Величайший сын России - Пушкин

Величайший сын России - Пушкин Пушкин! Слово, котороедавно уже перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, астало обозначением чего-то та кого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя.Почему?Чудо Пушкина.Ужесовременники Пушкина, люди, лично его знав шие, общавшиеся сПушкиным-человеком, с ним говорившие, первыми после гибели поэта произнесутслова о Пушкине как о безусловном, грандиозном, стихийном явлении. АлексейКольцов написал о Пушки не стихи и назвал их Лес . Солнце нашей поэзии Солнце! навсе гда все запомнили и эти слова Одоевского.

А Белинский позднеесрав нит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей.Почему?Гоголь сказал Пушкинесть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двестилет. В нем рус ская природа, русская душа, русский язык, русский характеротрази лись в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражает сяландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла . В Пушкине русский человекявился как модель, как программа и как прообраз будущего.

Мы так привыкли ктому, что Пушкин был первым во всем, чтоподчас забываем так случилось и потому, что он был последним, концом всехконцов, завершением великой эпохи XVIII века. Он был последним человекоммолодой, развивающейся нации и потому же самому первым человеком нации зрелой,развившейся.Герцен сказал, что на вызов, брошенный Пет ром, Россия ответила100 лет спустя громадным явлениемПушкина . Мы знаем единственные для наспушкинские слова Вольность , Я памятник себе воздвиг , Гений чистойкрасоты а ведь за ни ми Радищев, Державин, Жуковский Муза Пушкина, писалБелинский, была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов.Скажем более она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратилаих миру в новом, преображенном виде . Да, все в новой русской литературе идетот Пушкина.

Создатель русского литературного языка.

Основоположник реализма.Первый подлинный художник-историк. Первый Первый Первый Недаром великие нашиписатели не только Пушкиным начинают, но, пройдя путями разными и сложными,снова выходят к Пушкину позд ний Достоевский и поздний Некрасов, поздний Блоки зрелый Маяков ский, и Есенин, и Твардовский. Это не возвращение назад, недвижение по кругу, ибо каждый раз, на каждом новом этапе Пушкин впереди.Движение от Пушкина оказывается движением к Пушкину.Возрождение, начало XIXвека в России, которое Луначарский, имея в виду собственно Пушкина, называлнашим Возрождением.

Горь кий, в свою очередь, сравнивал роль Пушкина в русскойлитературе с ролью Леонардо в европейском искусстве.Вот какой смысл полу чаетформула великого критика Пушкин был первым русским поэтом-художником .Первочеловек установившейся нации должен был явить ся художником, а Пушкин, говорил Луначарский, был русской вес ной, Пушкин был русским утром, Пушкин былрусским Адамом . История показала, чтоПушкин не только стал первым хронологиче ски, но и остался первым по масштабами характеру дарования.

Никто лучше самого поэта не определил его эстетическогоуниверсализма Ревет ли зверь в лесуглухом, Трубит ли рог, гремит лигром, Поет ли дева за холмом На всякий звук Свой отклик в воздухепустом Родишь ты вдруг.Ты внемлешь грохотугромовИ гласу бури и валов, И крику сельских пастухов И шлешь ответ Тебе ж нет отзыва Таков И ты, поэт!А. Н. Островскийкогда-то назвал стихи Пушкина благодеянием.И это благодеяние свободы.Чувство свободы, может быть, самое удивительное, что рождает общение сПушкиным.

В Памятнике поэт сказал об этом, как о главной своей заслуге что в мой жестокий век восславил ясвободу Пушкин был близок к декабристам, их мысли ичувства питали мо лодую пушкинскую поэзию, а одно из первых своих произведенийон прямо назвал вслед Радищеву Вольность . Все его творчество от первой допоследней строчки есть восславление свободы антикре постническая Деревня , нои фантастический, сказочный Руслан свободная игра духовных сил свободногочеловека, предчувствие, по слову Белинского, нового мира творчества.

Что же, вэтом смысле Руслана и Людмилу можно назвать и называли декабристской поэ мой .А после 1825 года, после поражения первого у нас революцион ного выступления,уже только звонкая и широкая песнь Пушкина раз давалась в долинах рабства имучений эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественнымизвуками настоящее и по сылала свой голос в далекое будущее.

Поэзия Пушкина былазалогом и утешением. Поэты, живущие во времена безнадежности и упадка, неслагают таких песен Герцен . Однако поразительноеощущение свободы поэзия Пушкина несет не только там, где она о свободе говорит. Поэтому он всегда оставался в подозрении у жестокого века, и даже тогда,когда не создавал крамольных, по характеристике Александра I, возмутительных сти хов. Пушкин сама свобода.Какое преодоление ограниченности, какаяосвобожденность от эгоизма в этом признании Я вас любил любовь еще,быть может Я вас любил безмолвно,безнадежно, То робостью, торевностью томим Я вас любил такискренно, так нежно, Как дай вам бог любимойбыть другим.Любой пушкинский образбесконечно значителен.

Вы пом ните К Я помню чудноемгновенье Передо мной явиласьты, Как мимолетноевиденье, Как гений чистойкрасоты Пушкинскоетворчество это творчество по законам красоты , одно из высших проявлений самойсути человеческого творчества во обще. Не в этом ли разгадка уникальногоявления единственного у нас романа в стихах Евгения Онегина , как энциклопедиирусской жизни прямое следствие энциклопедизма пушкинской души, пуш кинскогодуха.

Не в этом ли способность Пушкина к преодолению на циональнойограниченности, своеобразный художественный интерна ционализм, названныйДостоевским всемирной отзывчивостью В са мом деле, в европейских литературахбыли громадной величины ху дожественные гении Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры.Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою спо собностьювсемирной отзывчивости, как наш Пушкин.

И эту-то способ ность, главнейшуюспособность нашей национальности, он именно раз деляет с народом нашим, и тем,главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогдане могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, сними народа, дух его, всю затаенную глубину этогодуха и всютоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин.Замечательнаяособенность Пушкина мы, люди, можемразниться по степени понимания его произведений, просто по степени знаниянаписанного им, и тем не менее мы всегда ощущаем всего Пушкина в каждомстихотворении, в каждой строчке он весь. Даже самые чуткие и дальновидные изпушкинских современников и позднейших, часто выдающихся критиков находили уПушкина лучшее и худшее , го ворили об упадке таланта в Борисе Годунове иравнодушно прохо дили мимо Повестей Белкина . Сейчас мы радуемсякаждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесенной, наслаждаемся любымписьмом, им написанным.

И это потому, что мы уже понимаем если не все вПушкине, то всего Пушкина.

Любой художник вступаетв жестокую схватку со временем, и если выходит победителем, то чаще всего сутратами. И нет у нас подобного Пушкину художника, на которого бы времяработало так счастливо, так оплодотворяюще.С течением его значение Пушкина,насущная его для нас необходимость не только не становятся меньше, но все болеевоз растают.200-летие какой этосветлый юбилей! День рождения Пушкина какой это праздник! На котором не можетбыть ни тени фальши или скуки.

На котором никакое обращенное к юбиляру слово,самое гром кое, не может помешать никакому благодарному шепоту. ПраздникПушкина. Наш праздник!.