелем и даже соучастником некого загадочного действа. И, как это ни… Значит ли это, что, все, изображенное выдающимися писателями, является… Так, всякий лист, даже и оторванный от ветки родимой , содержит информацию о родине его. Потому высохший дубовый…
  • Жизнь Веры Холодой Ее нарекли Верой. Через два года после появления на свет "полтавской галушки", как прозвала ее мать за сказочный аппетит, семья переехала в Москву.… Весь вечер он читал стихи, восхищался ее необыкновенными глазами и чуть ли не… Ее муж, Владимир Холодный был человеком одаренным, хорошим музыкантом, страстно увлекался автоспортом. Несколько раз…