Рецензия на рассказ А.П. Чехова "Студент"

Рецензия на рассказ А.П. Чехова Студент Мне повезло.Впервые познакомился я с рассказом А. П.Чехова Студент на концерте замечательного чтеца Александра Познанского.Тогда, давно, услышав этот рассказ вместе с Иудой Искариотом Л. Н. Андреева истихотворениями Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове нетолько тонкого юмориста, но и глубокого философа и прекрасного художника слова.Мне открылась новая грань чеховского таланта, ставшая явной не в место, авместе с его искусством смеяться.

Погода в начале была хорошая, тихая. Кричали дрозды,и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку - так начинает Чехов свой рассказ. Нескольких предложений достаточно, чтобычитатель ощутил себя непосредственным свидетелем происходящего.Вдохнув полнойгрудью весенний воздух, в котором раскатисто и весело звучит выстрелохотника, прислушиваемся к тихому весеннему лесу. И снова, одно-единственноеслово заставляет читателей судорожно вздрогнуть от холода некстати . Всемичувствами своими воспринимаем мы это некстати . Чувствуем, как холоденподувший ветер, видим, как по весенним лужам потянулись ледяные иглы, слышим,как глухо стало в лесу, ощущаем даже, как запахло зимой . Благодаря такому вступлению , с полуслова понимаетсяи ощущается читателем состояние главного героя рассказа - ИванаВеликопольского, студента духовной академии.

Человеку, оказавшемуся в такойобстановке, не просто холодно - он чувствует тоску и безысходность, чувствуетхолод во вс м мире и в душе своей.

Ему казалось, что этот внезапно наступившийхолод нарушил во вс м порядок и согласие, что самой природе жутко Под стать состоянию и мысли Ивана. Следуя особенностисвоего мышления, он от своего, частного, конкретного поднимается в мыслях квсеобщему, надысторическому, выходит на уровень обобщения и осмысления того,что видит и чувствует. Но во вс м и в теперешнем сво м состоянии, и в жизнисвоей, и в истории - видит Иван лишь холод, ветер и страдания.И теперь,пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и приРюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая желютая бедность, голод такие жедырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак,чувство гн та - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройд т ещ тысяча лет, жизнь не станет лучше .Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великихдеятелей русской истории - стоят вечные ветер , голод , чувство гн та .Прич м автор подч ркивает неизменность людских несчастий вне зависимости отвремени, повторяя сходные синтаксические конструкции точно такой же ветер , точно такая же лютая бедность , такая же пустыня кругом . Подч ркивают этунеизменность и три глагольные формы были, есть и будут . Прошлое, настоящее ибудущее объединены ветром, голодом и страданиями.

Из этого Иван делает неутешительный вывод жизньникогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Однако остановиться на этомвыводе нельзя, он с неизбежностью влеч т за собой вопрос, прямо ни автором, нигероем не сформулированный, но подразумевающий для чего жить? В ч м смыслчеловеческого бытия, если оно до того мимол тно, скоротечно, что не меняетничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от ужасов ниРюрик, ни Иван, ни П тр, что делать мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться ксвоей жизни, в которой он ничего не может изменить. Ему не хотелось домой .Внимание читателя наверняка сразу обращается на то,что эпизод отречения Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, ончувствует какую-то связь между собой и евангельским персонажем.

Тогда былатакая же унылая длинная, страшная ночь, и так же, как Иван, был изнемож н изамучен тоской и тревогой П тр, и так же грел у огня свои озябшие руки. РассказИвана находит, может быть, не вполне ожиданный им отклик в душах слушательниц.

Одна из них плачет, а вторая смущается, словно чувствуя сильную боль .В этом рассказе Чехов употребил нечто вроде кольцевойкомпозиции Иван из темноты видит кост р, ид т к нему, говорит с женщинами иопять уходит в темноту, откуда видит лишь огонь, но не людей вокруг него. Этаособенность подч ркивается употреблением Чеховым слова опять опятьнаступили сумерки возвращается зима . Однако в мыслях, в душе Иванаподобного возвращения нет, недаром встречаются в тексте как контекстуальныйантоним слову опять слово теперь . Иван думает о другом, о том, что событияевангельских врем н имеют отношение и к настоящему, что Василиса всем своимсуществом заинтересована в том, что происходило в душе Петра .И только сейчас герой оказывается способным понять,что главное в человеческой жизни и вообще на земле - правда и красота,продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог ощутить чувствомолодости, здоровья, силы. Только сейчас узна м мы, читателе, что герою,размышлявшему в начале рассказа о бесцельности и бессмысленности бытия, двадцатьдва года. Только сейчас чувствует герой невыразимо сладкое ожидание счастья,неведомого, таинственного счастья . И только сейчас, ощутив себя частью жизни,видит он жизнь восхитительной, чудесной и полной высокого смысла .Главный конфликт чеховских произведений - конфликтмежду человеком и жизнью, скоротечностью человеческого бытия - получает одно извозможных своих разрешений в этом рассказе, подобно Пьеру Безухову из романа Л.Н. Толстого Война и мир , отвечающему на вопрос Зачем жить? словами Затем,что есть Бог, тот Бог, без воли которого не упад т волос с головычеловеческой находит свой ответ и Иван Великопольский, студент, молодойчеловек, начинающий жить Затем, что в мире есть правда и красота, и жизнь моя- часть той цепи событий, что объединены правдой и красотой.